Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет pavell ([info]pavell)
@ 2003-06-17 17:59:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Медитация о Крокодиле
Крокодил есть тотемное животное России, темная сторона национального «я», постоянно нависающая над страной. Крокодил есть существо абсолютно достоевское, с необоримой тягой к слезам. Он склонен кушать жертву в процессе безостановочной рефлексии.
Темные, невежественные люди считают, что крокодиловы слезы – символ лжи и неискренности. Все это чепуха, ибо не таков наш герой! Стремление Крокодила плакать отражает тонкость его внутренней душевной организации, его постоянную внутреннюю готовность к катарсису и покаянию.
И глубоко не случайно описанное Достоевским стремление интеллигенции вещать из чрева Крокодила – ибо великий писатель тонко подметил несомненное родство душ – интеллигентской и крокодильей.

Очень характерна вера отечественной интеллигенции в мягкость и невредность крокодилова брюха. Герой Достоевского вовсе не страдает, сидя в нем. Чуковский пишет о Городовом - «утроба Крокодила ему не повредила».
Брюхо Крокодила несомненно символизирует материнскую утробу – ибо только внутри Крокодила интеллигент чувствует себя по настоящему защищенным для того, чтобы поведать миру Истину.
Пребывание внутри Крокодила облагораживает человека. Пример – история Бармалея, как известно, проглоченного Крокодилом и полностью перевоспитавшегося.
Иначе говоря, крокодилье брюхо не только защищает хороших людей, но и перевоспитывает плохих. Крокодил суть зубастая защита от внешнего зла. Еще точнее – Крокодил есть граница «внешнего круга», отделяющая манихейскую интеллигенцию от «злого мира». Проглоченные же Крокодилом плохие люди принимаются во «внутренний круг», благодаря чему и становятся хорошими.
И потому всякий интеллигент есть чревовещатель. Ибо вещает он непременно из брюха большого, либо малого Крокодила.
Отсюда понятно стремление к революции. Ибо что такое революция, как не созидание Крокодила? Разве СССР не был Крокодилом, изнутри которого интеллигентские гуру вразумляли мир?
И основная претензия к советскому Крокодилу застойной интеллигенции состояла в том, что Крокодил полз куда хотел, а не слушал нестройного хора голосов, раздававшегося из чрева. Именно это не нравилось "всем мыслящим людям" в советском государстве.
Голубая мечта интеллигенции тех лет – партнерство с Крокодилом. См. произведения Успенского, в которых Крокодил (сравнительно молодой, 70 с небольшим лет – какая горькая ирония, какая пародия на Советскую власть, как точно все предсказано на 15 лет вперед!) тесно сотрудничает с коричневым лопоухим существом по имени Чебурашка. Символично, что ранее Чебурашка работал в шоу-бизнесе (крутил юлу в витрине магазина).
В смягченной форме Успенский передает тот же архетип – Крокодил выступает как защитник прогрессивных начинаний (см. «домик для друзей»).
Для Советской власти Крокодил – родной. См. того же Успенского или же вспомните журнал «Крокодил» с ухмыляющейся интеллигентной зверюгой, к тому же снабженной вилами (!). «Вилы в бок» – так называлась сатирическая рубрика. Что Крокодил делал с теми, кому уже всадил вилы в бок – остается только догадываться.
Но и здесь интеллигентский архетип соблюден. На обложке – Крокодил, под обложкой – интеллигентские витии критикуют усушку и утруску, а также отдельные недостатки сельского хозяйства. Да что говорить, сам Успенский вышел из «Крокодила».
Крокодил – темная сторона народной души. Недаром с ним все борются. Борется Георгий Победоносец (именно Крокодила, а не змея, как принято считать, пронзает он на московском гербе), борется Ваня Васильчиков, наконец, борется Медведь (см. Краденое солнце).
Важно, кто борется с Крокодилом. В двадцатом веке таковых двое – Ваня Васильчиков и Медведь. Эти сказочные образы правильно отражают расстановку сил в тогдашней России. Мальчик с «саблей игрушечной» против «зверя лютого». Так было до революции.
Причем «зверь Крокодил» даже Городового съел – как и было предсказано. Ваня Васильчиков – светлое начало национальной души, неоформленное, слишком игровое, шутливое, невзаправдашнее («и взмахнул своей саблей игрушечной»). И – слишком благородное. Не понимающее сущности Врага. «Пусть едет к своим крокодильчикам».
Крокодил же зверь революционный, нахрапистый. «Красный Крокодил». Понятно, кто победил в открытом противостоянии. У Крокодила-то – зубки, а у Вани – просто сабля игрушечная. Растерзал Крокодил цесаревича «Ваню Васильчикова».
В противоборстве с Крокодилом светлая сторона национального духа мутировала, покрываясь шерстью. Да, позднее противник Крокодила – Медведь. Однако урожденный ли это Медведь или, так сказать, алхимически созданный? Я склоняюсь к мнению, что Медведь – оборотень. Действительно, если найти в лесу трухлявый пень, да воткнуть в него нож, а потом, в определенный час через нож тот прыгнуть, то перекинешься в дикого зверя. Почему бы и не в Медведя? Тем более, что существует на этот счет общеизвестная сказка (фильм Захарова по ней все смотрели).
В мифологии Медведь, а в исторической реальности – конечно, Сталин…



(продолжение следует)

Ссылки по теме:
Федор Достоевский «Крокодил»
Корней Чуковский «Крокодил»
Михаил Булгаков «Роковые яйца»


(Добавить комментарий)


[info]warsh@lj
2003-06-17 03:05 (ссылка)
Любопытно, что название популярного в СССР сатирического журнала "Крокодил" родилось случайно.

Главред усадил всю редколлегию придумывать название, поскольку первый номер был уже готов и его надо было отправлять в печать а названия издания - не было. А чтобы никто не мог сбежать с этого "мозгового штурма", запер дверь кабинета на ключ.

Всю ночь несчастные сидели-курили, пытаясь придумать название. Да так и ничего не придумали до утра, когда пришла уборщица, открыла своим ключом дверь и брюзгливо сказала: "Накурили, крокодилы!"

Так и назвали журнал.

(Ответить)


[info]ex_kpblca248@lj
2003-06-17 03:14 (ссылка)
к куче
"Левиафан — в Библии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. Предстаёт как пример непостижимости и тайны Божественного творения"

(Ответить)

добавочка
[info]steba@lj
2003-06-17 03:53 (ссылка)
http://www.livejournal.com/users/steba/122717.html?mode=reply Хвостов, что интересно

А еще цытата к образу крокодила:
С. 179. Ссылаясь опять на Шекспира, скажу, что будущность представлялась мне как мрачный омут неведомой глубины, на дне которого лежал крокодил. — Образ этот восходит не к Шекспиру, а к Шатобриану, в повести которого «Атала» (1801; русский перевод — 1802) индеец Шактас говорит: «Самое ясное сердце походит по виду на источник в саваннах Алашуа, поверхность его кажется чистой и спокойной, но, когда вы всмотритесь в глубину бассейна, — вы заметите там крокодила». Указанный образ Шатобриана не раз использовался в русской

529
романтической литературе. К. Н. Батюшков в стихотворении «Счастли вец» (1810) писал:

Сердце наше кладезь мрачной:
Тих, покоен сверху вид,
Но спустись ко дну... ужасно!
Крокодил на нем лежит!
А. Ф. Воейков в сатире «Дом сумасшедших» пародировал этот традиционный образ. Достоевский в пансионские годы знал наизусть сатиру Воейкова, ходившую тогда в рукописи.
http://www.rvb.ru/dostoevski/02comm/18.htm

(Ответить)


[info]sergelin@lj
2003-06-17 03:58 (ссылка)
здорово )))

(Ответить)


[info]n1919@lj
2003-06-17 20:53 (ссылка)
вдогонку.
крокодил в матрице. (http://www.graphics.ru/gallery/img.php?src=pictures%2FfsG0c6o.jpg)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Ещё по теме...
[info]ur_all@lj
2003-06-17 22:46 (ссылка)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ещё по теме...
[info]asriyan@lj
2003-06-18 00:19 (ссылка)
Паша, ты велик и лучезарен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ещё по теме...
[info]ur_all@lj
2003-06-18 00:28 (ссылка)
А почему это Вы мне?

:-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ещё по теме...
[info]asriyan@lj
2003-06-18 02:59 (ссылка)
Да, действительно...
Ну, да ладно, слово-то доброе, так что - не страшно:)

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Ещё по теме...
[info]pavell@lj
2003-06-18 01:49 (ссылка)
О да! Спасибо, Армен!:)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ur_all@lj
2003-06-18 00:34 (ссылка)
Под Вашим влиянием я тоже решил написать вот. Конечно, не так цельно и глубоко как у Вас, но я давненько хотел про крокодила написать что-нибудь, а Вы помогли. Спасибо!

(Ответить)

Одно из тотемных животных :)
(Анонимно)
2003-06-18 03:13 (ссылка)
пришедшее из Новгорода.

(Ответить)


[info]pokrovsky@lj
2003-06-18 04:19 (ссылка)
а кто нарисовал крокодила со Сталиным? здорово как. не вы ли?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pavell@lj
2003-06-18 05:12 (ссылка)
Нет, не я. Нашел в интернете.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pokrovsky@lj
2003-06-18 09:58 (ссылка)
а ссылочку не дадите? интересно в каком контексте была картинка :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pavell@lj
2003-06-18 10:18 (ссылка)
Дам, конечно. Хорошая статья о "Крокодиле" Чуковского. Там написано, что сам Чуковский - крокодил!:))) (это я только сейчас заметил, надо будет вставить во второй выпуск "медитаций..."). А нашел я статью, когда искал по "Яндексу" ссылки на "Крокодила" Чуковского.
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200200106

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pokrovsky@lj
2003-06-19 05:54 (ссылка)
спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)