Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2010-05-08 16:49:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Музыка:Шостакович, Четвертая, Лондонский, Хаитинк

Из дневника Толстого

"Одна из главных причин ограниченности нашего интеллигентного мира - это погоня за современностью, старание узнать или хоть иметь понятие о том, что написано в последнее время. "Как бы не пропустить". А пишется по каждой области горы книг. И все они, по лёгкости общения, доступны. О чём ни заговори: "А вы читали Челпанова, Куна, Брединга? А не читали, так и не говорите". И надо торопиться прочесть. А их горы. И эта поспешность и набивание головы современностью, пошлой, запутанной, исключает всякую возможность серьёзного, истинного, нужного знания. А как, казалось бы, ясна ошибка. У нас есть результаты мыслей величайших мыслителей, выделившихся в продолжении тысячелетий из миллиардов великих людей, и эти результаты мышления этих великих людей просеяны через решето и сито времени. Отброшено всё посредственное, осталось одно самобытное, глубокое, нужное; остались веды, Зороастр, Будда, Лаодзе, Конфуций, Ментце, Христос, Магомед, Сократ, Марк Аврелий, Эпиктет, и новые: Руссо, Паскаль, Кант, Шопенгауэр и ещё многие. И люди, следящие за современностью, ничего не знают этого, а следят и набивают себе голову мякиной, сором, который весь отсеется и от которого ничего не останется..."
23.10.1909 (стр. 346 - 347)


"Было пшеничное зерно, оно лежало тысячи лет в египетских гробницах, и оно ничего не знало про себя. Для него самого - для зерна - было всё равно, что его не было. Учёные раскапывали гробницы и, найдя в них зёрна пшеничные, чтобы испытать их, взяли несколько и покрыли землей и стали поливать водой. И вот зерно, которое было, но ничего не знало про себя, вдруг узнало про себя, что оно есть, и есть в одно и то же время и зерно, и росток..."
21.08.1909 (стр. 330)

"Как невозможно удержать кашля - сколько ни удерживай, он вырвется, хотя бы это было при слушаньи слов самого великого человека или при самой прекрасной и торжественной музыке, так невозможно удержаться теперь у нас, в России, от высказывания, от крика боли при созерцании тех ужасов, которые так спокойно совершаются..."
23.11.1909 (стр. 352)

"Человек всегда в грехах, всегда понемногу выбирается и приближается, но никогда не приблизится, и что в этом приближении жизнь и её благо..."
22.12.1909 (стр. 358)

"Чем больше мы уверены в том, что полное совершенство достижимо в этой жизни, тем труднее и меньше мы движемся к достижению наибольшего, доступного нам совершенства..."
24.12.1909 (стр. 359)

"Для жизни необходим идел. А идеал - только тогда идеал, когда он СОВЕРШЕНСТВО. Направление только тогда может быть указано, когда оно указывается математически, не существующей в действительности, п р я м о й..."
10.01.1910 (стр. 362)

"Живо вспомнил о том, что сознаю себя совершенно таким сейчас, 81-го года, каким сознавал себя, своё "я", 5, 6 лет. Сознание неподвижно. От этого только и есть то движение, которое мы называем временем. Если время и д ё т, то должно быть то, что стоит. Стоит сознание моего "я"..."
15.01.1910 (стр. 363)



(Добавить комментарий)


[info]gunilla@lj
2010-05-08 09:10 (ссылка)
он моралист, он искал смысл. И конечно должен был убеждать себя, что есть что-то "коренное, основное, важное"... Ага-ага. Мир - морален и антропоцентричен. Звезды - это слезки Бога.

ВСе эти поиски смысла и корня - от страха смерти. КАк говорится - "страшно погибнуть без смысла и цели" (а придется).

Даже употребление метафоры про зерно - очень значимо. Во-первых, он признает за собой право учить. Во-вторых - в форме притчи. НО сейчас мир действительно стал более "легким". Мы листаем - и надо листать "новое" так же, как и "старое". ПОток информации должен быть потоком, а не нырянием за отдельными жемчужинами.

НЕт, конечно чему-то у великих надо учиться. Технике. Как рисованию - у Микеланджело и Леонардо).

Но и тут для того, чтоб говорить о русской классике, мне нужно хоть что-то перечитать, потому что с точки зрения техники нас не учили. Но например я знаю, что "хорошо ловится рыбка-бананка" и "Бартлби" - почти совершенные технически творения. Что из русской классики так же совершенно?

И все же мне кажется, что как бы мы с вами ни пытались определить, мы тут придем к старому отличию: учит ли литература чему-то или только описывает... Я-то считаю - только описывает, но описывать должна по самым высоким стандартам.


(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]nkbokov@lj
2010-05-08 09:17 (ссылка)
Yes. High Stand-Art (в долларах, евро или так?)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunilla@lj
2010-05-08 12:15 (ссылка)
знаете, из шестнадцатого аррондисмана все звучит по-другому...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]paslen@lj
2010-05-08 09:54 (ссылка)
Почему это Вы про русскую классику заговорили? Вы что, мировую уже освоили? Древние римляне и греки у Вас в активе?
Главное у Толстого - про отсеянность. Испытание временем - самое главное. Я с подозрением отношусь к литре ХХ века хотя бы только поэтому. Я не знаю, останутся ли рассказы Сэлинджера на такой же дистанции, как диалоги Платона или письма Сенеки. Вы скажете, что останутся, а я скажу, что нет. Никто про них не знает. А вот Аристотеля и про Аристофана уже знают.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunilla@lj
2010-05-08 11:53 (ссылка)
Что нам могут сказать люди, у которых даже не было айфонов?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 12:28 (ссылка)
вот уж точно)
оценил Ваш юмор

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunilla@lj
2010-05-08 12:54 (ссылка)
более серьезно - надо хотя бы знать латынь. Как Наташа Романофф из "Железного человека 2"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 13:00 (ссылка)
у меня по латыни твердая четверка, а кто такая Наташа Романофф я не знаю)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunilla@lj
2010-05-08 13:42 (ссылка)
и по греческому?

http://en.wikipedia.org/wiki/Black_Widow_(Natalia_Romanova)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 13:45 (ссылка)
нет, у нас польский был и старославянский

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunilla@lj
2010-05-08 13:53 (ссылка)
во! :-) можно я вам буду сканировать фантики от "коровки"? А то у меня заворот мозгов начинался: вроде понятно, а вроде нет. Тут польская "коровка" продается, внутри каждого фантика - изречение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 13:54 (ссылка)
по польскому у меня нет твердой четверки)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunilla@lj
2010-05-08 14:20 (ссылка)
вот такое у нас горе! а с латынью еды тут нет :-(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 14:29 (ссылка)
а с Катынью жизни нет)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunilla@lj
2010-05-08 14:46 (ссылка)
катынь, самолеты сыпятся, президенты-близнецы... это вообще как-то все страшно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 14:57 (ссылка)
завязка романа
или его финал)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gunilla@lj
2010-05-08 15:03 (ссылка)
ну, это классика: последний кадр, и он же первый.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 16:47 (ссылка)
ну не всегда работает)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]m_ignatieva@lj
2010-05-08 09:53 (ссылка)
Прекрасные цитаты, спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 09:55 (ссылка)
да, я тоже вот читаю, балдею

(Ответить) (Уровень выше)


[info]serkorkin@lj
2010-05-08 12:27 (ссылка)
Спасибо. Надеюсь, будет и продолжение.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 12:32 (ссылка)
ну я составляю списочек того, что задевает, так или иначе
чтобы под рукой было, ага

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2010-05-08 12:34 (ссылка)
Читаю Барнса, а надо бы Платона и Шопенгауэра :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 12:44 (ссылка)
прикольно: сегодня перерыл все полки в поисках именно Шопенгауэра. А вот только что сделал ещё одну выписку:
""Живо вспомнил о том, что сознаю себя совершенно таким сейчас, 81-го года, каким сознавал себя, своё "я", 5, 6 лет. Сознание неподвижно. От этого только и есть то движение, которое мы называем временем. Если время и д ё т, то должно быть то, что стоит. Стоит сознание моего "я"..."
15.01.1910 (стр. 363)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-05-09 08:13 (ссылка)
а вот тут всё прямо наоборот: время стоит, это мы по нему идём.
впрочем, это вопрос терминологии.

не совсем поняла, что ЛТ имеет в виду, когда говорит "стоит сознание моего я"...
сознание как точка приложения взгляда?..
сознание как нечто неменяющееся?..

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ugle@lj
2010-05-08 13:41 (ссылка)
полностью согласна с первым высказыванием.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-08 13:45 (ссылка)
ну вот я с него и начал, оно должно было единственным быть
но там еще кое-что интересное попадалось, поэтому решил дальше выписки продолжить
она просто самая точная, понятная

(Ответить) (Уровень выше)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-05-08 17:22 (ссылка)
очень СОВРЕМЕННО. и это сто лет назад. что бы он сказал сейчас!
спасибо, Дима.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-09 01:03 (ссылка)
на здоровье)
есть повод перечитать?))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]juli_dobrovo@lj
2010-05-09 08:06 (ссылка)
для того чтобы перечитывать, нужно сперва прочитать. :)
многое осталось за бортом. вот теперь навёрстываю. и с Вашей помощью в том числе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-05-09 11:39 (ссылка)
это правильно и хорошо)
правильной дорогой идёте товарищ

(Ответить) (Уровень выше)