Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2008-04-05 22:35:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дело о "Грозе" Магнитогорского драматического ("Золотая маска")
Дело в том, что волею судеб я немного знаю магнитогорский имени Пушкина, с его непростой судьбой. Хороший театр с репутацией лабораторного, дерзкого и отважного, которому, при этом, ничего никогда не достаётся. Помню как челябинские критики не скрывали своей злономеренности, прокатывая на областном смотре-конкурсе тонкого "Дядю Ваню" в постановке В. Шраймана, экспериментальный "Сон в летнюю ночь" Марчелли (где на уровне двух или трех метров над сценой были растянуты сетки, на которых действие и происходило), на "Золотой маске" в свое время прокатили "Кто боится Вирджинии Вулф" с покосившейся скоромной декорацией и прекрасными актерскими работами. Неужели и теперь обойдут призами? "Гроза" - лучше всех предыдущих спектаклей вместе взятых, редкий пример светлого, цельного, динамичного спектакля, весёлого и остроумного, живого, с массой придумок и находок.

Чего одна декорация с вздыбленными досками стоит. Доски, разумеется, шатаются (мостики, мостки). Их невидимая, закулисная часть висит в воде: за декорацией расположен бассейн, который видно только в подвешенное под колосниками кривое зеркало. Воду чаще слышно, чем видно, хотя бликами и искажениями она играет постоянно. Иногда в воду прыгают люди, плавают Варя и Катя, кидают яблоки, в неё (при первом появлении) мочится Борис. Но когда Катерина пойдёт топиться, то её наоборот вознесут на торчащей, вынесенной вперед доске, как если она фигурка на носу корабля.

Спектакль следует логике пьесы, однако, текст сокращён и заменён импровизациями. Историю "тёмного царства" здесь рассказывают языком "новой драмы" в духе Ленкомовского эстрадного разыгрывания и обыгрывания текста. Привычным репликам создаётся непривычный контекст (ну, например, парилки, в которой Катерина моет мылом совершенно голого Тихона, а Кабаниха хлещет распаренным веником своего дурного сына), из-за чего перпендикулярность подаётся почти с эстрадной репризностью, с обилием смешных и едких, гротесковых гегов.
Островского поставили так, как надо бы ставить Гоголя, в каком-то легкомысленном водевильном стиле, из-за чего привычный пафос расползся и на поверхность вылезли подспудные гендерные мотивы. В том числе, женская и мужская гомосексуальность как знаки борьбы полов. И зазвучала гендерная проблематика во весь кликушеский задор и вышла "Гроза" про самый что ни на есть феменизм.

Потому что основное пространство здесь заполнено женщинами, мамкой, сестрой да тремя приживалками, одна из которых - слепая, смешная, нелепая, прокричит в финале (бездыханное тело Катерины-Офелии вытащили на берег и над ним бьется в истрике муж-сын) "Горим"...
Сильные женщины, которые давят силой (как Кабаниха), хитростью или нахрапом. И слабые, беспомощные мужчины. Больные, пьющие, вечно пьяные, падающие в обмороки, придурковатые...
Сила Кабанихи не в том, что она купчиха, а в том, что мать, зело любящая своего сына Тихона, пытающаяся заменить ему жену, поящая, кормящая, убирающая, ОДЕВАЮЩАЯ, подносящая. Катерина согрешила не по большой любви, просто ей было скучно постоянно нянчиться с мужем-переростком, у которого мать всё ещё на первом месте. Балованный, младшенький...

То есть, базовый концепт обрастает лейтмотивами (в спектакле много воды, все время от времени моются, моют пол, пьют воду и водку, расплескивают её, стирают, плескаются и плщутся, обливаются, плюются, сплевывают, после измены Катерины развешивают сушиться простыни - чтобы никакого "грязного белья", ни-ни - и огня - спички, курево, горящая шаль), лейтмотивы обрастают гегами, действие закольцовывается и прокладывается вставками (обыгрывание декораций, перемена реквизита).
И всё в хорошем ритме, всё осмысленно (минимум лишнего, минимум суеты) - многие диалоги похерены и заменены действием, а классические монологи (проблаголепие в церкви и, главное, "Отчего люди не летают") снижены и поставлены в проброс. Тихон вернулся из командировки и раздача подарков (всем сёстрам по серьгам, а Варе так и просто хищно-красное нижнее белье) превращается в целое шоу.
"Отчего люди не летают" Катерина говорит реагируя на бусы, которые следом порвутся и покатятся... И смех, и грех.

Именно так, с нуля, и следует ставить классику: свежо и предельно физиологично - ибо конфлик позволяет не мусорить голову "духовкой", но вскрыть истинные мотивы драматического конфликта, а главное - уморительно смешно: когда фарс оборачивается трагедией, из-за чего бьёт по нервам ещё сильнее. Надрыв вырастает из смеха, из несерьёзности игры, когда во время любовных сцен все персонажи отвлекаются на битьё комаров (Волга; повышенная влажность), когда утопленница тоже встает и начинает хлопать мошкару, вслед за плакальщиками и хлопки эти переходят в аплодисменты финала. Ласковый гротеск русского абсурда.
Гроза здесь не предчувствие революционных преобразований, но страсть, корёжещая жизни всем - ладно бы Катерина, но даже у каждой из приживалок есть по какой-нибудь страстишке. Не говоря уже о спившихся (чем не страсть) мужиках. Страсти, лишённые социального звучания, плотские и физиологические - из-за чего на самой важной оказывается жизнь не страны или семьи, но тела. Не рода, но пола.

Бонус
А вот как Паша Руднев описал "Грозу": http://vz.ru/columns/2007/9/12/108502.html


(Добавить комментарий)


[info]lisbetina@lj
2008-04-05 15:57 (ссылка)
Вирджинию не оценили, гады. Грозу, может, оценят... Но жаль, если это последний взлёт магнитогорской Драмы.

А вот и мой текст о Грозе, после ебургского Реального:http://community.livejournal.com/theatre_season/51198.html#cutid1

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-05 16:11 (ссылка)
Они пока что на голову выше всех. Но есть же еще "Счастливая Москва" Табакерки...
А Вы хорошо написали. Оченьхорошо. Респект.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-05 16:12 (ссылка)
Спасибо. Большущее-пребольшущее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-05 16:14 (ссылка)
За Магнитку рада. Одновременно пермяки играли Сиротливый запад, но Вы, наверное, не видели.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-05 16:15 (ссылка)
Алиса видела. Ей не понравилось

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-05 16:16 (ссылка)
мне очень нравится ) Вчера пересмотрела на диске.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-05 17:24 (ссылка)
там из четырех артистов три замены

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-05 17:25 (ссылка)
раньше видели этот спектакль?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-05 17:28 (ссылка)
нет, но зато Сергей меня использовал в качестве артистка во время читок в Ясной Поляне

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-05 17:29 (ссылка)
Федотов? Давно пора было попробовать Вас артистом. ;) Что читали?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-05 17:34 (ссылка)
а вот уже и не вспомню как пбеса называлась
но команда была супер - Толя Белый, Роза Хайрулина, Арина Маракулина

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-05 17:36 (ссылка)
свезло)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-05 17:37 (ссылка)
им?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-05 17:41 (ссылка)
всем! им, вам, режиссёру, но особенно - автору пьесы )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-05 17:46 (ссылка)
Да, читку признали лучшей

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-05 18:01 (ссылка)
мы знаем, благодаря кому )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-05 18:07 (ссылка)
всем нам, Лиз, всем нам
это была истинно коллективная деятельность

(Ответить) (Уровень выше)


[info]paslen@lj
2008-04-05 16:16 (ссылка)
за что? Вам спасибо.
Принимали их очень хорошо. Переаншлаг, внимание и авация в финале. Масса иностранцев, которым переводили в наушники

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-05 16:18 (ссылка)
а лучше б финале - авиация )))
Прогремела Гроза. Сегодня (т.е. уже вчера) видела сюжет по Культуре (надо ж было так удачно попасть) о Грозе. Эренбург такой самодовольный. Ну и пусть! Зато магнитогорцы замечательные.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-05 17:24 (ссылка)
Эренбург имеет право
ПОЛНОЕ

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lisbetina@lj
2008-04-05 16:35 (ссылка)
но главное-то забыла: Вы здорово написали, каждый раз удивляюсь тому, как быстро фомулируете, осмысливаете.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-05 17:25 (ссылка)
если бы писал для печали написал бы более изяшно, а это так,эскизец)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-05 17:28 (ссылка)
мало кто умеет так хорошо писать эскизы. Вот Руднев тоже: быстро думает )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sannikova@lj
2008-04-06 14:52 (ссылка)
Мало кто умеет друг друга так хорошо хвалить, как вы с Димой.))
Прекрасный спектакль, мечта.))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-06 15:10 (ссылка)
мы не нарочно, оно само так получилось)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Само собой!))
[info]sannikova@lj
2008-04-06 15:34 (ссылка)
Ты видел эту красавицу в моем журнале?))
Или в ее, но там мелконько...))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Само собой!))
[info]paslen@lj
2008-04-06 15:38 (ссылка)
видел и она действительно прекрасна
и камера передаёт

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sannikova@lj
2008-04-06 15:44 (ссылка)
Малую толику она передает. Просто обидно.
Если б ты видел (как я) - за этой женщиной, как за дудочкой, они идут стройными рядами...)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-06 15:51 (ссылка)
предлагаю Лизе писать во Взгляд, но она неоправденно редко это делает

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-06 15:53 (ссылка)
ленивая )))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-06 15:55 (ссылка)
быстрота реакции поражает

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Это профессионалка, Дим!
[info]sannikova@lj
2008-04-06 15:56 (ссылка)
Не тебя одного.))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Это профессионалка, Дим!
[info]paslen@lj
2008-04-06 16:07 (ссылка)
мешать соединенью двух сердец я не намерен (с)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sannikova@lj
2008-04-06 16:12 (ссылка)
Но если друг и я - одно и то же,
То я, как прежде, ей всего дороже...(с)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lisbetina@lj
2008-04-06 15:58 (ссылка)
куда она пропадает, когда сажусь писать тексты? Вот сейчас надо. И что я делаю?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sannikova@lj
2008-04-06 16:01 (ссылка)
То же, что и всегда.))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sannikova@lj
2008-04-06 15:59 (ссылка)
Ну, может, как я уже предлагала, повысить гонорар?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-06 16:04 (ссылка)
это бы хорошо, но лень не лечится (

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-06 16:07 (ссылка)
с марта повысили на 20долларов за текст

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-06 16:09 (ссылка)
приняла к сведению.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-06 16:24 (ссылка)
мне холодно. Я рад (с)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-06 16:31 (ссылка)
не согревают обещанья и признанья?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-06 16:59 (ссылка)
уж я не верю увереньям, уж я не верую в любовь

(Ответить) (Уровень выше)

Чуть не забыла
[info]sannikova@lj
2008-04-06 15:37 (ссылка)
Собственно, я вас обоих тоже люблю.))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Чуть не забыла
[info]paslen@lj
2008-04-06 15:52 (ссылка)
О...взаимно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lisbetina@lj
2008-04-06 15:52 (ссылка)
ты не видела удалённых комментов - там мы друг друга браним. А на людях да, милые, воркуем. ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-06 15:55 (ссылка)
ну не так уж и друг друга ;_)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-06 15:57 (ссылка)
тсс )))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sannikova@lj
2008-04-06 15:58 (ссылка)
Дима отрицает.))
Лизонька, ты бранишь приятнее, чем иные хвалят.
А Дима так вовсе писатель.
Так что не верю я вам.))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-06 16:02 (ссылка)
Дима - писатель, но иногда ещё и дипломат )
Насчёт брани моей спроси наших театральных деятелей, приятно ли оно им... Впрочем, ты знаешь ответ.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sannikova@lj
2008-04-06 16:04 (ссылка)
То-то что иногда.))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-06 16:08 (ссылка)
если человек всегда дипломат, это настораживает.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-06 16:23 (ссылка)
я вообще не дипломат
мне как раз маневров и не хватает

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2008-04-06 16:29 (ссылка)
ну уж, "вообще не дипломат". Чуть-чуть есть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2008-04-06 16:59 (ссылка)
редакционная нужда заставляет)

(Ответить) (Уровень выше)