Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2010-07-02 22:29:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Моя букеровская шестёрка
Обычно оказываешься далеко от букеровских (впрочем, как и от всех остальных литературно-премиальных) игрищ, однако, в этом году что-то щёлкнуло и я решил дать свою шестёрку потенциальных финалистов, больно уж список хороший. Речь не о предсказаниях, я не Ванга и азарта лишён, речь о моих личных предпочтениях в духе "если бы директором был я..."
Спекулировать премиальными обзорами просто, но не интересно, я сам когда-то, лет дцать назад, отдал этому виду литературной квазижурналистики обильную поживу. Теперь же, в своём дорогом дневничке, отмечаюсь как читатель. Мне этого достаточно.
Сочувствуя жюри, которому нужно разорваться между красивыми и умными, лишь отмечу, что наличие Крусанова, Пелевина, Уткина и некоторых других писателей, активно начавших публиковаться в середине 90-х, как бы отбрасывает возвращает Букер едва ли не к самому его началу, наглядно демонстрируя, что русский роман, как пони, бегает по кругу.
Оттого так важно внедрение в длинный список большого количества дебютантов, выводящих ситуацию из блуждания в трёх соснах привычных (а не самых достойных) имён.


Андрей Аствацатуров. Люди в голом. М.: Ад Маргинем, 2009

Прекрасное филолого-игровое повествование, состоящее из баек и воспоминаний, связанных со "стихией телесного низа". Тот случай, когда интеллектуалу удаётся перевести в игровое преимущество свой научный (Аствацатуров занимается изучением западного модернизма и выпустил монографию, посвящённую творчеству Генри Миллера) потенциал. Подтверждая теоретические выкладки практическими упражнениями.

Михаил Гиголашвили. Чертово колесо. М.: Ад Маргинем Пресс, 2009

Один из лучших писателей нынешнего времени, один из самых сильных текстов последних лет, подтвердивший силу дара после мощного "Толмача". Реквием империи, основанный на метафоре наркотической ломки. Прекрасно простроенное и выверенное повествование, постоянно балансирующее на грани, но не пересекающее никаких границ. Монументальный и масштабный Роман Романыч.

Андрей Иванов. Путешествие Ханумана на Лолланд. Таллинн: Авенариус, 20о9

Открытие этого года, требующее самого пристального внимания. Иванов пишет неровно, но внушает большие надежды. Важно куда он, в конечном счёте, вырулит, однако, уже сейчас очевидно, что движуха у Иванова нешуточная. Жизнь в пересыльном лагере для эмигрантов как метафора тотальной неустроенности современного человека (общества, мира).

Павел Крусанов "Мёртвый язык". СПб: Амфора, 2009

Серьёзная попытка идеологического романа, которая, отчего-то признана не слишком удачной от того, что Крусанова пытаются мерить обычными рамками, забывая пушкинский завет судить художника по законам им самим над собой принятым. Крусанов проявляет не только состояние нынешней эпистолы, но даёт наиболее точную метафору Питера как города и среды существования.

Виктор Пелевин. Т (t). М.: Эксмо, 2009

За волю к победе и во имя высшей справедливости - мало кто сделал для развития русской прозы последних десятилетий (и жанра романа, соответственно) столько сколько Пелевин. Его место в итоговом списке более чем заслужено. Пора уже "де юре" свести с "де факто" и отдать должное самому важному романисту XXI века. Другое дело, что вывести Пелевина в лидеры означает дать Букера именно ему, готовы ли на это члены жюри?

Тимур Кибиров. Лада, или Радость. М.: ж-л Знамя, №6, 2010

Прочитав первую прозу большого поэта ещё в рукописи, я пленился чёткой и, отчасти утопической, задачей создать произведение светлое, гуманистическое, обладающее морализаторски-воспитательным потенциалом. Тимур демонстративно не замечает тенденций и мод, выстраивая свой собственный контекст, отсылающий к классическим моралистическим традициями. Конечно, это оммаж, но оммаж самодостаточный и приятный.

Бонус

Олег Зайончковский. Счастье возможно. М.: Астрель, 2009

Задачи Зайончковского близки к задачам Кибирова - создать оптимистический и умиротворенный роман (связку сюжетно связанных рассказов) на темы современного существования. Отвечая на вопрос "кому на Руси жить хорошо", Зайончковский как бы объясняет, что красота хорошее отношение к лошадям к жизни - в глазах смотрящего.



(Добавить комментарий)


[info]rait_t@lj
2010-07-02 15:56 (ссылка)
неужели вы все это прочли? и остались живы как личность?
это не шутка, это откровенная белая зависть

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-02 16:15 (ссылка)
конечно прочитал, там внутри зашиты ссылки на мои статьи про эти тексты
я даже больше прочитал, иногда мне это хочется

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ottolenc@lj
2010-07-06 11:24 (ссылка)
прочитать,проанализировать,выдать своё мнение,эт сильнО!!!

я вот тут заново перечитываю "Война и Мир" аж 1939 года издания...-)
понимаю,что в школе этот роман мы именно ПРОХОДИЛИ..........-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-06 11:31 (ссылка)
ну, да, это старая тема - про школьные уроки литературы
я и вовсе Дон Кихота перечитываю

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ottolenc@lj
2010-07-06 16:48 (ссылка)
тебя потянуло на "разгадывание" человеческих душ?!-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-06 16:58 (ссылка)
нет, просто хочу не повторять чужих ошибок
хочу учиться на чужом опыте

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ottolenc@lj
2010-07-06 18:32 (ссылка)
жизненный сценарий преподносит ,порой,непредсказуемые сцены....

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-06 18:44 (ссылка)
поэтому к ним и нужно быть готовым)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ottolenc@lj
2010-07-06 18:58 (ссылка)
...-))) принятие решения происходит в центральном процессоре (мозг) в течение доли секунд!-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-06 19:01 (ссылка)
почему я никогда не застаю тебя в асе?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]baburov@lj
2010-07-02 16:20 (ссылка)
И всё-таки Аствацатуров пустой.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-02 16:21 (ссылка)
Одной фразой нельзя отделываться. Почему?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]baburov@lj
2010-07-02 16:26 (ссылка)
Год назад написал много фраз: http://baburov.livejournal.com/13434.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-02 16:30 (ссылка)
Андрей, а почему в книге обязательно должен быть сюжет?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]baburov@lj
2010-07-02 16:37 (ссылка)
Он обязательно должен быть в этой книге, потому что она такова. А вообще он необязателен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-02 16:39 (ссылка)
что такое обязательность? Почему нужно вычитывать из книги то чего там нет? Как же пушкинский завет?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]baburov@lj
2010-07-02 16:42 (ссылка)
Завет беззаветен! А в этой книге я вычитал то, что в ней должно было быть!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-02 16:44 (ссылка)
верю, но не узнаю своего собственного впечатления

(Ответить) (Уровень выше)

(Комментарий удалён)

[info]paslen@lj
2010-07-02 16:38 (ссылка)
все ещё впереди)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shcherbina@lj
2010-07-02 17:29 (ссылка)
авторов №2 и №3 никогда не читала (надо, наверное, найти и почитать), а собственно книгу из этого списка читала одну, №1.
Всего списка не помню, да и не читала многого, но "Белая голубка Кордовы" - мой кандидат.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-02 17:33 (ссылка)
ты серьезно?)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shcherbina@lj
2010-07-04 15:32 (ссылка)
а ты читал?
(впрочем, твой №1 вызывает у меня тот же вопрос)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-04 15:54 (ссылка)
ну я достаточно легкомысленно отношусь к творчеству рубиной
такая себе улицкая light

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shcherbina@lj
2010-07-04 16:01 (ссылка)
нет, нет, именно эта книга!!!
Это было первое, что я у нее прочла, потом стала читать предыдущее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-04 16:08 (ссылка)
и как, в связи с этим, тебе показались предыдущие?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shcherbina@lj
2010-07-04 18:59 (ссылка)
несравнимо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-04 19:13 (ссылка)
хм, заинтригован
буду иметь ввиду

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shcherbina@lj
2010-07-04 20:01 (ссылка)
очень рекомендую, хотя о вкусах, опять же...
(а я тут, отказалась от поездки)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-04 20:13 (ссылка)
почему отказалась?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shcherbina@lj
2010-07-05 06:49 (ссылка)
это было как культурная программа кинофестиваля там, чтоб Саша привез выставку Париж, а я заодно, как автор текста к каталогу. Организация настолько безобразная, как обычно у нас, правая рука не знает, что делает левая, что Саша отказался

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-05 06:58 (ссылка)
понимаю тебя, если организация плохая, то, скорее всего, не нужно, боком выйдет
но выставка то состоится?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shcherbina@lj
2010-07-05 07:15 (ссылка)
нет. Выставка же была в Москве (закрылась 30-го), теперь будет путешествовать по России, но сама, этим благотворительный фонд Детские Сердца занимается (с ним Саша ее и делал как куратор. Жаль, что ты не пришел, там 50 лучших фотографов по одной фотографии Парижа), а в Вологду - это была инициатива организаторов кинофестиваля, звали меня и Сашу, в результате не знали, куда выставку повесить - в общем, фигня.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-05 07:41 (ссылка)
жаль, что ты мне раньше не сказала, хотя бы информацию в ленте новостей дали бы

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shcherbina@lj
2010-07-05 19:12 (ссылка)
я в жж давала анонс. А когда-нибудь скоро приду за гонораром и, может, увижу тебя живьем)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-06 05:35 (ссылка)
ну, ЖЖ это одно, а почта совсем иное
честно говоря, я не всегда ленту читаю от начала до конца
имей ввиду, что мы переехали

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shcherbina@lj
2010-07-06 07:00 (ссылка)
куда?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-06 07:05 (ссылка)
на Серпуховскую, позвонишь если я тебе объясню

(Ответить) (Уровень выше)


[info]iraan@lj
2010-07-02 18:24 (ссылка)
..а Слаповский?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-02 19:44 (ссылка)
не моя чашка чая, вообще не моя

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nelublukepkin@lj
2010-07-02 18:29 (ссылка)
минус лот номер 1, плюс бонус! даешь зайончковского!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-02 19:43 (ссылка)
может быть и такой расклад, ничего не исключаю)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]serkorkin@lj
2010-07-03 02:34 (ссылка)
Прочитал Ваш текст про Иванова в ЧасКоре. Заинтересовался - заинтриговали.

Из указанных авторов прочитал (на днях) только роман "Т" Пелевина - понравился. Думаю, что Пелевин от всех авторов очень далеко отстоит, и этот роман своеобразный венец его творчества.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-03 10:38 (ссылка)
ну погодите еще Пелевину итоги-то подводить, он ещё выдаст-выдаст
а Иванов есть в сети, все его тексты на персональном его сайте

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2010-07-03 11:45 (ссылка)
Я просто неточно выразился. Я и не думал подводить итог окончательный, я только хотел сказать, что Пелевин отнюдь не выдохся (ведь у многих было такое ощущение после "Прощальных Песен"), и этот его роман лучше многих старых текстов по многим параметрам.

Сейчас как раз "Священную книгу оборотня" дочитываю...

Иванова попробую почитать, спасибо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-03 12:27 (ссылка)
он того стоит, ага. А про Пелевина Вы, безусловно, правы: у него в творчестве был некий спад, но "Священная книга оборотня", как мне кажется, это начало какого-то нового периода, который кажется мне потенциально крайне интересным.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2010-07-03 12:51 (ссылка)
Как раз дочитал "СКО". А мне кажется, что Пелевин движется довольно ровно, т.е. успешно совершенствуется в развитии сюжетов, идей и проч. Или, иначе сказать, - вот художник пишет, к примеру, пейзажи. Этот хороший, следующий тоже, потом не очень, потом получше и вот - Т - очень хороший. Но здесь любопытно, что будет потом, т.е. какой новый качественный скачок будет, если будет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-03 13:53 (ссылка)
ну вот это первый показатель не фуфлыжности - что интересно куда автор движется

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2010-07-04 05:56 (ссылка)
Читаю Зайончковского, его стилистика мне как-то ближе, роднее. Хотя понимаю, что литературные путешествия "за границу" имеют свои несомненные преимущества.

А Вы этот текст Заончковского нигде не "обозревали"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-04 13:00 (ссылка)
там внутри текста есть эта ссылка, но, на всякий случай, повторяю


Image (http://www.chaskor.ru)вторник, 8 июня 2010 года, 09.24

Image (http://www.chaskor.ru/article/kak_perestat_bespokoitsya_i_nachat_prosto_zhit_17796)Дмитрий Бавильский  Как перестать беспокоиться и начать просто жить

Достучаться до небес — 7. Какое оно, наше время, если судить о нём по роману Олега Зайончковского «Счастье возможно»?

Кому на Руси жить теперь хорошо? Между прочим, на этот вопрос автор книги даёт прямой и недвусмысленный ответ.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2010-07-04 13:10 (ссылка)
Ссылка видёт на Кибирова - я на неё нажал. А указанный текст я видел, когда на днях просматривал Ваши статьи, но не прочитал его, а так как в лицо автора плохо знаю, то совсем забыл про эту статью.
Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-04 13:26 (ссылка)
да я ж не в претензии
просто порядок чтобы навести

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2010-07-04 13:28 (ссылка)
Не понял последний комментарий. Ну и ладно. И так вроде все понятно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-04 13:52 (ссылка)
я хотел сказать, что все нормально) и не стоит особого внимания)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]serkorkin@lj
2010-07-10 07:15 (ссылка)
Дочитал роман Зайончковского, захотелось как-то зафиксировать прочитанное:
http://serkorkin.livejournal.com/164949.html

Спасибо за наводку!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-10 10:24 (ссылка)
прочитали? Нормально?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2010-07-10 11:17 (ссылка)
Прочитал. Нормально. Нормально для людей определенного склада.

Думаю, еще кого-нибудь почитать для настройки на собственную словесно-творческую волну...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-10 11:25 (ссылка)
про быт?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2010-07-10 11:29 (ссылка)
Не понял вопроса.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-10 11:51 (ссылка)
вы хотите найти тексты про современный быт?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2010-07-10 11:57 (ссылка)
Нет. Я хочу найти тексты современных авторов с хорошим русским языком и оригинальным стилем изложения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-10 12:00 (ссылка)
ПЕРС Иличевского)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2010-07-10 12:03 (ссылка)
Да, я его имею ввиду.
Но что-то его рассказ "Воробей" мне в свое время совсем не понравился...
А больше, кажется, я у него ничего и не читал.
Но в любом случае, попробую "Перс" почитать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-10 12:04 (ссылка)
просто он хорошо подходит к тому описанию, которое Вы предложили в комменте выше
из самого нового, конечно же.
У того же Зайончковского есть пара прекрасных книг.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serkorkin@lj
2010-07-10 12:06 (ссылка)
Заойнчковского мне пока хватит, думаю. Потом как-нибудь вернусь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-10 12:15 (ссылка)
вольному воля

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tararoom@lj
2010-07-03 17:39 (ссылка)
спасибо, воспользуюсь этим списком как рекомендацией к прочтению. Читала только T. Очень понравился.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-03 17:52 (ссылка)
Только Вы критически к нему подойдите)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tararoom@lj
2010-07-03 18:00 (ссылка)
это обязательно)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-03 18:11 (ссылка)
не сомнваюсь

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mpmouse@lj
2010-07-06 16:53 (ссылка)
Последовала рекомендациям, и за две ночи с экрана (!) прочла "Путешествие Ханумана на Лолланд."
Хорош! Сквозь психоделику мерцает "плутовской роман", или наоборот, и самое удивительное - глубина читательского погружения достигнута такая, что пришлось долго возвращать себя к благостной реальности, слегка подпорченной жарой и московскими тревогами.
Кстати, видели ли заявление Вигелянского? Кажется, что-то начинает действовать,они почувствовали отпор. А статья Деготь - сочетание Ваших посылок переведенных на популярный язык и странных наездов на "Осторожно религия!" Как будто бы уровень профессионализма куратора (а вернее уровень включенности в иерархию арт-тусовки)как-то меняет суть проблемы:) Ну и ладно, сейчас каждый текст просто работает на ситуацию самим фактом своего появления.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2010-07-06 17:05 (ссылка)
Марина, именно поэтому я ее и обнародовал, она действительно перекликается с моей и я не думаю, что Катя читала мою, так как газета готовится дольше публикации на интернет-сайте. Пусть статей будет больше. Виглянского видел, он не единственный. Я знаю еще про открытые и не очень открытые письма Кириллу. Но все равно боязно, страшно. Шабуровы пришли от Андрея, говорят, что всерьез готовится на пять лет загреметь.
А Андрей Иванов, да, вы правы, движухи у него много. Он неровный, но общий драйв искупает некоторые провалы композиции (которые он оправдывает психоделией и ее передачей)и ритма. Другие романы его хуже, кстати. По крайней мере, другой его роман, который я читал.

(Ответить) (Уровень выше)