Учредительное Я вообще-то не любитель ворошить прошлое - мне будущее как-то интереснее. Но тут товарищ
iwia@lj задал мне вопрос относительно разгона Учредительного собрания (и, что важно, расправы накануне над его сторонниками - о которой почему-то постоянно забывают). Что ж, придётся ответить, мысленно поставив себя на место Ленина.
Простоты ради вообразим, что действие происходит не в России, а в условной стране Гдетотамии, где имеет место быть революция.
В стране действуют три главные политические силы. Одну из них, наиболее прогрессивную и революционную (то есть готовую полностью разрешить породившие революцию задачи), назовём Икс. Она в данный момент стоит у власти, а я имею честь возглавлять её.
Есть и другая сила - Игрек. Это наша полная противоположность, с которой никакой компромисс невозможен. Либо мы их, либо они нас. Это ярые противники революции, у них есть оружие, и они знают, как с ним обращаться.
Третья сила - Зет. Она - рыхлая, политически аморфная, но за ней идёт большинство населения. Она если ещё и не поняла, то скоро поймёт что самостоятельную роль играть не может - ей по пути либо с нами, либо с Игреками. Ещё недавно эта сила стояла у власти, однако даже не попыталась осуществить собственную программу. Это пришлось делать нам.
Что теперь? Допустим, я продемонстрирую, что мы, Иксы, отвергаем любой политический диалог и готовы со всеми говорить только с позиции силы. Тем самым я отталкиваю от себя Зетов и толкаю их в объятия Игреков, сколь бы они ни были противны друг другу. Это означает полномасштабную гражданскую войну. А тут уже не слишком важно, кто победит - ему в любом случае достанется разорённая страна с разрушенной экономикой и выбитым городским населением (крестьяне-то выживут - их много и у них всегда доступен ЖРАТ).
Эрго, мне нужно любой ценой привлечь Зетов на свою сторону. Массаракш, да я готов перед ними даже голым на столе плясать - лишь бы заручиться их поддержкой и политически изолировать Игреков. Уступить несколько министерских постов - от этого ещё никто не умер. В конце концов, от Зетов только и требовалось, что признать декреты о мире и о земле - то есть осуществление программы эсеров.
А в реале, как мы знаем получилось иначе. Большевики оттолкнули от себя все другие политические силы - и спровоцировали гражданскую войну. В результате получилось именно то, что получилось.
И это нам показывает, как губительна бывает в политике ставка на голое насилие.