Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет pioneer_lj ([info]pioneer_lj)
@ 2016-11-28 11:39:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Уроки венгерского восстания 1956 (часть 6)

(предыдущая часть)

+ + +

Венгерская октябрьская 1956 года революция была организована советскими компетентными органами. Это на первый взгляд парадоксальное утверждение становится очевидным в результате анализа, кто являлся верховными революционными вождями в Венгрии.

Профессиональный политрук и сексот небезызвестный среди советских патриотов публицист Влад Шурыгин с величайшим презрением отзывается о руководителях венгерской революции Имре Наде и Пале Малетере как о стукачах и чекистских агентах. Достойно удивления! Откуда столько неуважения к коллегам по ремеслу?!... В 2006 году Шурыгин высказался о фильме, с которого мы начали эту серию статей. Можете познакомиться по ссылке с квинтэссенцией советской спецпропаганды о венгерских событиях 1956 года в исполнении маститого Шурыгина. 

Кем был возглавивший революционное антисоветское правительство Имре Надь. Проверенный коммунистический и чекистский агент по кличке «Володя», чья надёжность и беззаветная верность советским товарищам не подлежит сомнению.

 

«Имре Надь родился 7 июня 1896 года в городе Капошвар в семье кладовщика Йожефа Надя и домработницы Розалии Шарингер. Учился в высшем коммерческом училище, откуда в 1915 году ушел в австро-венгерскую армию. В июле 1916 года во время брусиловского прорыва был ранен и попал в русский плен. Находился в лагерях в районе Верхнеудинска (Улан-Удэ), на подсобных работах в прибайкальских деревнях, в Иркутске. В марте 1918 года вступил в интернациональный красногвардейский отряд, в котором служил до сентября этого же года. Здесь же был принят в Венгерскую коммунистическую партию (большевиков) (ВКП(б). По некоторым сведениям, принимал участие в подавлении мятежа белоказаками в Верхнеудинске, боях с белыми под Иркутском. Масштабы этого участия и личный вклад Надя неизвестны. В сентябре 1918 года отряд, в котором он находился, сложил оружие, и Надь вместе с другими бывшими военнопленными был возвращен в места прежнего пребывания, где он и работал до поражения Колчака. С приходом красных в Иркутск Надь проявляет активность и вступает в венгерскую красногвардейскую дружину, а с лета 1920 года по март 1921 года служит в особом отделе Иркутской ЧК. В те годы при нехватке грамотных кадров "бойцы-интернационалисты" считались "надежными товарищами", готовыми выполнить любой приказ. Они не были связаны национальными узами с местным населением, не отличались по отношению к ним излишней сентиментальностью и поэтому охотно зачислялись на рядовую работу в чекистские органы. Так заканчивается "интернационалистический" период в жизни Имре Надя».

Некий Имре Надь фигурирует среди участников расстрела царской семьи. Тот это Имре Надь или другой, достоверно определить возможности нет. Интересующий нас Имре Надь в автобиографии утверждает, что в то время находился в окрестностях Верхнеудинска (Улан-Удэ) в Сибири, а не на Урале в Екатеринбурге.

«В 1921 году, после краткого пребывания в Москве, Надь был направлен венгерской секцией Коминтерна на подпольную работу в Венгрию. Сведений об этом периоде его жизни в российских архивах отложилось немного. Тем не менее известно несколько интересных фактов. В частности, о протежировании в Коминтерн, после своего возвращения в Москву в 1929 году, своих ближайших соратников по подпольной борьбе в Венгрии Н. Тиринера и А. Мольнара. На поверку они оказались провокаторами и агентами венгерской полиции, "сдававшими" своих товарищей по революционному движению [1384]. Надь же уцелел, что породило в кругах венгерской эмиграции недобрые слухи. Возможно, эти слухи и послужили причиной отказа Надю в приеме в штат ГПУ. Кроме того, в архивных материалах есть документы, свидетельствующие о том, что на чекистов произвели неприятные впечатления "настойчивые попытки Надя устроиться кадровым сотрудников ГПУ". Вместо зачисления в кадры Надю предложили стать негласным агентом (секретным осведомителем), на что он дал согласие 17 января 1933 года. О его работе на органы сохранилось довольно много материалов. Имеется, например, документ, свидетельствующий, что в 1939 году Надь предложил НКВД для "разработки" 38 венгерских политэмигрантов, в том числе Ф. Мюнниха [1385]. В другом списке он называет 150 знакомых ему венгров, болгар, русских, немцев, итальянцев, с которыми в случае необходимости он мог бы "работать".

По донесениям Надя (псевдоним – "Володя") было осуждено несколько групп политэмигрантов, состоявших из членов венгерской, германской и других компартий. Все они обвинялись в "антисоветской", "террористической" и "контрреволюционной" деятельности (дела "Аграрники", "Неисправимые", "Агония обреченных" и другие). В другом документе (июня 1940 г.) указывается, что Надь "дал материалы" на 15 арестованных "врагов народа", работавших в Международном аграрном институте, Коминтерне, Всесоюзном радиокомитете. Деятельность "Володи" привела к аресту известного ученого Е. Варги, целого ряда деятелей компартии Венгрии (Б. Варга-Ваго, Г. Фаркаш, Э. Нейман, Ф. Габор и другие). Часть из них была расстреляна, часть приговорена к различным срокам заключения и ссылки [1386]. В письме председателя КГБ СССР В. Крючкова в ЦК КПСС "Об архивных материалах о деятельности в СССР Имре Надя", подготовленном в июне 1989 г., отмечалось: "Из имеющихся архивных материалов не следует, что Надь сотрудничал с НКВД по принуждению. Более того, в документах прямо указывается, что "Володя" проявляет большую заинтересованность и инициативу в работе, является квалифицированным агентом" [1387]».

Материалы о деятельности Имре Надя в качестве чекистского осведомителя и сексота советские товарищи передали венгерским товарищам в 1989 году, имея в виду предотвратить реабилитацию Имре Надя. Центральный комитет ВСРП (Венгерская социалистическая рабочая партия, основана Имре Надем и Яношем Кадаром вместо распущенной Венгерской партии трудящихся, ВСПР правила Венгрией в 1956‑89 гг.) принял решение не обсуждать и не публиковать полученные документальные материалы. Документы поместили в архиве и доступ к ним был закрыт (не знаю, как ныне). Впервые свидетельства о чекистской работе Имре Надя были опубликованы на Западе в 1993 году.

«В 1989 г. по инициативе тогдашнего председателя КГБ СССР В.А.Крючкова были извлечены из архивов документы о связях И.Надя с органами НКВД, а 27 февраля 1993 г. их впервые опубликовала, наделав немало шуму, итальянская газета «Ла Стампа»3. При том, что Крючков явно преследовал сиюминутные и не слишком чистые политические цели — компрометации реформаторского крыла кадаровской ВСРП, склонного к реабилитации И.Надя»

«… собственноручно написанную 20 марта 1940 г. автобиографию И.Надя, где указывалось: «С НКВД я сотрудничаю с 1930 г. По поручению я был связан и занимался многими врагами народа».

 

16 июня 1989 года в Будапеште торжественно перезахоронены останки Имре Надя и четырёх его сподвижников.

Мемориальная табличка в 8-м районе Будапешта в честь
Имре Надя, Пала Малетера, Миклоша Гимеша и Гезы Лошонци.

Партийную и государственную карьеру в Венгрии товарищу Имре Надю обеспечивали советские товарищи, не позволяя Ракоши от него совсем избавиться. Забавный нюанс. По-видимому, Имре Надь продолжал быть советским гражданином и после 1945 года, поскольку не отыскались документы о его лишении или отказе от советского гражданства.  После смерти Сталина советские кураторы принялись создавать Имре Надю репутацию реформатора, демократа, народного заступника и борца против сталинизма.

товарищи Ракоши и Надь

Придётся кратко коснуться болезненного для (нео)сталинистов вопроса, зачем и почему в СССР была осуществлена десталинизация. Прежде всего, по соображениям практическим. Как мы видели в предыдущих частях, рядом с благоденствующими капиталистическими трудящимися в странах НАТО очень трудно было удержать Восточную Европу в социалистическом лагере без смягчения коммунистического режима и повышения народного благосостояния. Точнее сказать, удержать было возможно только путём регулярных карательных экспедиций советской армии и тотального террора. Сделать это было… можно. Но уже не нужно, поскольку Инстанции приняли стратегическое решение демонтировать сталинскую систему собственно в СССР.

Сталинский режим сложился для обслуживания индустриализации. Его задачей было сгонять миллионы русских рабов на стройки коммунизма и для обслуживания построенных американцами гигантов социалистической индустрии. Советским строителям социализма необходимо было лишь принимать и на примитивном уровне осваивать западную технику. Высокой квалификации и самостоятельного научно-технического творчества от советской рабсилы не требовалось. Достаточно сказать, что в стране находилась 300 тысяч иностранных специалистов, из них 200 тысяч американских.

Однако отказ от сотрудничества с Америкой после 1945 года ставил СССР перед необходимостью относительно самостоятельного индустриального и научно-технического развития. Заменить американскую помощь было нечем. Англичане  со всеми союзниками не в состоянии были в полной мере восполнить утрату. На первом этапе выручали тысячи трофейных немецких специалистов, поднимавших техническую культуру советской промышленности, помогавших создавать все послевоенные советские чудеса – от атомной бомбы и ракет до «Калашникова». Но немцев нельзя было бесконечно держать в советском рабстве.

Неявный отказ от сталинской системы наблюдался уже при жизни Сталина. В СССР начали возрождать русскую школу, поднимать уровень высшего технического образования. Чекистам воспретили убивать и истязать до смерти учёных и квалифицированных специалистов, отправлять их в концлагеря смерти. Специалистов теперь не расстреливали, даже если они подлежали репрессиям как шпионы и прочие вредные элементы. Отправляли на поселение или в ссылку, где они могли продолжать работать по специальности. Даже генетиков, этих отвратительных вейсманистов-морганистов и презренных мухоложцев, уже не казнили и почти не арестовывали. Неслыханное прежде попустительство врагам народа!

Десталинизация шла неровно. Поставленные у власти в Москве украинские вертухаи во главе с Хрущёвым первоначально не понимали, зачем им бороться с любимым культом личности. – «Появился откуда-то вопрос о культе личности. Что это за вопрос?» –  И казнили главу конкурирующей грузинской группировки маршал Берию (который сразу же приступил к практической десталинизации) в том числе по обвинению в попытках «дискредитировать имя товарища Сталина, наводить тень на величайшего человека после Ленина».

Из речи Н. Хрущева:

«– Он освобождал не просто, а он освобождал, и эти люди выходили, а он им внушал, что это Берия им вернул жизнь, не партия, не правительство, а Берия. Дешевая демагогия! Он сам говорил: я могу любого человека заставить, что он скажет, что имеет прямую связь с английским королем. И он это делал. Берия демонстрирует внешнюю свою дружбу, неразлучную, неразрывную с товарищем Маленковым. Дальше терпеть нельзя: молока нет, мяса мало. Объявили переход от социализма к коммунизму, а муку не продаем. А какой же коммунизм без горячих лепешек, если говорить грубо?

Голос из президиума: "Картошки нет"».

Колебания генеральной линии в Москве отражались и на Будапеште, там то Надь теснил Ракоши, то наоборот.

Матьяш Ракоши

На всякий случай имелся у Имре Надя и дублёр – Янош Кадар. Происхождение персонажа мутное, настоящая фамилия Джованни Черманек, биография подтасованная. В 1945 году объявился в Венгрии, имея за душой лишь фантастические истории о своей антифашисткой борьбе. Тут же стал членом Политбюро ЦК Венгерской коммунистической партии (как вы заметили, впоследствии венгерскую коммунистическую партию для маскировки не раз переименовывали) и депутатом Временного национального собрания. С 1946 года заместитель генерального секретаря ЦК ВКП. Одновременно с апреля 1945 по август 1948 года является секретарём Будапештского горкома партии. С августа 1948 по апрель 1951 года министр внутренних дел, в то время должность прямо палаческая. В 1949 году Янош Кадар активно участвовал в расправе над видным венгерским коммунистом Ласло Райком, бывшим перед арестом министром иностранных дел Венгрии.

С началом кампании разоблачения «культа личности» казнь Ласло Райка по обвинению в «титоизме» и «антисоветской деятельности» считалась гнусным преступлением. В марте 1956-го Ракоши публично признал, что Райк и другие товарищи были казнены по сфабрикованным обвинениям. В июле Ракоши сняли с поста первого секретаря ЦК ВПТ (под присмотром прибывшего в Будапешт Анастаса Микояна), на его место поставили фанатичного сталиниста Эрнё Герё. Перезахоронение останков Ласло Райка, состоявшееся 6 октября 1956 года, сопровождалось стотысячной демонстрацией.

А в 1951 и сам Кадар был арестован как югославский шпион (что имело некоторые основания, поскольку довольно правдоподобно, что во время войны Кадар пребывал в Югославии). Высокопоставленный арестант был отправлен… в СССР, где по некоторым свидетельствам находился в местах заключения. По-видимому, так советские товарищи сберегли Кадара от расправы. Преемник Кадара на посту министра внутренних дел Шандор Зёльд – после прозвучавшей из уст Ракоши критики на партийном съезде – по официальной версии 20 апреля 1951 года убил свою семью (жену, мать, двоих детей) и покончил жизнь самоубийством. Утверждают, что в декабре 1952 года Верховный суд Венгрии приговорил Кадара к пожизненному заключению. Где и в каком качестве он фактически находился, достоверно не известно.  

После назначения Имре Надя председателем совета министров Янош Кадар в 1954 году становится первым секретарём отделения Венгерской партии трудящихся (ВПТ) в индустриальном XIII районе Будапешта. В июле 1956 одновременно со смещением Ракоши тов. Кадара вводят в состав Политбюро. В ходе октябрьской революции Кадар входит в революционное правительство Имре Надя.

«Конструируемая концепция “контрреволюционного заговора” находилась в противоречии с документами, которые проливают свет на деятельность Кадара в качестве министра в правительстве Имре Надя и раскрывают его прямую причастность к роспуску в конце октября 1956 года государственной Венгерской партии трудящихся, введению многопартийности, провозглашению выхода Венгрии из Организации Варшавского договора. Историческая реконструкция первых дней новой партии - ВСРП - на основе ее программных документов, в которых выражается солидарность с идеями и целями венгерской революции, представляла особенно явную угрозу для легитимности режима, документированные исследования в этой области категорически исключались»

«… первые номера главной газеты ВСРП “Népszabadság”, начавшей выходить 1 ноября 1956 года и успевшей опубликовать произнесенную вечером того же дня речь Кадара в поддержку национальной революции, находились в спецхране».

Кадар 1 ноября 1956 года выступил против членства Венгрии в Организации Варшавского договора. Он тогда даже заявил, что «ляжет под первый русский танк, нарушивший границы Венгрии».

Представляете всеобщее изумление, когда с началом советского вторжения утром 4 ноября Янош Кадар объявил себя сторонником советской оккупации и противником гнусного контрреволюционера Имре Надя. В общем-то, оба марионеточных деятеля были взаимозаменяемы. Тесно связанный с Югославией, пострадавший от репрессий Янош Кадар больше подходил на роль вождя антисталинистской революции. Однако в лидеры венгерской национальной революции советские товарищи продвинули Имре Надя, а не Яноша Кадара. Полагаю, дело было в том, что Надь всё-таки был венгром, а Кадар – не пойми кто и откуда. И также ещё и поэтому плохо соответствовал возможной дипломатической игре с американцами. Что за игра?

По неясным мотивам, очевидно в противоречии с моделью образования ГДР, СССР согласился прекратить оккупацию Австрии. Страна была разделена на зоны оккупации так же как и остальная Германия. 19 октября 1955 года территорию суверенной Австрии покинул последний советский солдат. Поэтому в 1956 году в Венгрии многие наделись на избавление от коммунистического режима и вывод советской армии по австрийской модели. И к тому имелись все основания. Начав 29 октября выводить войска из Будапешта, советское руководство недвусмысленно дало понять, что готово совсем уйти из Венгрии.

30 октября 1956 была объявлена Декларация правительства СССР об основах взаимоотношений с социалистическими странами. В декларации, переданной по радио вечером того же дня и опубликованной в печати 31 октября, в частности, говорилось: «В целях обеспечения взаимной безопасности социалистических стран Советское Правительство готово рассмотреть с другими социалистическими странами — участниками Варшавского договора вопрос о советских войсках, находящихся на территориях указанных выше стран». События в Венгрии оценивались в документе как «справедливое и прогрессивное движение трудящихся», к которому примкнули и реакционные силы. «Советское Правительство, — утверждалось в декларации, — готово вступить в соответствующие переговоры с правительством Венгерской Народной Республики и другими участниками Варшавского договора по вопросу о пребывании советских войск на территории Венгрии».

 

Со своей стороны номенклатурные антисоветские революционеры (и советские агенты) отнюдь не планировали отрекаться от социализма. Имре Надь, а также Янош Кадар и другие товарищи, выдвинули программу отказа от советской концлагерной модели социализма и перехода к социализму демократическому. Образцом провозгласили югославскую модель.

И действительно, в сфере экономики социалистической Югославии было гораздо больше свобод, чем в СССР. Так на югославских предприятиях было принято рабочее самоуправление, законом 1950 года «Об управлении государственными хозяйственными предприятиями со стороны трудовых коллективов». Кстати сказать, во времена перестройки в СССР пытались неявно ввести югославскую модель, проводили выборов директоров трудовыми коллективами.

Пора поподробнее разобраться, причём в этих венгерских раскладах Югославия. Без анализа балканских интриг нельзя понять политический контекст венгерских события октября-ноября 1956 года.

+ + +

(продолжение)



(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

О как! Не одна команда.
[info]paidiev@lj
2016-11-28 12:20 (ссылка)
Как в любом серьёзном деле на Проект работает не одна команда. А тут их как минимум две. Не одна так другая. Конкурируют, стараюст. И взаимозаменяемы. Надю не порвезло, ибо его подписали под более важный сценарий.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: О как! Не одна команда.
[info]pioneer_lj@lj
2016-11-28 12:28 (ссылка)
Команда там была одна, но допустила принципиальный просчет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: О как! Не одна команда.
[info]basildon3@lj
2016-11-29 04:13 (ссылка)
а какой?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: О как! Не одна команда.
[info]pioneer_lj@lj
2016-11-29 06:21 (ссылка)
Расскажу в заключительной части.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -