Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2007-09-27 20:29:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
"Жидкое время" Владимира Березина ("Новый мир", №8)
Дело в том, что "Жидкое время" заявлено с жанровым расширением "повесть клепсидры", хотя формально это цикл рассказов, состоящий из четырёх, сюжетно меж собой не связанных, частей-рассказов. Все они рассказывают о странных, на грани мистики, случаях из разных времен: "Пентаграмма Осоавиахима", первый рассказ цикла, про арест учёного, работающего над машиной времени, в страшные дни сталинщины. Для того, чтобы спасти принципиальную схему открытия он зашифровывает открытие в гипсовой пентаграмме Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Второй, "Белая куропатка", отбрасывает читателя к началу революции, на крайний север, к временам установления там советской власти. Третий, "Кошачье сердце", про поиски кота Павлова, гомункулуса, выведенного в условиях военного Кенигсберг, соответственно, ко времени окончания Великой Отечественной. Заключительный маленький шедевр, "Вкус Глухаря" о том, как под видом охоты на глухарей мужички хоронят останки войнов, которые не могут успокоиться, пока их не предадут земле, и все они, странным образом, живы, живы и реальны. И пока не захоронен последний солдат войны не могут прекратиться.

Несмотря на разность времен и тем, сложносочинённые рассказы прошиты тонкой капиллярной системой общих, как выясняется, персонажей и лейтмотивов, которые сходятся в последнем тексте завершающим аккордом. То есть, разрозненность, в конечном счёте, оборачивается, плотно сбитым сгустком. Не зря рассказчик из финального "Вкуса глухаря" ближе всего в автору и наделен его именем, история про захоронения непохороненного оказывается вскрытием приёма: Березин показывает насколько важна роль писательского исследования и осмысления прошлого: "Вот в прошлом году приехал к нам наш приятель Вася Голованов - встретил по ошибке каких-то немецких танкистов да от страха всё напутал. В мёртвые дела лучше не вмешиваться, если к этому не готов..." Писатель, вмешивающийся в "мёртвые дела" оказывается снайперски точным именно из-за своей готовности думать и писать о том, что было - взвешенно, остроумно. "Жидкое время" напоминает аккуратную стилизацию, мерещатся многие источники вдохновения от несомненного Бруно Шульца и Хорхе Луиса Борхеса до Виктора Пелевина, периода турбореализма и Владимира Сорокина, эпохи "Первого субботника". Однако же, воспринимая четырёхчастную авторскую архитектуру в целом, понимаешь, что проза Березина самостоятельна и хороша сама по себе, просто мы в последнее время отвыкли от хорошей прозы, выверенной до последнего знака, до последнего интонационного завихрения.

Магистральная идея "Жидкого времени" о единстве и непрерывности всех времен (вот для чего нужно изобретение из дебютной "Пентаграммы"), связи всего со всем, оказывается близкой к разорванному единству "Избранных дней" Майкла Каннингема, его же "Часам", в которых все женщины - суть одна женщина, все дни которой - один день. Единство достигается композиционными темпоральными перепадами, мелодия, как и положено в полифонии, переходит из одного голоса в другой, обрушиваясь на читателя в кульминации, построенной по музыкальным правилам.

Бонус. Текст Березина тут: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2007/8/be2.html


(Добавить комментарий)


[info]bormatuha@lj
2007-09-27 14:12 (ссылка)
Хорошо написали (Березин - хороший)))).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-27 14:49 (ссылка)
Да, очень понравилось, рассказы идут один лучше следующего, последний - шедевр

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gunilla@lj
2007-09-28 09:27 (ссылка)
очень очень хорошо
но вы правы - по этой канве многие вышивали до него
он прекрасный Гоголь, а вот может ли он не страшилки у костра ( прекрасные, леденящие дух), а "на материале современности"?... я не критикую, я восхищаюсь, но , как всегда - хочется большего... ближе к сердцу

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-28 10:21 (ссылка)
у Вовки есть роман "Свидетель" очень даже про современность

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunilla@lj
2007-09-28 16:33 (ссылка)
читаю... но рассказы бесспорно ценнее и цельнее, нет?
и странно назвать это романом, в принципе. Похоже на ЖЖ. равнозначные фразы и очень мало историй, Вы не согласны?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-28 17:07 (ссылка)
в свое время он прозвучал
мне так нравятся опыты с организацией ритма
кому, что, когда и где что важно
иногда и цельность не является самоцелью

(Ответить) (Уровень выше)


[info]franc_tireur@lj
2007-09-27 14:41 (ссылка)
как раз вчера изучал вещество его прозы )

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-27 14:49 (ссылка)
что нашел?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]franc_tireur@lj
2007-09-27 14:57 (ссылка)
см. свою дискрипцию
мне было интересно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-27 15:19 (ссылка)
да, оч сильное впечатление

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]franc_tireur@lj
2007-09-27 16:41 (ссылка)
потому что высокохудожественно, если помнишь такое германо-советское слово

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-27 16:53 (ссылка)
помню, вот оно в последнее время куда-то странно испарилось

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]franc_tireur@lj
2007-09-27 18:07 (ссылка)
ты эрнеста теодора амадея не упомянул, а можно было бы

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-27 18:11 (ссылка)
можно было) Но у меня другие приоритеты были, это часть статьи, там про Каниннгема больше

(Ответить) (Уровень выше)


[info]3d_object@lj
2007-09-27 14:51 (ссылка)
Ай, спасибо за текст!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-27 15:18 (ссылка)
за мой или за березинский?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]3d_object@lj
2007-09-27 15:27 (ссылка)
За оба!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-27 15:29 (ссылка)
спасибо...вот, думаю, в критику, что ли, литературную вернуться...так что правильно реагируете,душеподъемно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2007-09-28 01:46 (ссылка)
Да, вернуться. А то без Вас и не занл бы про этот текст, а так - прочитаю, - заинетересовали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-28 06:40 (ссылка)
спасибо

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2007-09-29 11:42 (ссылка)
Вот читаю. Про Белую Куропатку очень понравилось.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-29 14:34 (ссылка)
дальше лучше
хотя
на вкус и цвет

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olga_tair@lj
2007-09-28 12:19 (ссылка)
"все женщины - суть одна женщина, все дни которой - один день"

не понимаю... объясни, пожалста, м?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-28 17:05 (ссылка)
Оля, сложно объяснить, прочти роман в. Вулф он про женщин и для женщин написан
ну что-то типа дня Сурка

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olga_tair@lj
2007-09-28 17:14 (ссылка)
да, надо поискать)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-28 21:50 (ссылка)
думаю тебе понравится

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olga_tair@lj
2007-09-29 04:29 (ссылка)
дай мне точное название, в комменте ты советуешь Вульфа, в тексте пишешь Каннингем
кого читать?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-29 07:14 (ссылка)
Не Вульфа, а Вульф, Вирджинию Вульф, это женщина. Ее роман "Миссис как ее там" - про него тоже написано в тексте

(Ответить) (Уровень выше)


[info]paslen@lj
2007-09-28 21:50 (ссылка)
думаю тебе понравится

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olga_tair@lj
2007-09-29 04:23 (ссылка)
уже мечтаю почитать)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-09-29 07:15 (ссылка)
извини, этот абзац в текст постинга не попал:
В «Часах» три истории из разных времен (и, разных людей, среди которых писательница Вулф и умирающий от СПИДА поэт Септимус) связываются в одну точку книгой Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй».

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alex_skandi@lj
2007-10-03 19:44 (ссылка)
спасибо. и текст хороший, и то, что по ссылке - интересно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-10-03 20:01 (ссылка)
пожалуйста)
и тоже спасибо, читаете, вот, реагируете

(Ответить) (Уровень выше)