Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2007-03-13 02:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дело о физиологии музыки
Дело в том, что раньше же ведь я слушал музыку почти непрерывно. Уточню: то, что теперь понимается под музыкой, используется в качестве музыки. Для этого включаешь магнитофон, ставишь кассеты, диски как до этого ставил виниловые пластинки. Беда для родителей и соседей - постоянно звучащий из моей комнаты фон. И ведь хотелось всё время сделать музыку погрочмче, ну, что за наказание! Наказание, настигающее отмщением в твои зрелые года, когда твой ребенок считает себя меломаном, то есть, у него потребность не находиться в звуковой тишине - как у тебя когда-то; вот и соседи за стенкой наворачивают что-нибудь обязательно навороченное, демонстрируя шум как предмет собственной гордости - суб-культуры у нас разные и то, что мне кажется трешем пользуется у них повышенным уважением, возможно они открывают душу - так, как умеют. Какую умеют.

Я не об этом, мне интересно, отчего и почему возникает это убывание, когда важнее и проще остаться в тишине, сосредоточиться на делах, не пытаясь овнешнять внутреннее. Возможно, причин несколько. Возможно, это обычная слуховая усталость, накопленность огромного числа звуков, наслушанность, автоматически изощряющая слух (скажем, вряд ли Шнитке или Штокгаузена можно слушать без предварительной музыкальной арт-подготовки, для неискушенной мембраны все эти диссонансы и частые смены планов будут казаться набором ничего не значащих музыкальных фраз - так, примерно, как наша музыка слышится собаке). Или, может быть, состояние нервной системы изменилось, истончилось, раздёргалось - помните, затасканное у Вознесенского "Тишины я хочу, тишины, нервы что ли обожжены...", мама мне всё время выговаривала эту фразу вместо просьбы сделать потише.

Или, кто его знает, снижение потребности звукового оформления своей жизни связано с тем, что в конце концев ты сам находишь свой внутренний голос. Ты сам начинаешь звучать во весь свой, заложенный в проекте, музыкальный рост. Словно бы очертания твоего интеллектуального тела становятся менее проницаемыми и более не подвергаются кардинальным изменениям.
Я часто замечал, что музыка, которую слушают окружающие меня люди, оказывается проекциями их душевных состояний, настроений, метаний; в звучание извне они как бы видят звуковое зеркало в котором отржаются их собственные эмоции. Ведь все мы слушаем противные, душещипательные опусы, когда влюблены или когда хочется пострадать. Или когда нелепая песенка настигает нас внезапно, ты словно бы проваливаешься в колодец, где закончервировано то или иное состояние из того или иного прошлого. Словно бы из шампанской бутылки выбивает пробку и тебя овевает дискурс определенного жизненного момента. Причём вовсе необязательно, чтобы с этим шлягером-нешлягером было что-то такое связано, но вдруг - раз - и нечто напоминает, отсылает, запускает грамофонную пластинку памяти - по тем же самым дорожкам, выбоинам и выебонам.

Всё это много раз описано, хотя так и непонятно - когда чукча превращается из читателя в писателя; то есть, из слушателя в самостоятельного человека, не нуждающегося во внутренних подпорках и внешних зеркалах. Дело ведь не в том, что некогда или возможности не позволяют, как раз наоборот - возможностей становится всё больше и больше - и в смысле доступности и разнообразия носителей, но и в смысле того, что ты, наконец, превращаешься в человека, способного заказывать музыку. Но - не заказываешь. Манкируешь. А просто не хочется. Нет такой необходимости.


(Добавить комментарий)


[info]in_si@lj
2007-03-12 20:11 (ссылка)
У меня подобное произошло с изобразительным искусством, много лет я жадно и беспрерывно поглощала галерейные ряды всевозможной продукции и утихла... во мне эта страсть к живописному фону моей жизни.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-12 20:49 (ссылка)
кстати, и живопись, да, но просто живопись она менее явно включена в нашу жизнь, она все-таки немного не жизнь, а музыка, ну куда ж без нее, казалось бы...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]19700101@lj
2007-03-12 20:57 (ссылка)
про это кстати вы арт-терапевтам расскажите :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-12 21:09 (ссылка)
а что есть и такие?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]19700101@lj
2007-03-12 21:12 (ссылка)
а то. они умело маскируются под обычных и добрых людей, пряча свои белые халаты и цилиндрические чепчики.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 07:24 (ссылка)
ужос ведь, у-жо-с

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]19700101@lj
2007-03-13 07:30 (ссылка)
зато аутистов в чувства приводить умеют

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 15:50 (ссылка)
и то хлеб

(Ответить) (Уровень выше)


[info]in_si@lj
2007-03-13 09:41 (ссылка)
Да, так... но музыку "фоном" жизни я редко могла выносить, я её всегда сознательно СЛУШАЮ, она меня поглощает полностью, и я не люблю есть под громкую музыку и разговаривать тоже не люблю и т.д. но так было всегда, а вот с живописью как у Вас с музыкой!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 15:52 (ссылка)
возможно, это еще и потому, что шума вокруг очень много и практически невозможно остаться в тишине

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]in_si@lj
2007-03-13 19:52 (ссылка)
Да, уши иногда болят от шума. Я помню первые годы в Германии чуть с ума не сошла от постоянных звуков, тогда нашла здесь место постоянной тишины - это романская церковь святого Мартина - там есть подвал, куда можно купить билет и посидеть в АБСОЛЮТНОЙ тишине! Это настоящая СВОБОДА!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 20:02 (ссылка)
В Москве такое нереально

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]in_si@lj
2007-03-13 20:13 (ссылка)
не думаю

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 20:24 (ссылка)
а вы не думайте

(Ответить) (Уровень выше)


[info]marinaa2@lj
2007-03-13 00:25 (ссылка)
а во мне не утихает... ужас... инфантилизм...
правда только с изобразительным искусством...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 07:26 (ссылка)
а может какие-то иные причины? Так что нужно, вероятно, радоваться

(Ответить) (Уровень выше)


[info]in_si@lj
2007-03-13 09:53 (ссылка)
О, Боже!
Так и радуйтесь.... Это не инфантилизм, а жизненная сила!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]19700101@lj
2007-03-12 20:22 (ссылка)
вероятно это сублимация, хотя я не до конца понимаю смысл этой кишечной палочкиго термина :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-12 20:50 (ссылка)
сублимация - перевод одного вида энергии в другой
о какой сублимации вы говорите в данном конкретном? ))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]19700101@lj
2007-03-12 21:00 (ссылка)
одна, другая - да какая разница ))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-12 21:09 (ссылка)
ага, чо один, генерал, понимаешь, что другой )))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]azbukivedi@lj
2007-03-12 21:06 (ссылка)
хм... у меня с годами не снижается потребность в звуковом оформлении, а вот сама музыка меняется
и "концертные" вкусы
впрочем, я об этом напишу - у меня тут был довольно интересный выбор, на какой концерт идти, и лет десять назад я бы пошла на один, а сейчас иду на другой

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-12 21:11 (ссылка)
Это тоже меняется и все чаще склоняешься в сторону классики - она кажется естественнее и органичнее, глубже, наконец; но раньше ту же классику я готов был слушать круглосуточно, вот ведт насколько ненасытен был, возможно, просто объелся?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]azbukivedi@lj
2007-03-12 21:17 (ссылка)
я никогда ничего не могла слушать дольше нескольких часов...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 07:25 (ссылка)
счастливыя

(Ответить) (Уровень выше)


[info]marinaa2@lj
2007-03-13 00:23 (ссылка)
сам находишь свой внутренний голос. Ты сам начинаешь звучать во весь свой, заложенный в проекте, музыкальный рост. Словно бы очертания твоего интеллектуального тела становятся менее проницаемыми
________________________
Дима. Вы сами сформулировали. Даже слов не подобрать более точно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 07:26 (ссылка)
я пытался, да) Вдруг зацепило и стало думаться

(Ответить) (Уровень выше)


[info]slusarev@lj
2007-03-13 07:49 (ссылка)
Откуда Вы знаете, как сышат собаки?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 15:51 (ссылка)
ученые установили

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]slusarev@lj
2007-03-13 16:07 (ссылка)
Это неубедительно. Ученые могт сказать просто все ЧТО УГОДНО. А им верь. До сих пор не могут решить видят быки красный цвет или нет. А в вашей дискуссии уж слишком мало участников для убедительности. Удачи!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 16:22 (ссылка)
фраза о собаках в контексте поста необязательная риторическая фигура, если ее убрать смысл постинга не изменится, зря вы так суровы

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]slusarev@lj
2007-03-13 16:33 (ссылка)
Cуров, но справедлив. :-))) Данная фраза является ключевой в контексте современной культуры.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 16:45 (ссылка)
отчего это ключевая? теперь вы, как мне кажется, метафорически далеки от точности)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]slusarev@lj
2007-03-13 16:59 (ссылка)
Так весь разговор-то о чем? О восприятии звуков.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 17:02 (ссылка)
о МОЕМ восприятии звуков, разве звуки являются ключом к современной культуре? Мне кажется, они тут периферийны по отношению ко всяческой визуальности

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]slusarev@lj
2007-03-13 17:13 (ссылка)
Конечно являются, не важно Вы это или кто другой, а визуальное восприятие - отдельная песня.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 17:23 (ссылка)
это вы как ФОТОГРАФ говорите?
В моем личном рейтинге современная музыка намного менее важна чем визуальное
если выпадет выбирать, то чего страшнее лишиться - зрения или слуха?
если вы не будете лукавить, то выберете оставить зрение

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]slusarev@lj
2007-03-13 17:44 (ссылка)
Ну вот Вы все свели к парадоксу. Что лучше - слепой музыкант или глухой художник?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 19:01 (ссылка)
да какой же это парадокс? Самая что ни на есть правда жЫзни
есть и слепые художники и глухие музыканты, кстати

(Ответить) (Уровень выше)


[info]brmr@lj
2007-03-13 17:17 (ссылка)
сначала набираешь, а потом отбираешь
и нужно мало ведь

как же вы чувственно точны!


P/S/ а вот Сен-Санс на китайском инструменте эрху с двумя струнами, продетым меж ними смычком и резонатором (то бишь декой) из кожи питона. Хотя на самом деле это одна струна, только сдвоенная

http://www.youtube.com/watch?v=88mZLf_gUa4&eurl=http%3A%2F%2Fgeshefter%2Elivejournal%2Ecom%2F352852%2Ehtml

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 17:24 (ссылка)
вот даже прям чувственно?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2007-03-13 17:29 (ссылка)
чувственно, потому что обнажая, пусть даже отстраннено, свои чувства, позволяя прикоснутся к ним читателям, и узнать в этом себя

как вас Сен-Санс?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 19:02 (ссылка)
сенсетивно)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2007-03-14 00:17 (ссылка)
вот что тут ответить? 6)
весь юмор исчерпан :)

Удачного дня!
а я ушла в очередь, блин :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-14 10:51 (ссылка)
вам в очередь нужно взять роман сорокина очередь
а что за очередь такая?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2007-03-14 12:17 (ссылка)
а вот эта http://brmr.livejournal.com/773432.html

а у него есть такой роман? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-14 18:04 (ссылка)
это роман, собственно, с которого он и стал известен

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2007-03-14 18:18 (ссылка)
тундра она и есть тундра

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-14 20:07 (ссылка)
не стыдно не знать - стыдно не хотеть знать

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2007-03-14 20:31 (ссылка)
я не стыжусь :)
скорее усмехаюсь над собой и мотаю на ус 6)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-14 20:38 (ссылка)
получите удовольствие

(Ответить) (Уровень выше)


[info]guruken@lj
2007-03-13 20:04 (ссылка)
А все ведь так. Когда человек открыт к эмоциям, чувствам и любовям - он совсем по-другому слышит музыку. Он слышит в ней то, чего даже нет. А в его жизни есть, и как не почувствовать.

Без своих переживаний чужая музыка сотавляет равнодушной.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 20:25 (ссылка)
думаешь я уже давно и безнадежно мертв?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]guruken@lj
2007-03-13 20:36 (ссылка)
почему мертв? нормальный здоровый человек не может всю жизнь фонтанировать чрезмерными эмоциями.

Мне как раз кажется, что нанесение подтекстов на музыку - это подростковое явление. Взрослый человек может разбирать чужие произведения на составные части, на мессиджи, на гармонии - но не готов приписывать ей свои сакральные сверхзадачи.

Взросление - вот диагноз.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 20:58 (ссылка)
а я вспомнил Блоковское "живым казаться средь людей"
сегодня на летучке с жаром обсуждали твою последнюю колонку
хвалили но через гюбу

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]guruken@lj
2007-03-13 21:04 (ссылка)
конечно. Приличным людям стыдно рассуждать о Моисееве.

А я вспомнил советское "живые и мертвые". Мне когда-то отчаянно нравился Симонов. За стилистику. Он как-то топором рубил по нервам, но с аптекарским знанием, где именно нервы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-03-13 21:10 (ссылка)
да все правильно и хорошо, так что так держать!

(Ответить) (Уровень выше)