Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет putnik1 ([info]putnik1)
@ 2011-02-09 21:51:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
In memoriam. ПОСЛЕДНИЙ



Оброненная кем-то фраза "Неважно, как ты жил, важно, как умер", конечно, красива, но едва ли точна. Всякий финиш так или иначе предопределен дистанцией. О конце пути василевса Константина XI, родившегося 606 лет назад, 9 февраля 1405 года, я уже поминал в мае. Но вот ведь что интересно. Ко времени, когда настала его очередь занимать престол, Империи, фактически, уже не было. Был агонизирующий Город, которому, - это все понимали, - недолго осталось и которому, - это тоже все понимали, - неоткуда ждать помощи. Ехать туда, бросив прилично живущую, пока что удаленную от турок Морею, население которой обожало своего деспота, запугавшего мелких врагов до таких колик, что те стали почти друзьями, было, с какой стороны ни посмотри, верхом глупости. А Константин, и в этом сходятся все, был вспыльчив, но обладал здравым смыслом и дальновидным умом. Разумнее всего было, конечно, отказаться от диадемы в пользу брата Димитрия, который "славился глупостью и мечтал о престоле". Но Город знал, что такое Димитрий и Город ждал Константина, единственного Палеолога, которого уважали и как воина, и как человека. Город ждал, и Константин поехал, а прибыв, с первого же дня приступил к подготовке столицы к неизбежной осаде с заранее известным финалом. Его, конечно, уже не спросишь, но, вспоминая иногда о последнем василевсе, думаю я, что он, все сознавая, просто надеялся какой угодно ценой хотя бы немного очистить в памяти тех, кому было суждено выжить, репутацию поганого рода Палеологов, - самой, наверное, скользкой и гаденькой династии Империи, не считая, конечно, Ангелов, которые, впрочем, и династией-то в полном смысле слова не были. Рода, который он, кровь от крови и плоть от плоти, судя по всему, в душе презирал и сам, - иначе вряд ли называл бы себя не Палеологом, а - по матери, сербской княжне, - Драгашем. Память и слава!


(Добавить комментарий)


[info]pascendi@lj
2011-02-09 18:09 (ссылка)
Государь был умный, порядочный и способный: редкостное сочетание.
И погиб в бою, пытаясь заткнуть дыру в обороне. Погиб как солдат, его и не нашли потом.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Вроде, его потом опознали.
[info]nick13_spb@lj
2011-02-10 14:34 (ссылка)
Только сделать это удалось лишь по богато расшитым сапожкам...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вроде, его потом опознали.
[info]putnik1@lj
2011-02-10 15:57 (ссылка)
По пурпурным. Только василевс имел право носить пурпур.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]varjag_2007@lj
2011-02-09 18:33 (ссылка)
Расстроили вы меня

(Ответить)


[info]solevator@lj
2011-02-09 19:33 (ссылка)
А заодно стоит вспомнить, что рядом с ним пали последние преторианцы. Вот только они по доброй византийской традиции были скандинавами (ну и сицилийскими норманнами), а не ромеями...
В общем-то, можно долго говорить о мерзости рода и последних десятилетий империи, но последний император смыл всё это своей кровью.

(Ответить)


[info]uldorthecursed@lj
2011-02-09 22:49 (ссылка)
А ведь осаду 1453-го Город мог бы и выдержать... Турки уже подумывали, не отступиться ли. Но у Мехмеда Второго были неисчерпаемые запасы пушечного мяса, в итоге Константинополь именно что завалили трупами, в буквальном смысле: чуть ли не по 20 убитых турок на одного защитника.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]fatih_irevanli@lj
2011-02-10 03:13 (ссылка)
Ну что вы. По 35.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]uldorthecursed@lj
2011-02-10 08:09 (ссылка)
Вам знать лучше...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]putnik1@lj
2011-02-10 05:13 (ссылка)
Не по 20. У защитников было ок. 7 тыс. У Фатиха где-то 50. И намного лучший артиллерийский парк. Думаю, соотношение, пока не ворвались в пролом, было примерно 5:1, потом рукопашная. А всего (боевые потери), видимо, тыс. 12 турок и тыс. 4-5 защитников.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]uldorthecursed@lj
2011-02-10 08:09 (ссылка)
> У защитников было ок. 7 тыс.

От 5 (опись Франдзи) до 9 (современные оценки). Из них- п Критобулу погибло 4,5 тысячи.

> У Фатиха где-то 50.

Это только регулярное, обученное войско. Полюс еще порядка 100 тысяч ополчения -- того самого пушечного мяса, которое бросали в первых рядах. А еще флот -- на 400 с лишним кораблей приходится никак не менее 15-20 тысяч моряков

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fatih_irevanli@lj
2011-02-10 08:12 (ссылка)
А под Козельском стояли три тумена, да.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]uldorthecursed@lj
2011-02-10 08:17 (ссылка)
В огороде -- бузина...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]putnik1@lj
2011-02-10 09:56 (ссылка)
Но у Фатиха, в самом деле, было очень много народу. И газиев, в самом деле, кидали на убой первыми.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fatih_irevanli@lj
2011-02-10 10:07 (ссылка)
да не спорю

но ни сам Фатих, ни кто-то ещё точно не знали, сколько у него воинов

а цифры, озвученные выше - очень уж безапелляционные

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fatih_irevanli@lj
2011-02-10 08:18 (ссылка)
Из них- п Критобулу погибло 4,5 тысячи - т.е. потери турок достигли 90 тысяч?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]uldorthecursed@lj
2011-02-10 08:26 (ссылка)
50-60 тысяч.

Согласен, про двадцать я загнул. Где-то 12-15 турок (хотя там были не только турки) на одного погибшего защитника.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]king505@lj
2011-02-10 02:31 (ссылка)
Интересно, если бы не междуусобица между Димитрием Юрьевичем и Василием II Темным, оказала бы Русь помощь Константину? ГОРОД он же и для русичей был ГОРОД...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]radson11@lj
2011-02-10 03:23 (ссылка)
нет. возможно некоторую финансовую,достаточно ограниченную, но не более.

(Ответить) (Уровень выше)