Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2007-04-19 14:50:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дело о "Каменном госте" в "Школе драматического искусства"
Дело в том, что мы так и не определились, насколько совместимы между собой гений и злодейство. Существо вопиет о несоразмерности удовольствия и возложенного на результат процесса, мы всё ещё не знаем, думаем, гадаем. Приходим к промежуточным выводам, окончательность заоблачна.
Для Анатолия Васильева важны статичные мизансцены. В его последнем спектакле, сделанном в «Школе драматического искусства» все (!) мизансцены статичны. Дано: «Каменный гость» А. Даргомыжского, оперные арии, положенные в основание спектакля (точнее, первого действия). То есть, в основу спектакля ложится оперное либретто и оперная же реальность. Это важно – ибо опера самое искусственное из искусств, квентисенция искусственности, вымороченности-замороченности; запомним.


Второй акт – «Гойя. Де Фалья. Паласио. Счастливого плаванья» - балет, точнее хореографическая композиция (К. Мишина и И. Гонта), где без единого слова темы и лейтмотивы первой (оперной) части возвращаются непроницаемым дежа вю в пластическом действе, с элементами эквилибристики телами, соntemporary dance и цирковой умелостью. Красота неземная, незаёмная – с дрожью членов и потом, но и с юмором, удалью, цирковым расчетом.
Два в одном: балет без правил и опера без берегов, действа, уложенные критикой и организаторами в одно, в единый организм высказывания про театр, который отнимают. Так оно и есть, однако, оказывается много интереснее – почему отнимают и спектакль неожиданно даёт ответ и на этот вопрос тоже.

56.68 КБ


Мы пришли с Юлей и Витей в «Школу драматического искусства» на Поварской причаститься к легенде. Коридоры вместо фойе, сорок посадочных мест, гардероб без номерков, туалет в частной части студий, где разминаются актёры – всё вопиет о приватности. Курить – так на лестнице, рядом с другими, такими же как ты, зрителями (мобильный звонок оборачивается сценой принудительной публичности; возле туалета встречаешь студийца, громко и вслух размышляющего об основополагающем для зрителя принципе совместного с актёрами труда, напряжённости – для чего, собственно говоря, нужно ставить не стулья, но скамейки, на которых зрительская задница затекает после пятнадцати минут действия), в перерывы раздают чай, жидкий и дармовой – видимо, вместо облатки и кагора – мы играем в предложенное, благо нас немного и такой минимальной массой управлять можно практически без какого бы то ни было усилия.
Наши билеты – на балконе, не на жёстких скамья, но на отдельно взятых стульях, это для «Школы драматического искусства» важно, ибо позволяют сохранить зрительскую автономность-неприкосновенность (те, кто сидят внизу этого лишены). Мы радуемся минимальной свободе перемещения до тех пор, пока не начинается действо. Декорация (условная барочная анфилада) не предполагает взгляда сверху – декорация состоит из нескольких рядов условных порталов, загораживающих действо. Юля, воспитанница студии, объясняет, что комфортно смотреть спектакль можно лишь по центру – а это три места в первом (втором и третьем) ряду, где, собственно, режиссёр (А. Васильев) и репетировал.
Спектакль Васильева «Каменный гость или Дон Жуан мёртв» состоит из слов А.Пушкина, положенных на музыку А. Даргомыжского. Одна дама (Донна Анна) и несколько мужчин, застывших в приписанных режиссёром местах – сам Дон Гуан, его секретарь-секундант. Мизансцены статичны, двигаться и петь (то есть, двигаться) можно только сопрано (М. Зайкова) и сменяющий её тенор (Л. Дребнева) . Она (Донна Анна) поет, они проговаривают текст: мужчины статичны, женщина (музыка) всевластна.
На выселках белого спектакля стоит белый рояль (Е. Редечкина), под аккомпанемент которой и происходит действие, похожее на концерт – чередование номеров с втиснутой драматургией, между звучащей музыкой (что оказывается статичной) и персонажей, произносящих пушкинский текст формально – по-васильевски разделяя фразы на отдельные слова и неправильно (с точки зрения логики) выделяя множественные ударения. Новичков говорит, что актёры пародируют манеру речей Геббельса, но мы-то знаем, что такова работа Васильева над смыслом и над звуком стихов – каждое слово должно быть отдельно и слышимо.
После первой диспозиции (два актёра-протагониста на авансцене, Дон Гуан и его подельник чуть сзади, там же стул Донны Анны) расположение персонажей в пространстве не меняется. Мы видим мимику второстепенных актёров (их задача – ввод в действие) и руки Донны Анны (оперной певицы, которой дана наибольшая свобода перемещений). Донна Анна поёт, куражится, но в вырез прессованной древесины видны только тело актрисы, только её выразительные руки. Положение дел не изменится – актёры подают реплики слегка изменив положение тел. Для чего это нужно?
Видимо, для того, чтобы общая статика задействованных в действии тел, подчёркивала (давала возможность сосредоточения) на музыке. Сами подумайте – действо идёт несколько часов, но тела не меняют позиций, единственное на чём ты можешь сосредоточиться – это полёт музыки и твои собственные физические несовершенства, ибо ты стараешься увидеть, что же, всё-таки, происходит, заглянуть за белый, гладкий козырёк, встаёшь, прохаживаешься по балкону, в поисках удобного и адекватного места. Музыка Даргомыжского она, конечно, витает, сопрано голосит и режиссёрские находки (редкие, но уместные, эффектные жесты) имеют место, однако же, где театр, а где твоё собственное неудовольство? Твоя собственная жизнь твоего собственного тела? Что перевесит?
Во втором спектакле [после антракта] часть зрителей, обеспокоенных неуютом карцерных скамеек, ушла (в том числе и мой земляк Новичков) и мы переместились вниз. Отныне все слова сказаны и действенно лишь действие – хореографическая композиция, изысканная и виртуозная одновременно. После статики первой части на вас обрушивают чреду хореографических композиций, иллюстрирующих схождение в ад (программка подсказывает, что помимо прямолинейного смысла, заложенного в тексте Пушкиным-Даргомыжским, есть, оказывается и деление на ад-частилище и рай, где рай оказывается словесно-литературным, но и статичным и ад – молчаливым и постоянно переменчивым). Нам намекают на чреду офортов Ф. Гойи про «сон разума» и, честное слово, изобретательность и виртуозность работы говорит о том, что ад есть лучший (интереснейший) из миров.
Для чего понадобилось сшивать два совершенно разных, разнонаправленных спектакля в одно целое? Зачем мы пересаживались с балкона в партер, где половина мизансцен, отсылающих к полотнам ренессансных мастеров, Босха и прерафаэлитов всё равно (из-за устроенности декораций) всё равно не видна?

362.11 КБ

А видно для того, чтобы отчётливее проследить рефлексию А. Васильева по поводу театрального искусства, в котором режиссёр сомневается и в которое искренне не верит. Не верит точно так же, как и мы. «Школа драматического искусства» – странное учреждение без каких бы то ни было лидеров и звёзд (с Васильевым никто не сравнится). Будем честны – мы пришли на «Каменного гостя» для того, чтобы причастится к легенде, к шедевру опального нынче режиссёра, который, которого, которому…
Оказывается, что спектакль исчерпывается авторской (режиссёрской) рефлексией. Она интересна – ибо рассуждение о методе всегда продуктивно и любой опус, созданный из глубины раздумий о сущности того или иного вида искусства (возьмём ли мы «8 1/2» Федерико Феллини или «Ночь оракула» Пола Остера) делают незыблемыми основаниями для самого произведения искусства.
Это, само по себе, оказывается важным [существенным] методологическим моментом – явление искусства интересно только тогда, когда содержит внутренние [технологические, внутрицеховые] рефлексии творения; когда артефакт, помимо явленного всем результата, оказывается ещё и упражнением в размышлении о сути того или иного жанра, упражнением в решении сугубо технических и утилитарных (с точки зрения внутреннего развития жанра и соотношения его с традиционными приёмами) задач. Вам рассказывают историю, но вместе с тем показывают и то, как творец думает о [в данном конкретном случае] театре, о его возможностях и ограничениях. Ограниченности.
А. Васильев, великий режиссёр театральной современности, не случайно показывает нам «оперу» и «балет» (название частей спектакля, взятое из программки): условность театра должна быть возведена в самую последнюю [крайнюю] степень условности. А что может быть более условным, искусственным, синтезированным в самых что ни на есть отвлечённых условиях, как самое синкретическое из искусств, оперное? И, если идти далее по тропинке, условности, не балет? Ведь здесь ни слова ни жеста в простоте или в отсылке к предшественникам (к канону) сказать невозможно. Однако же, доблесть спектакля в том, что говорит. Умудряется находить новые слова и жесты.
Неверие в воспитательную силу театра оборачивается жёсткой студийной подготовкой, порождающей физически выносливых титанов-монстров, порождающих композиции удивительной красоты и удивительной силы. Так актёры, время от времени замирают в изящны позах словно бы для того, чтобы зрители смогли переварить такое огромное количество спускаемы на них красоты. Словно бы сами актёры не в состоянии вынести придуманного и воплощённого ими богатства. Отчего и нужно фиксировать позы и состояния, создавать паузы для мнимых фотовспышек.
В первой части спектакля («опера») статика мизансцен даёт возможность для «музыки», ограниченной концертным исполнением; во второй части («балет») движение оказывается органичным и ограниченным точно так же –аккомпанементом и сольными номерам отстранённого меццо-сопрано (А. Смольникова). Беспредельность чувств и ограниченность маневра выпускают на волю внимание к двум самым важным творцам действия – внешнего, то есть твоего собственного физического неуюта (ограниченность обзора на балконе, жёсткие скамьи в партере) и внутреннего – всесилием и бессилием режиссёра, который уже даже не тратится на мощные режиссёрские жесты-находки (их на спектакль не больше двух-трёх, ибо не нужно), так как владеет четырьмя часами твоей жизни безраздельно.
Можно бесконечно разгадывать этот ребус, де, отчего женщинам позволено двигаться и глаголить, а вот мужчины, напротив, множественны и статичны, однако, самым важным оказывается результат вне интерпретации – линейное и прямое восприятие конкретного действия, замкнутого на конкретные условия подвала на Поварской.
Даже если А. Васильев не репетировал с балкона и не смотрел, как воспринимается «Каменный гость» чрез условную арку, даже если не учитывал дрожи и пота конечностей у своих студийцев, превосходящих в мастерстве китайских канатоходцев, все что хотел он уже совершил. Создал песню, подобную стону…
Любой артефакт рождается из случайности-неслучайности заданного самому себе контекста. Так и вспоминаются, ну, например, «Служанки» Романа Виктюка с продолжительным (около, что ли, десяти номеров) дивертисментом, напрямую никак не связанным с основным содержанием пьесы. Или же возникает перекличка с «Королём Лиром» Льва Додина, где режиссёр берёт и накладывает на перипетии шекспировской драмы свои несуетные размышления о собственном театре.
Нечто подобное, вероятно, совершил и Анатолий Васильев перед тем, как…


(Добавить комментарий)


[info]alexandr_k@lj
2007-04-19 09:31 (ссылка)
Дима, твое письмо не расшифровывается.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-04-19 13:09 (ссылка)
я сказал, что даю добро, нужно теперь понять когда и как)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alexandr_k@lj
2007-04-19 13:10 (ссылка)
понял.:) отпишу или позвоню.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-04-19 13:24 (ссылка)
Хорошо, буду ждать)

(Ответить) (Уровень выше)

обрывочные мысли
[info]brmr@lj
2007-04-19 12:10 (ссылка)
про спектакль нельзя сказать - понравился или не понравился
он настолько вне этих понятий, что просто не знаешь как к нему относится...
но он догоняет иногда воспоминаниями, где картинкой, а где чувством.

зритель на балконе видит, как готовится рабочий сцены спустить гроб, а те кто сидят внизу вздрагивают от стука земли об пол
те кто наверху - хоронят, а те кто внизу - хоронятся

и завбавно вышло, что на жизнь мы смотрели сверху, а на ад спустились уровень актеров

если бы я не знала, не видела раньше, что от воткнутого кинжала в столб, из него, белого как и все у васильева, будет течь кровь, я бы и не заметила... не знаю заметили ли вы
наверху не видно как актеры играют в куколками на веревках
зато снизу нет такой оголенности статичности, т.к. они смотрят в глаза артистам, воображая действие, а мы смотрели на руки, не видя не то, что глаз, а голов.

статика, да
никто не уходит и никто не приходит, просто начинают "появлятся" или проявлятся из манекенов в персонажи
актеры не создают психологических образов, они плетут звуковую канву, выкрикивая или замирая (словесно, телесно они и так замерли) то ведя то отпуская пространство... в этих паузах отчетливей ощущаешь физическое неудобство
а еще эти паузы напоминают таблички. какие бывают на ТВ, только там таблички - смех, аплодисменты, а тут - вы в театре

сменяющийся Гуан и неизменные женщины - Лаура и Анна
и зритель опять в расстеряности - верить что гуан изменился? что покаялся и может быть по правде влюбился? или это совсем другая перемена блюд, блюд, которые не едят

постаревшая в миг Анна от узнавания своего врага... костыли похожие на мечи, которыми Гуан убивал многих мужей...

это все картины сплетенные не телами, не находками, декорациями


(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: обрывочные мысли
[info]paslen@lj
2007-04-19 13:10 (ссылка)
Да, похоже на инсталляцию или костюмированный концерт. Утренник

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: обрывочные мысли
[info]brmr@lj
2007-04-19 13:18 (ссылка)
и все же хорошо, что мы его после иеремии смотрели
правда ведь?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: обрывочные мысли
[info]paslen@lj
2007-04-19 13:25 (ссылка)
да, обнаружилась тенденция к утренникам)

(Ответить) (Уровень выше)

и вторая часть
[info]brmr@lj
2007-04-19 12:18 (ссылка)
оглушенный первой частью
где финал более странен для логики, но не вызывает отторжения у чувственной части, где все похоронили, а певцы одной ногой в аквариуме (толи это Стикс, толи очистительные воды?) (кстати когда смотрела в первый раз, певица тоже залезала в аквариум, при Васильеве она бы не осталась стоять на табуреточке)

после всего этого вторая часть
цветная
то, что первая часть была черно-белой, не смотря на краски в костюмах женщин, понимаешь именно смотря вторую часть
первая - голосовая, вторая безмолвная
хотя Смольникова очень хорошо поет, и у нее приятный низкий тембор
вторая часть очень красивая, это все что про нее хочется говорить

хотя можно еще сказать про женский образ - кокетливый, игривый, второстепенный после мужчин, но потом появляется бамбуковая метла
женщина-ведьма, женщина убивающая своего тирана
а потом полное смешение черно-крылых существ без пола...

на вторую часть можно много придумать историй, обсновать, дать сюжет
но хочется все же говорить, что это очень красиво, и профессионально выполненно
удивительной красоты танец-балет-цирк, который отдельно можно возить в любую другую языковую среду, даже в Африку

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: и вторая часть
[info]paslen@lj
2007-04-19 13:11 (ссылка)
все-таки их надо довать порознь
тогда и читаться будет иначе

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: и вторая часть
[info]brmr@lj
2007-04-19 13:18 (ссылка)
так и делают иногда
но я осознано вас не позвала по отдельности

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: и вторая часть
[info]paslen@lj
2007-04-19 13:26 (ссылка)
вы говорили, я помню

(Ответить) (Уровень выше)


[info]brmr@lj
2007-04-19 12:23 (ссылка)
но знаете...
когда в 97 году, 10 лет назад, и как теперь уже можно сказать - кульминация театра (театру было 20 лет, но без Васильева это другой театр, а тот кончился) вышел "Моцарт и Сальери" - это действительно была кульминация.
впервые окончательная статика, впервые удивительная сложнейшая музыкальная часть, переплетение всего, что васильев придумал\открыл\создал

тот спектакль поражал, в памяти поражает до сих пор
"Каменный гость" выпущенный через 10 лет после, последний спектакль - это действительно смотрится как точка
где все то, что было уже в совершенстве в Моцарте, достигло, да и ушло за какую-то грань

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-04-19 13:12 (ссылка)
ну, вот, снова, оказывается, не тот спектакль смотрели

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2007-04-19 13:17 (ссылка)
:)))
нет Дима, тот
т.к. если востановят все ж ( а я вас позову, хотя бы ради Реквиума Мартынова надо), это будет чуть другой спектакль, если совсем не другой...

так что то, ибо другого нет

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-04-19 13:28 (ссылка)
позовите, да, будет интересно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olga_tair@lj
2007-04-19 12:59 (ссылка)
очень впечатляет ))
хорошо, что есть кому рассказать да ещё и показать несколько кадров,
спасибо

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-04-19 13:13 (ссылка)
тебе спасибо что следишь)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olga_tair@lj
2007-04-19 13:17 (ссылка)
я если и слежу то только за твоим самосовершенствованием в плане оформления постов
вообще-то читаю и любуюсь))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-04-19 13:28 (ссылка)
значит я для тебя стараюсь

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olga_tair@lj
2007-04-19 13:39 (ссылка)
а я для тебя старалась, когда яхточки выкладывала
в своем журнале ))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-04-19 14:05 (ссылка)
спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olga_tair@lj
2007-04-19 13:42 (ссылка)
У нас прошлым летом был театральный фестиваль, мне особенно детский мюзикл понравился,
костюмы и постановка просто шикарные, и кресла у нас мягкие.все))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-04-19 13:59 (ссылка)
прикол: завтра еду покупать новое кресло

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olga_tair@lj
2007-04-19 14:10 (ссылка)
я тебя понимаю - после всего, что было...))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-04-19 14:56 (ссылка)
А что было?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olga_tair@lj
2007-04-20 02:23 (ссылка)
не очень удобное "сидение",
на сколько я поняла...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-04-20 04:38 (ссылка)
ты неправильно поняла)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olga_tair@lj
2007-04-20 04:52 (ссылка)
тогда просто совпадение или прикол, как ты выразился

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-04-20 05:10 (ссылка)
в том-то и дело, что совпадение, вот я и удивился

(Ответить) (Уровень выше)


[info]la_la_fin@lj
2007-04-20 18:45 (ссылка)
"Зачем мы пересаживались с балкона в партер, где половина мизансцен, отсылающих к полотнам ренессансных мастеров, Босха и прерафаэлитов всё равно (из-за устроенности декораций) всё равно не видна? "

ох, и как же вы с этим живете ? тижило..."все равно все равно невидна..."
прям слезы выступили....

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-04-20 20:19 (ссылка)
привык

(Ответить) (Уровень выше)


[info]la_la_fin@lj
2007-04-20 18:56 (ссылка)
продолжаю цепляться "раздают чай, жидкий и дармовой – видимо, вместо облатки и кагора" -
во-вторых перепутали все конфессии,
во-первых- кощунствуете (в купе с "причастится" - это на вас другие писательницы так действуют, или от души ?)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-04-20 20:25 (ссылка)
от души, я не люблю церковь как институт, а перепутал намеренно, точнее, объединил все что мог

(Ответить) (Уровень выше)