|
[Feb. 13th, 2009|04:53 pm] |
Ранняя астрономическая поэзия: Гесиод, Фок, Клеострат *
Всё до этого было "ранней космогонической поэзией". Теперь немного астрономии и перейдём к ранней космогонической и гномической прозе.
Непонятно, что в астрономии понимали Гесиод и т.д. Травили они всякие байки. Например (с. 82, п. 7):
Орион. Гесиод говорит, что он был сыном Эвриалы, дочери Миноса, и Посейдона; ему было дано в дар ходить по волнам как по суше. Придя на Хиос, он во хмелю изнасиловал Меропу, дочь Энопиона. Узнав об этом и тяжело пережив надругательство, Энопион ослепил его а изгнал из страны. Скитальцем он пришел на Лемнос и сошелся о Гефестом, который пожалел его и дал ему в поводыри своего слугу Кедалиона. Он взял его и понес на плечах, а тот указывал дорогу. Придя к месту восхода солнца, он сошелся о Гелиосом а якобы был [им] исцелен, после чего снова пошел к Энопиону, чтобы отомстить ему, но того сограждане спрятали под землей. Отчаявшись разыскать его, он удалился на Крит, где проводил время на охоте в общеотве Артемиды и Латоны и якобы пригрозил, что истребит всех зверей, какие только родятся на земле. Рассердившись на него, Гея наслала огромного скорпиона, уязвленный жалом которого он погиб. За его храбрость Зевс по просьбе Артемиды и Латоны поместил его ореди звезд, а также скорпиона, дабы он служил памятником о деянии.
Важных фрагментов нет. Менее интересные фрагменты:
Гесиод, В
3: Плутарх, см.н. 5-7: Гиады, Медведица, Волопас, Орион, Скорпион 8: как действительно образовался Мессинский пролив?
Фок
Кто такой Фок-самописец, автор "Морской астрономии", я не понял. Идёт ссылка на с. 116, там озаглавлено "подложные фрагменты" и Симпликий пишет, что Теофраст говорит об авторстве Фалеса в отношении "Морской астрономии".
Клеострат
А.1: 19-летний цикл? В.1: Стишок про Скорпиона В.4: 8-летний цикл?
И раз уж мы вроде как покончили с поэзией, выскажу своё мнение о ней, как средстве. Это был такой способ пронести знания через поколения устно, без развитой технологии книгопечати (коммуникации, более общо). Давным-давно нужда в поэзии отпала. Однако, склонность к ней - в природе человека, и в определённой мере напоминает мне психическое заболевание, слабозаразное и доброкачественное.
Закончим словами Плутарха:
Ни Аристарх, ни Тимохар, ни Аристилл, ни Гиппарх не преуменьшили славы астрономии тем, что стали писать прозой, тогда как прежде Евдокс, Гесиод и Фалес [11 В 1] писали стихами... |
|
|