Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2010-03-15 04:12:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дом для живописи
Музеи - ловушки для эйдосов


Формулу эту мы сочинили сообща с [info]wollen-nur@lj в пинг-понге выходного дня. А сегодня, на концерте STEPHANа MICUSа в культурном центре "Дом" я что-то похожее сформулировал и про концерты.

Всю эту неделю мы напряжённо беседовали с Антоном Батаговым, который, помимо прочего, говорил о кризисе жанра концерта и о кризисе музыки, у которой практически закончился кредит слушательского доверия. Ну, точнее, непонятно - то ли люди стали менее внимательно слушать музыку (параллельно занимаясь какими-то своими делами. Вождением машины. Написанием текстов), то ли потому все стали менее внимательны, что существование в избыточном звуковом ландшафте, не останавливающимся ни на мгновение, утомляет и не даёт сосредоточиться.

Понятно, что мы ходим на концерты для того, чтобы услышать живое звучание, а в музеи для того, чтобы оценить сделанное руками. Но для прагматики современного человека этого мало. Необходима личная заинтересованность.
При том, что на холстах, даже самых шедевральных, сложно сосредоточиться и ты очень быстро, ну, да, именно что, считывая эйдос, переходишь от одного экспоната к другому. Мгновенно считываешь, передвигаешься дальше.
Да, я уже столько писал про то, что самое важное в музеях - они сами, стены, архитектурные и экспозиционные решения, посетители, рассматривать которых намного интереснее, чем работы, стиснутые рамами, а так же виды из окна, притягивающие точно магнит (обрамленные этими залами и, оттого, вдвойне притягательные), что постоянно задаёшь вопрос - а зачем?

Так вот для того, чтобы и тренироваться считывать эйдосы. Музеи - это такие специальные места, в которых тишина и белизна стен позволяют сосредоточиться на чём-то не только внешнем, но и внутреннем; внешнее нужно как повод для того, чтобы настроиться, подтянуть эквалайзер воспринимающей машинки, собрать его в пучок безошибочного определения, отыгрывающийся где-то внутри новым знанием.

Точно так же и в концертах - приходишь, чтобы замереть, намеренно ограничиваешь себя, окорачиваешь, чтобы раскрыться навстречу тому количеству жизни, что искусственно вызывается звучанием со сцены.
Музыка ведь тоже нужна как повод для того, чтобы подобно кэролловской Алисе, проскользнуть по бездонному стволу куда-то вглубь собственного сознания и музыка открывает этот канал, делает возможным передвижение внутрь.
Уже давным-давно предлагаю за одно из главных свойств концертов считать количество прожитых во время исполнения музыки умозрительных жизней.

Бывают такие выступления, под которые думается легко и свободно, будто бы порхается, вдруг становится видно во все стороны света, лишь одна из которых - сугубо музыкальная. Хотя самые удачные выступления те, где включается эффект "зеркальных нейронов", описанный в книге Мюриэль Барбери "Элегантность ёжика": "это когда смотришь, как кто-то выполняет какое-нибудь действие, и у тебя в голове активизируются те же нейроны, что и у него, хотя ты ничего не делаешь..." И в редкие мгновения такого абсолютного музыкального счастья тебе кажется, что ты начинаешь понимать, что думал или чувствовал Вагнер, Гайдн или Чайковский, следовательно, прорыв, к эйдосу состоялся...



(Добавить комментарий)


[info]olegermakov@lj
2010-03-15 06:11 (ссылка)
Два месяца слушая в деревне Баха и других, слушая магнитофон, включенный на полную громкость, я однажды пошел прогуливаться в окрестностях и, возвращаясь, увидел низкое облачное небо ранней весны и глинистую дорогу под ним, как небо и дорогу Баха.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 06:19 (ссылка)
а бывает, что музыка снится?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olegermakov@lj
2010-03-15 07:28 (ссылка)
Да, хотя и редко. Но это всегда особенные сны, магические, как и, собственно, музыка, любая.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 08:02 (ссылка)
хотел вспомнить и не смог... ну когда снилась то...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 11:09 (ссылка)
а Вы закажите! с первого раза, может, и не выйдет, а потом сможете даже авторов заказывать. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 13:32 (ссылка)
хорошая идея
у меня иногда получается заказуху смотреть

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 13:34 (ссылка)
вот и я попробую. давно не заказывала. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 13:36 (ссылка)
а у вас сбывается?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 13:39 (ссылка)
ну, не каждый раз.
тут нужно быть гармоничным. и "в духе".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 14:16 (ссылка)
а я почти всегда своими снами управляю
но легче это делать, конечно, изнутри сна

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 14:17 (ссылка)
я ещё не доросла. хотя пыталась. а потом испугалась. :) Зеланд напугал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 14:41 (ссылка)
а что такое зеланд?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 14:42 (ссылка)
Вадим Зеланд, автор Трансерфинга реальности. поисковик выдаст.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 14:45 (ссылка)
ну не знаю, стоит ли такого пугаться
норма жызни)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 14:47 (ссылка)
в смысле - не вернулся, ну и ладно?
да, где-то я уже с этим согласна. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 14:52 (ссылка)
Юля, ну что значит "не вернулся", ну Вы же взрослый и разумный человек, что за переборхес?!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 14:57 (ссылка)
а вот тут-то, как я уже поняла из предыдущих переписок, и происходит наше с Вами водоразделение! :)
но спорить ведь мы не будем? и драться? и френдами друзьями останемся?
Вы думаете, почему (разумеется, не так часто, чтобы об этом писать и говорить!) люди, вполне себе здоровые, вдруг не просыпаются утром? то есть, тело есть, а душа-то отлетела. я лично знала одного такого, царство ему...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 15:00 (ссылка)
Как метафора, Юля, это очень красиво. Но только в смысле именно что переноса значений)
Иначе бы вся структура мира поменялась. А расфренживаться из-за таких пустяков (да даже если не пустяков) не следует)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 15:02 (ссылка)
а тучи разгонять - реальные, на небе - тоже метафора? ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 15:05 (ссылка)
нет, это лужковщина

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 15:06 (ссылка)
да ну! это делают другими методами. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 15:09 (ссылка)
Вы имеете ввиду певицу Ирину Аллегрову с ее бессмертным хитом одноимённого названия?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 15:10 (ссылка)
дадада! :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 15:15 (ссылка)
мммм, хороший вкус)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 15:52 (ссылка)
это была шутка, завершающая наш пока бесплодный разговор. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 15:56 (ссылка)
Хорошо, смолкаю
И он прекратил дозволенные речи

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 15:58 (ссылка)
а она подумала: ещё вернёмся! ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 16:04 (ссылка)
будет ночь и будет пища

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 16:06 (ссылка)
для ума и для души

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 16:09 (ссылка)
неизвестно для чего, Юля
нам не дано предугадать как наше слово отзовётся (с)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 16:19 (ссылка)
Дима, один-ноль в Вашу пользу! :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 16:30 (ссылка)
Юля, соревновательные интенции вообще мне не слишком свойственны
я так не оцениваю разговоры-то)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 17:11 (ссылка)
я же шучу, Дима! :)
просто мы с Вами уже 2-й раз поднимаем сложную и неоднозначную тему, которую даже в личном разговоре трудно вести, не то что "по переписке", да к тому же в формате каментов. хотя я очень даже готова говорить. и тогда я умею быть основательной и серьёзной. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-15 17:21 (ссылка)
а Вы не думаете, что про некоторые темы только вот так, всякими ассоциативными касаниями, и можно говорить?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-15 17:39 (ссылка)
вероятно, можно. но я не умею. :) или не пыталась уметь. у меня серьёзное отношение к серьёзным темам. и лёгкости, увы, мне всегда не доставало...
поэтому, как Вы могли заметить, я и отшучиваюсь, когда тема набирает обороты. :)
но я готова попробовать, если Вы не против. то есть, я буду знать и помнить, что Ваш стиль беседы предполагает такой формат, и мне не стоит смущаться. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 03:34 (ссылка)
просто я уже несколько раз писал, что метафизическим темам противно прямоговорение, из-за этого темы не то, чтобы опошляются, но спрямляются, проподается цветистая сложность - как у междузы, вытащенной из воды на берег. Про некоторое можно только или бормотать или отшучиваться. Можете сами с собой такой стилистический эксперимент произвесть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-16 10:38 (ссылка)
не соглашусь.
в моём окружении всё говорится напрямую и называется своими именами.
часто смеёмся: услышал бы кто со стороны, решил бы, что тут больные на голову сидят.
самое важное в такого рода беседах - вопрос "определённости в терминах". если, конечно, не говорить об априорном положении, что "все в теме и одной группы крови".
так что, для меня особенно важные и серьёзные темы, касающиеся внутреннего мира, духовного пути, исключают экивоки и стёб.
уверяю Вас: прямоговорение на эти темы не обесцвечивает их, а напротив, расцвечивает нюансами личностного понимания и отношения. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 13:38 (ссылка)
важное уточнение: в вашем круге) А когда ты выходишь на ничейную или общую территорию, то такое прямоговорение может не проканать. Скорее всего не проканает...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-16 14:25 (ссылка)
согласна!
но в "чужом круге", на ничейной территории такие разговоры вести, как минимум, бесперспективно, а?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 14:34 (ссылка)
я про разницу языков

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-16 14:54 (ссылка)
и я о том же

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 15:15 (ссылка)
вот такой мета-мета-разговор получился)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-16 15:32 (ссылка)
получился, скорей, вход в тему. :) пристрелка собеседников. :)
возможно, мы ещё поговорим более предметно на темы "метафизики". а?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 15:54 (ссылка)
я не против)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-16 16:04 (ссылка)
и я. :)
только, наверное, лучше куда-нибудь в более уютное место перебраться, за чашечку кофе/бокал вина... или не бокал и не вина - на выбор. :)
сразу скажу, что чатиться не люблю.
можно в имейл.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 16:10 (ссылка)
хорошо) со временем)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-16 16:17 (ссылка)
отлично! :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 16:38 (ссылка)
отлично

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-16 16:44 (ссылка)
до связи!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 16:50 (ссылка)
будьте здоровы

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-16 17:00 (ссылка)
:)) и Вы тоже!
и творческих удач!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 18:16 (ссылка)
взаимно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-03-17 08:07 (ссылка)
:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]wollen_nur@lj
2010-03-15 18:06 (ссылка)
а когда мне какая-то музыка дейтвительно нравится то у меня сначало такое ощущение что мое тело начинает ее впитывать а затем мое душевное состояние начинает настраиваться в унисон и резонировать в ответ. Я пользуюсь этим эффектом в повседневной жизни когда мне надо скорректировать мое душевное состояние - я просто нахожу подходящую музыку.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 03:35 (ссылка)
подходящую музыку, подходящие запахи, подходящие вина...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wollen_nur@lj
2010-03-16 05:35 (ссылка)
но музыка самый действенный элемент ИМХО)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 05:40 (ссылка)
зависит от особенностей восприятия)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wollen_nur@lj
2010-03-16 06:05 (ссылка)
думаю пока над этим - потому что ответ где-то посередине между да и нет
пока могу сказать что дейсвтие запахов и в особенности алкоголя более агрессивные с точки зрения силы воздействия

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 06:12 (ссылка)
ну есть и еда под настроение и книги, то есть парадигм может быть несколько
я бы не стал выделять или акцентироваться на какой-то особенно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wollen_nur@lj
2010-03-16 06:31 (ссылка)
я думаю что лучший вариант - это смешение всего в пропорциях соответствующих моменту.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 06:38 (ссылка)
главное чтобы голова потом не болела
от того что смешивали)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wollen_nur@lj
2010-03-16 09:18 (ссылка)
искусство в правильности пропорций

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 09:48 (ссылка)
это уже и не искусство даже, это высшая мудрость какая-то, не много кому доступная)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wollen_nur@lj
2010-03-16 10:19 (ссылка)
живу, учусь, наслаждаюсь процессом и не забываю чья она, мудрость в смысле, мама)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 13:36 (ссылка)
ну тоже правильный подход
респектушка)
Я определяю мудрость как возможность справиться со страстями

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wollen_nur@lj
2010-03-16 13:50 (ссылка)
а всегда ли это нужно?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 13:55 (ссылка)
я думаю, Ваш вопрос - риторический

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wollen_nur@lj
2010-03-16 14:01 (ссылка)
sure

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 14:08 (ссылка)
любите вы английский

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wollen_nur@lj
2010-03-16 14:37 (ссылка)
нет, но набралась всяких слов-паразитов из разных языков и пользуюсь

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 15:04 (ссылка)
а я вот нет

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wollen_nur@lj
2010-03-16 15:09 (ссылка)
иногда какое-то слово из иностранного языка передает очень компактно и точно значение того что хочешь сказать. Ну вот например у эскимосов есть более 20 наименований для снега.
p.s. Это конечно не оправдывает испоьзование 'sure' :-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 15:16 (ссылка)
говорят что названий оттенков больше)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]veraklo@lj
2010-03-16 17:19 (ссылка)
У меня один раз было, когда после концерта(исполнялась симфония "Океан" Артемьева) у меня в голове звучала музыка, просто реально я её слышала...
К сожалению,это было только один раз...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-16 18:25 (ссылка)
а я таким образом проверяю впечатление от того что закончившегося концерта
выхожу и, между делом, пытаюсь в голове какие-то мелодии вспомнить, мысленно напеть, проявить...
чаще всего НЕ получается

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]veraklo@lj
2010-03-17 03:24 (ссылка)
Сама-то я могу мысленно напевать ,если мелодия для меня запоминающаяся, т.к. ни слуха, ни голоса...
Но в этот раз она именно звучала сама, без моего участия как-бы. Это было потрясающе и я слушала поражённая, боясь спугнуть...
Но, к сожалению, какая-то тётечка рядом начала очень громко что-то говорить и всё пропало...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-17 05:20 (ссылка)
интересное ощущение
может, попытаться повторить его?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]veraklo@lj
2010-03-17 08:32 (ссылка)
я ж не пыталась, оно- само:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-17 08:40 (ссылка)
мне кажется, важно работать с такими штуками на повторение
расширение опыта, да и, хотя бы, тренировка памяти
В субботу, кстати, я иду в ЗЧ на оперную тетеньку)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]veraklo@lj
2010-03-17 13:57 (ссылка)
Итальянка....
Должно быть здорово:))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-17 15:02 (ссылка)
ну я же пообещал предупредить, вот и выполняю свое обещание

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]veraklo@lj
2010-03-17 15:48 (ссылка)
Спасибо,но у мамы ДР в субботу, надо пироги печь...))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-03-17 16:21 (ссылка)
безусловно, это важнее)

(Ответить) (Уровень выше)