Чем он лучше меня?
Многие считают Дюму-отца писателем неглубоким и легковесным, годным только для развлечения. Нет ничего ошибочнее такого мнения. По крайней мере, в "Графе Монте-Кристо" глубины - хоть свиней откармливай.
И там же автор сделал одно весьма тонкое наблюдение касательно человеческой натуры. Помните тот эпизод, когда на Итальянщине должны казнить двух бандюков? Однако одного из них граф отмазывает, и в последний момент его милуют. Какова же реакция второго?
– Пеппино помилован! – закричал Андреа, сразу стряхнув с себя оцепенение. – Почему помиловали его, а не меня? Мы должны были оба умереть; мне обещали, что он умрет раньше меня; вы не имеете права убивать меня одного, я не хочу умирать один, не хочу!
Он вырывался из рук священников, извивался, вопил, рычал, как одержимый, и пытался разорвать веревки, связывавшие его руки.
Вот и комментарий графа (а через него - автора):
– Что там происходит? – повторил граф. – Разве вы не догадываетесь? Этот человек, который сейчас умрет, буйствует оттого, что другой человек не умрет вместе с ним; если бы ему позволили, он разорвал бы его ногтями и зубами, лишь бы не оставить ему жизни, которой сам лишается. О люди, люди! Порождение крокодилов, как сказал Карл Моор! – воскликнул граф, потрясая кулаками над толпой. – Я узнаю вас, во все времена вы достойны самих себя!...
...– Смотрите, – сказал граф, схватив молодых людей за руки, – смотрите, ибо клянусь вам, на это стоит посмотреть: вот человек, который покорился судьбе, который шел на плаху, который готов был умереть, как трус, правда, но без сопротивления и жалоб. Знаете, что придавало ему силы? Что утешало его? Знаете, почему он покорно ждал казни? Потому, что другой также терзался; потому, что другой также должен был умереть; потому, что другой должен был умереть раньше него! Поведите закалывать двух баранов, поведите двух быков на убой и дайте понять одному из них, что его товарищ не умрет; баран заблеет от радости, бык замычит от счастья, а человек, созданный по образу и подобию божию, человек, которому бог заповедал, как первейший, единственный, высший закон – любовь к ближнему, человек, которому бог дал язык, чтобы выражать свои мысли, – каков будет его первый крик, когда он узнает, что его товарищ спасен? Проклятие. Хвала человеку, венцу природы, царю творения!
И в самом деле, имеется у человека такое гнусное свойство. Называется: "Чем он лучше меня?". Обратите внимание: помилованный Пеппино не нанёс Андреа никакой обиды, ничем перед ним не провинился. Однако Андреа желал ему смерти - лишь потому, что и сам должен был умереть. А Пеппино чем лучше?
Ну да, справедливости ради нужно признать, что разбойник и убийца Андреа не принадлежит к числу лучших представителей человеческого рода. Только ведь и в других людях тоже живёт это свойство. Мне вспоминаются приводимые Асоцием аргументы сторонников призывной армии: "Мы вот жрали дерьмо, и ничего". В этой позиции самой по себе ничего дурного нет. Наоборот, своей способностью выжить в трудных условиях можно даже гордиться. Но отвратительно следствие отсюда: "Значит, и другие должны жрать дерьмо. Чем они лучше нас?". Другие - которые, опять же, ни в чём перед вами не виноваты. Просто они не должны жить лучше, чем вы - тогда вам самим будет не так обидно. Как Андреа было бы не так обидно умирать за компанию.
Эгоизм? Да, но повседневный, привычный и оттого уже незаметный. А вы изволили толковать про пятое измерение(с).
Кроме того, я считаю, что Денис Евсюков должен быть расстрелян.