Настроение: | Что-то встал ни свет ни заря |
Музыка: | Зачем-то поставил симфонию Филиппа Гласса |
Уровни моря
В музее Д.Орсе поймал себя на мысли, что в данном, сугубо обыденном французском, контексте картины импрессионистов выглядят скучно, буднично и пресно. Потому что, что такое, выходит это самое Д,Орсе? Что-то типа местного филиала Третьяковской галереи - картины местных художников двух третей двух веков, что-то типа как если забрести в залы с нашими передвижниками. Это для нас, или, там, для японов или американцев (каталог картин Моне в ташеновском календаре на каждый день почти целиком состоит из работ, висящих в американских и японских собраниях) импрессионисты - манкие с детства идолы, а здесь - они свои, совершенно другое восприятие включается, да?!
В Лувре самая лучшая, по качеству, коллекция живописи. Но когда всё вокруг зашкаливает, трудно выделить почему, чем и как (исключением здесь - мерцающий гений Леонардо, чьи струящиеся линии на порядок выше всего остального). Совершенство выделяется не на фоне себе подобных, но на фоне того, что явно ниже и плоше. Потому что само по себе, совершенство стремится не то, чтобы к простоте, но мнимой ясности.
Точно так же качество уборки может оценить только тот, кто эту уборку делает. Потому что главная цель уборки - скрытие хаоса и грязи, поэтому вновь прибывший объёма работы оценить не может. Он сможет обратить внимание на качество уборки только если она, уборка, будет некачественной - вот тут пятно не оттёрто и тд. Но если пятно оттёрто, как оценить то, что оно было, да сплыло?! Тоже самое с совершенством.
Но к картинам. Потому и западаешь не на качество, а на имена (подпись - главная тема размышлений об искусстве), на узнаваемые стили (как с Эль Греко) или размеры ("Брак в Кане" Веронезе). Качество картин поднимает уровень моря (внутренний контекст) на такую высоту, что трудно соотнестись со всем прочим, что ты видел раньше. Осознание качества приходит во время отлива.
Когда ты попадаешь в провинциальный художественный музей в каком-нибудь маленьком хорватском городке, и понимаешь, что эти годы тебя вдохновить уже не в состоянии, даже если и представлен аутентичный 18 или даже 17 век.
Точно также мы не в состоянии оценить качество продукции Мадонны или Майкла Джексона, пока не сконцентрируемся на качестве клипов какого-нибудь Киркорова или Кристины Орбакайте. Совершенство стремится к растворению, к растворимости.
Это очень интересная проблема уровня моря (Айвара словечко), точно описывающее разницу между людьми, например - а просто у них разница моря разная... Умному достаточно.
Вспомнил об этом, когда ходили с Артемом по Икее - тот же самый принцип (ещё он очень наглядно работает в Макдоналдсе, где один (!) пирожок стоит 20 рублей и сие восприниматеся как должное): свой особый ценовой контекст стирает память о реальных ценах. Когда рядом продаётся куча дорогих вещей, то то, что обозначено чуть меньшими ценами автоматически воспринимается, как нечто недорогое. Хотя более дешёвые аналоги можно легко найти в простых магазинах.
Нечто подобное происходит, когда мы приезжаем в разные страны. Со странным чувством я понял, что обычный шоколадный батончик во Франции стоит 40 рублей, и ничего, кушается точно так же, как и наш восьмирублёвый.
Впрочем, к теме совершенства этот факт относится весьма опосредовано.

