Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет pavell ([info]pavell)
@ 2002-08-04 14:30:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
О "культуре поражения"
Основная проблема российской политики - у нас не сформирована "культура поражения". Понятие "отставки" для политика равносильно понятию "смерти". Западный политик, потерпевший поражение на выборах, покидает государственную службу. Восточный политик, потерпевший поражение (не обязательно на выборах), становится отшельником и предается созерцанию. Российский политик получает "союзную пенсию". Но что такое пенсия по сравнению с той почти неограниченной властью, которую он имел раньше? Один мой знакомый, работавший инструктором ЦК КПСС, сказал мне, что догадался о готовящемся путче тогда, когда увидел в здании ЦК КПСС бывшего члена Политбюро Слюнькова. Знакомый говорил об этом таким тоном, каким в американских фильмах произносят "мертвые восстали" или "я съем твое сердце". Поэтому советские и российские руководители до последнего цепляются за свои кресла. Выгнали взашей с высокого поста? Любой ценой устроится на любую должность!!!

Отсутствие "культуры поражения" приводит к атрофии политической элиты, которая съеживается до нескольких человек "с деньгами". Но даже олигархи "прощаются, но не уходят" (Березовский).
На самом деле, такое положение дел приводит к тому, что никакой политики за пределами бюрократической вертикали просто нет. Высшие чиновники любой ценой стремятся остаться в "обойме" и потому их зависимость от верховной власти чрезмерно возрастает.
Собственно, отсутствие "культуры поражения" есть основной показатель отсутствия элиты вообще. Что есть "член элиты"? Это человек, имеющий определенный социальный ранг, который не теряется в случае ухода с занимаемой должности. Американский президент, покидая Белый дом, сохраняет высокий социальный статус и уважением общества. Чего нельзя сказать о советских руководителях. Ельцин выглядит исключением в бесконечном списке советских начальников, заживо погребенных после отставки в склепах своих дач. Однако и он не вполне вышел в отставку, получив титул "первого президента России" и неприкосновенность в нарушении им же принятой Конституции. То есть даже он не избежал синдрома советского начальника - из премьеров выгнали? Что ж, поедем послом на Украину. Главное, оставаться у кормушки. То есть у нас нет рангов - есть должности. А должность, в отличие от ранга, можно потерять.
"Культуры поражения" нет потому, что вся властная верхушка (по Солоневичу) - мафия, которая управляет гигантским государством. Отставка есть исключение из "невидимой партии", попадание "во тьму внешнюю", к людям, которые "ездят в трамваях". Для представителя верхушки подобная ситуация нестерпима. Отсюда "покаяния" сталинских времен ("все возьмите, квартиру возьмите, машину возьмите, голову возьмите - партбилет отдайте"). Каждый чиновник понимает, что вне "касты" его просто убьют. И потому каста чиновников ДОЛЖНА потерпеть поражение. Целиком. Иначе "жизнь станет невозможной".