Музыка: | Кино - Красно-желтые дни |
Белорусская политика
Товарищи тут высказывались насчет того, что Путин, дескать, добивается разрыва Союза Белоруссии и России. Лукашенко так тоже сказал. Так вот, я считаю, что все не так просто. Путин не ОТТАЛКИВАЕТ Белоруссию, он ее шантажирует.
Дело в том, что Россия не может пойти на равноправный союз с Белоруссией по ряду внутриполитических причин. Первый раз вопрос о союзе встал году этак в 1996, когда элиты задумались о продлении полномочий Ельцина на следующий срок путем объединения с Белоруссией и создания нового государства (и упразднением России, конечно). помню, я тогда принял участие в небольшом семинарчике с несколькими околоберезовскими политологами, которые доказывали, что союз с Белоруссией рулит. Я же говорил, что если будет заключен союз с Белоруссией, то: а) его не ратифицирует Госдума, б) опротестует Татарстан. Так оно все и вышло (похвастался Павел:)).
Сегодняшняя ситуация - калька с 1996 года. Правда, дума уже не составляет проблемы, но бандустаны внутри страны по-прежнему весьма могущественны. Россия не может заключить союз с Белоруссией, не разрушив себя как федерацию. Субъекты федерации в России имеют далеко не равные права и обязанности (так называемая несимметричная федерация - какая гадость).
В настоящее время существует три вида субъектов федерации, разных по статусу: республика в составе федерации (Татария, Башкирия, Якутия и т.д.), область или край, автономная область или автономный округ в составе области/края.
Все они являются полноправными субъектами федерации, что порождает различные недоумения во взаимоотношениях краев/областей с входящими в их состав автономными областями/округами. На практике все три сорта субъектов обладают разными правами и разным политическим весом. Подключение к Российской Федерации еще и четвертого субъекта - "союзного государства Белоруссия" было бы чистым безумием, поскольку вслед за этим последовал бы парад суверенитетов - республики захотели бы стать союзными государствами, края/области - республиками и т.д.
Поэтому Путин вынужден маневрировать. Лукашенко хочет союза, понимаемого им как возможность финансировать свое правительство за российский счет (чего только стоит предложение создать два эмиссионных центра - один в Москве, другой в Белоруссии - напечатай рубли и живи спокойно:)).
Путин предлагает объединение по образцу "аншлюса" ГДР ФРГ в 1990 году. Тогда в состав ФРГ вошла не ГДР, а несколько ее земель по отдельности. Во всяком случае, так это было оформлено юридически. Вариант с объединением на основе схем ЕС также неприемлем, ибо ЕС сейчас создает единое государство и объединение по примеру ЕС есть все тот же "аншлюс".
Поэтому Путин оказывается в странной ситуации. Он не может отказаться от Белоруссии, поскольку она представляет собой "окно в Европу", он не может также принять белорусские предложения - иначе под угрозой оказывается целостность России. И он дуркует - выдвигает заведомо неприемлемые для белорусской стороны требования, ожидая, что это воздействует на Лукашенко должным образом и тот откажется от своих условий заключения российско-белорусского союза. Цель путинской политики - не отталкивание Белоруссии, а желание "поставить Белорусь на место", снизить объем финансовых и политических требований Лукашенко к России.
Между тем эта политика, эффективная в тактическом смысле, не может принести больших дивидендов с точки зрения стратегической, поскольку НАТО и ЕС уже приближаются к границам Белоруссии и рано или поздно российскому правительству придется решить, желает ли оно уступить Белоруссию НАТО или заключить с ней прочный союз.