| Музыка: | Стравинский, "Пульчинелла", моно |
Открытие Арт-Москвы
Собирались лодыри на урок, а попали лодыри на каток: шёл в ЦДХ на выставки биеннале, а зашёл - там открытие Арт-Москвы для ВИПов с охранниками и девушками на шпильках.
Идёт какой-нибудь такой хрен коллекционер, рядом чугунные шеи с проводками, уходящими за шиворот, рядом обуглившиеся от загара до состояния цыплёнка-табака женская половина. С другой стороны, галеристы с Айдан Салаховой в фигуристом платье, напоминающая шахматную фигуру, монтировщики, не до конца развесившие объекты и тусовщики, во главе с обязательным Андреем Житинкиным, играющим и себя и отсутствующую свиту. Полустёртые иностранцы. Ну и художники в странных одеждах необычных расцветок.
Воздух разрежен. В коридорах и выгородках пусто, громко играет музыка и постоянные объявления по кромкой связи, как на вокзале, возгоняют градус суеты, разбивающейся о пустоту. Показалось мне или нет, но галерей будто бы стало меньше, а те, что есть раскинули свои совиные крыла над большей, чем обычно в прошлом году, территорией.
Больше всего это напоминает неделю моды с показом новых коллекций, но не с последовательными, а с одновременными дефиле. Галереи выставляют художников, с которым работают и стили, которые модно носить. Качество, кстати, достаточно высокое вменяемое: технологиями овладели.
Нынешний салон мало отличается от актуальных исканий, хотя и сдвинут в сторону зрелищности, масштабности и соц-артистского юмора. Рукоделием и многомысленностью никого не удивить: художественный гламур прикидывается ироничным и философическим, крайне трудно удержаться на жердочке между пафосом и тотальной оцифровкой.
Такова, например, несколькозальная экспозиция "Триумфа", где очень чётко осмыслено соседство Беляева-Гиновта с красно-золотыми полотнами и нового большого видео "АЕС+Ф", окружённого эскизами и постерами. Там же новая, в соседнем боксе, декадансно-навороченная инсталляция "Тонатаса Баниониса".
XL выставила обломки периода "бури и натиска", "Крокин" показала нового, неожиданно цветного Батынкова, "Якут" расставила затейливые бюсты. "Проун" в отдельном, затемнённом закутке вытащили из закутков импрессионистическую живопись Тимура Новикова и рисунки Лобаса. Сразу несколько галерей предьявили новую, 2009-го года, живопись Виктора Пивоварова. Калимы не было.
Самую оптимальную и взвешенную экспозицию, как всегда, соорудила галерея Марата и Юлии Гельман, экспозиция которых - отчёт о проделанной за год, работе: монументальный Кошляков, серия картин с надписями Гутова, элегический чёрно-белый Пепперштейн, живописный Ануфриев, ехидный Острецов (рука, высовывающаяся из пальто качает реплику к картине Перова).
Много масштабной живописи, почти нет инсталляций, считанное число фотографий (даже и в виде лайт-боксов) Западные галереи выглядят растерянными, они явно не понимают что нужно этим новорусским, выставляют концепты или классику (обязательного Уорхола), щедро транжирят выставочное пространство, но выглядят пришлыми и троюродными. Все толкутся у столиков с шампанским и никто не поднимается на третий этаж, где висит три роскошных украинских художника - Гнилицкий, Ройтбурд и кто-то ещё, фамилии не помню. Особенно мне понравился шершавый Ройтбурд, растянувший и исказивший растяжкой несколько рембрандтовских портретов.
Да, кстати, о Рембрандте. Одним из лучших проектов последнего времени мне кажется цикл Гутова "Рисунки Рембрандта", в котором он перевёл классические почеркушки в объёмные, сварные конструкции. Мне его на ярмарке явно не хватало, хотя, скорее всего, "Арт-Москва" не совсем то место, где их можно было выставлять?
Там же, на третьем этаже, в локальном, затемнённом семизальном помещении проходит локальная финская выставка "Как справляться с непредвиденными случаями. Семь методов", по артефакту на зал. С грустным видео (в одном зале, например, на всю стену транслировали кружение мух над сахаром) или с обвалившимся потолком.
Никакой коммерции и, поэтому, ни одного человека. Даже охранников нет. Зато очень тихо, чисто и можно сосредоточиться на своём состоянии...
