Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2010-05-07 08:34:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дневник читателя. П. Крусанов "Мёртвый язык"

Достоевский хотел написать «Пьяненьких», Крусанов придумал своих «Голеньких»: роман начинается с флеш-моба: голые люди, один за другим дефилируют по центральным улицам СПб, протестуя против бесчеловечности «бубломира» (мира как дырки от булика), смеси «общества спектакля» и конвейера по производству симулякров и информационного мусора, в которую превратили свои жизни наши современники.
Пылкие монологи, изобличающие изнанку общества потребления, в духе маканинского «Квази» или идеологических прокладок из «Бесов» и «Братьев Карамазовых» образую над-сюжетный слой «Мёртвого языка».
Точно камера отъезжает, зависая где-то на уровне птичьего полёта, а частности многочисленных частностей сливаются в карту самого прекрасного (и пока ещё самого целого) из российских городов.
Персонажи Крусанова ходят по конкретным улицам и глядят в окна конкретных домов, а мелкий бес «ветер перемен, забавнейший из демонов» завис над городом, вкушая аромат «улиляма» и интересуясь одним лишь «набрисом»…
Неологизмы, придуманные Павлом Крусановым, набраны курсивом, переводящим языковые сдвиги в фабульные завихрения.
Вполне конкретные, сюжетные и забавные дефиле голых по улице Марата, история постановки пушкинских пьес с обязательной смертью актёра, перепутавшего реальность с искусством, а так же «душ Ставрогина», отысканный в музее автора «Идиота», скрепляются важными (это видно по афористичной выделке фрагментов) для Крусанова размышлениям о фальши и неустроенности всего того, что вокруг.
Это делает структуру «Мёртвого языка», в недрах которого пробивается росток новой жизни, обновлённого, немеханического самосознания, похожей на поездку в метро: ярко расцвеченные и оформленные станции ударных эпизодов связаны между собой неосвещёнными тоннелями теоретических и идеологических выкладок.


«Перестук колёс в вагоне метро обычно настраивал Егора на музыкальный лад. Ритмический рисунок, заданный стыками стальных рельсов, он мысленно оплетал басами и гитарными ходами и так же, в воображении, самозабвенно пел под этот аккомпанемент что-то соответствующее и чудесное…»
Так как открывают новые станции метро, развивая уже существующие ветки, Крусанов написал роман, продолжающий единый и могучий петербургский текст.
Причём, «Мёртвый язык» пробуравлен им не где-нибудь на окраинах или выселках; парадная новой станции заблистала парадом мрамора и декора прямо в центре, тактично вписанная где-то между Достоевской и Набоковской. С пересадкой на Гоголевской.
Здесь, с одной стороны, «скверные анекдоты», происходящие всё сплошь с «маленькими» да «лишними» людьми, а, с другой, вычура да просчитанность.
Против современных правил строить станции неглубокого залегания, Крусанов строит свой андеграунд в самой толще психических процессов, которые так же сложно увидеть и зафиксировать как схему сна или же музыкальные лейтмотивы подземки.


(Добавить комментарий)


[info]bezumnypiero@lj
2010-05-07 00:59 (ссылка)
разве в метро колеса стучат? никогда не слышал )

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-07 01:13 (ссылка)
конечно, стучат) В том-то и дело) В Париже не стучат, они там прорезиненные

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bezumnypiero@lj
2010-05-07 01:35 (ссылка)
у нас в Питере только при разгоне и торможении, в остальное время ууууууу )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-07 03:56 (ссылка)
ну у вас в Питере всё какое-то особенное
у Вас вона даже свой Топоров есть
в Москве Топоров невозможен

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gunilla@lj
2010-05-07 04:25 (ссылка)
спасибо, что написали. Сто раз принималась читать, может еще раз - получится.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-07 08:52 (ссылка)
Оля, а зачем себя насильничать?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunilla@lj
2010-05-07 16:21 (ссылка)
ну, потому что кроме Ульяны Гамаюн и Марии Галиной надо что-то читать. Не то что "надо" - но хочется. И блуждаешь в тех же трех именах: Илический, Славникова, Крусанов...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-07 21:04 (ссылка)
во-первых, имен больше, во-вторых, странный, все-таки, подход "надо", "хочется")
Такое ощущение, что у Вас нет системы, оттого Вы и смотрите только то, про что услышали, про то, что Вам подсказали. Но мне кажется НЕ ЭТО должно определять наше чтение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunilla@lj
2010-05-08 05:12 (ссылка)
конечно нет системы. Кроме чтения Вашего журнала, журнала Василевского и просмотра Журнального зала, но просмотр скоро затухает, потому что критерии, по которым отбирают в "толстые журналы" , иногда совсем ускользают. Кстати, как там "Урал"? ВЫживает или нет? ВЫ не в курсе?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 05:16 (ссылка)
да, вроде выжили они, губернатор им ответил, взяв под свой контроль
короче, обычная кухнЯ
боюсь что наши с Василевским рекомендации не совсем то, что Вам нужно)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunilla@lj
2010-05-08 05:48 (ссылка)
а,хорошо.
Да в общем, я знаю, что мне нужно - живые люди вокруг , хоть немного интересующиеся написанным по-русски. Но этот товар достать трудно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 05:53 (ссылка)
Оля, все, что Вам нужно есть в сети, просто нужны навыки отыскивания "своей травки"
но мне почему-то кажется, что Вы не настолько хорошо знаете классические и классицистические тексты, чтобы со спокойной совестью интересоваться современными текстами, мм?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunilla@lj
2010-05-08 06:19 (ссылка)
типа "читайте классику"? ну да. Это хороший совет. Но я не Бунин, все же. Это он мог представлять, что там в советской России красные комиссары рычат и гавкают, а он последний оплот рус. яз. Мне нужно все же понимать, как оно сейчас развивается.
И тут Вы опять скажете, что ничего не нужно, а нужно как мне нужно, и читайте Гоголя ( хорошо хоть Гоголя, а не Толстого)... А я опять скажу, что вот Вам нравится метро, потому что урбанистическое и живое и каждый день. А противоположность - например, какаие-нибудь катакомбы, куда заходят только с туристической целью.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 06:50 (ссылка)
как раз с Вами мысленно разговариваю
щас для вас как раз хочу запостить фразу из толстого
следите за рекламой
Вы про метро и правы и неправы
под постингом с Толстым поспорим)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]busidoremikle@lj
2010-05-07 08:37 (ссылка)
метро вообще очень музыкально, да! не только само по себе, но так же в сочетании с плеером или нотной тетрадью :)

напомнило давнее:

Прорезаю гитарой поверхность метро,
как мокрую бумагу циркулем,
делаю искусственное дыхание рот в рот
своему не по годам усталому шагу. Дырками
ушей ловлю наугад
звуки, согласованные по вертикали,
цепляющей вершиною Млечный ряд.
Вокруг меня вагон стали.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-07 08:52 (ссылка)
у меня целый тэг метро посвящен
ну, да, моя стихия) полностью причем

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

(Комментарий удалён)

[info]paslen@lj
2010-05-07 21:02 (ссылка)
Никакого Летова, один чистый, как слеза комсомолки, Питер

(Ответить) (Уровень выше)