| Традиции: балл русофобам? Или нет? |
[Aug. 7th, 2007|10:38 pm] |
Во время вчерашнего променада по интернету я несколько раз обращал внимание на возмущённую реакцию традиционной гранью некоторого персонажа, хвастающегося тем, что в Берлине резонансно жгли азиатов, когда он туда наведался. Пограничную заметку я прочитал только сегодня, но цитировавшийся ксенофобский абзац (по странной иронии первое слово названия статьи — "ксенофобия", про Берлин в других абзацах заметки — заключительных) производил достаточно сильное впечатление сам по себе. (Автор приписывает традиционность достаточно исключительным явлениям, в первый раз сочетая слово "традиционный" со словом "среднерусский": чётко доказать русофобию в данном случае также непросто, как и выяснить, целит ли в конкретного человека тот, кто плюётся с балкона в толпу. "Традиционность" приписывалась мочеиспусканию посреди улицы [посреди!], разукрашиванию стен "образцами коренного фольклора" [я давно такого не видел: сплошь граффити нерусского стиля, обычно латиницей, да странные конструкциями типа "x!й", которые определённо не стали ещё традицией, но модны], "взрыв петард перед носом гипертонической пенсионерки" [я успел баловаться с петардами и сам, работал со школьниками, и могу сказать, что взрывать петарды под чьим-либо носом — поведение непопулярное и нетрадиционное], "освежение луж рвоты посреди вагона метро" [люди всё-таки не всегда обладают отличным здоровьем и здоровым питанием, беременными ещё бывают, а туалеты в вагонах метро не делают, наверное, в том числе и по традиции, так что отчасти согласен]. Для выразительности в том же абзаце используется ненормативная лексика, причём не в виде цитаты. Ссылка на статью: http://www.grani.ru/Culture/essay/rubinstein/m.125638.html Ещё интересное чтение против "традиций": http://www.nbp-info.ru/new/lib/lim_anotherrus/06.html — много лучше не читать, авторы [там есть пересказы чужих слов] неконструктивны, но домысливают и пропитаны ненавистью, мат, естественно для этих ненавистников, есть.)
Возвращаясь в скромное жилище примерно в половине второго, ночью, я обдумывал, как бы получше обелить свой народ, как бы "опровергнуть" намёки человека, явно себя противопоставляющего моему народу (хотя у автора статьи фамилия немецкого происхождения, а некоторые уверенно могут считать его евреем, я уверен, что в нём самом течёт немало русской крови, и вовсе не потому, что он её пьёт). Мои раздумья приняли новый оборот, когда на перекрёстке у круглосуточного магазина, по диагонали от районной администрации, пьяный, русский на вид, парень мочился на асфальт. Не посреди улицы, но на тротуаре и достаточно демонстративно.
Сделать ему замечание? Но я не самый убедительный нравоучитель (что я точно знаю в силу жизненного опыта), к тому же два его товарища и так возмущались его поведением. Дать по морде? Но это незаконно и просто глупо по многим причинам. Вызвать милицию? Но человек не водопровод, может патруля и не дождаться. Я изобразил брезгливую неприязнь (надеюсь, что это не то, чего хотел хулиган) и пошёл дальше. Если увижу подобное ещё раз, попробую поговорить, но ждать случая, полагаю, придётся несколько лет (говорить с людьми, которые пытаются мочиться в кустах — не то же самое, ибо я сам понимаю, что долго терпеть может быть неприятно и вредно, а работающие общественные туалеты не столь распространены, например, в ночное время).
Можно было бы пристыдиться за свой народ (я это непроизвольно сделал), нести на себе тяжкий крест народного мочеиспускания и молчать "в тряпочку", но к чему это приведёт? Молчание это также нелепо, как и принятие в качестве основной версии причин поступка молодого человека описываемую статью на грани. Да, люди мочатся на улицах иногда. Но во всех странах, например, случаются бытовые убийства, означает ли это, что эти бытовые убийства "традиционны"? Соглашаться ли мне с человеком, написавшим, что бытовые убийства "традиционны" потому, что в большом городе они происходят каждый день?
Вступать в полемику с матершинником и скандалистом, пытающимся, судя по его тексту, оскорбить мой народ — тоже не совсем разумное действие: во-первых, нет места, где мы могли бы полемизировать с равными правами, во-вторых, зачем привлекать излишнее внимание к человеку, который ради внимания и пишет. Ибо публичная дискуссия (в том числе в извращённых формах) — достаточно эффективный способ привлечения внимания и для профессионалов в журналистике: впервые о русофобствующем обличителе ксенофобии я узнал благодаря его дурацкому переругиванию с небесталанным, но, по-моему (могу и ошибаться), достигшим своего предела на публичном поприще Максимом Кононенко.
Поэтому я отвечу на провокационный вопрос заметки, не придираясь к форме: "Давайте все же допустим, что в том или ином большом городе России существуют какие-то такие традиции и обычаи, которые куда правильнее, человечнее, благороднее и изящнее общих для всех законов и каковые приезжему человеку неплохо бы если уж не соблюдать, то хотя бы уважать. Кто-нибудь может мне назвать хотя бы два-три таких обычая? Хотя бы две-три таких традиции?" Вопрос, конечно, риторический, ибо автор сам пытается подменить ответ на него (абзац с инсинуациями о "традионности" некоторых девиаций идёт почти сразу после цитируемого абзаца). Ответить я попытаюсь живыми традициями, не упирая на те хорошие обычаи, которые за минувшие двадцать с небольшим лет (поздние 1980-ые — переломное время) совсем увяли.
1. Российской привычкой является тяга к "халяве". Прежде чем порицать такую традицию, стоит задуматься о том, что такое эта самая "халява": это не обязательно воровство, это может быть и смекалистым подходом к делу. Почти любой успешный бизнес по своей сути основан на "халяве": прибыль достаётся за смекалку, правильный, оригинальный и точный рассчёт, как и "халява", которую "поймать" может не каждый. Стоит ли не уважать умение использовать обстоятельства?
2. Обычаем российских мужчин является возня с техникой. Как примеры того, с чем можно возиться: автомобили, компьютеры, на даче. Если этот обычай и не перенимать, то уважать его стОит: это — реализация критического мышления (усовершенствовать) и тяга к знаниям (узнать, как устроено), а вовсе не копеечная экономия, ибо на это уходит время, которое может стоить дороже, чем новая вещь, что понимают и сами трудящиеся.
3. В России принято по умолчанию уважать приезжих иностранцев. Уважать их традиции. Стараться скрывать от них свои тяготы и несчастья, вести себя в их присутствии лучше, чем обычно. Эту традицию неплохо бы если уж не соблюдать самим, то хотя бы уважать, не злоупотреблять ею.
А закончу призывом: не обращайте внимание на огранённую желчь, не думайте, что то плохое, что вызывает у Вас раздражение — непреодолимая традиция. Влияйте на воплотителей "традиций" маргинального журналиста, если можете. Если не можете, то думайте, как суметь на них повлиять. Не верьте тем, кто говорит Вам, каковы Ваши традиции, оправдывая этим, например, пьянство, мракобесие или ненависть к Вашему народу: "традиция", которая не соблюдается, не может быть традицией, выбирайте свои традиции сами.
продолжают</i> пИсать на улицах." Резкий рост наблюдается с 2002-го года. |
|
|