Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет putnik1 ([info]putnik1)
@ 2011-02-22 18:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
In memoriam. ЗВЕРИНЫЙ ОСКАЛ РОССИИ(2)



Неожиданный для меня интерес френдов и не френдов к постингу, посвященному битве при Фрауштадте, заставляет вернуться к теме звериного оскала России. 302 года назад, 22 февраля 1709 года от Р.Х., шведская армия, незадолго до того вторгшаяся на территорию Слободской Украины, ведомая лично Последним Викингом, блеснувшим и в этот раз уникальным полководческим дарованием, атаковала городок Красный Кут и после тяжелого, очень кровопролитного боя выбила оттуда русские войска под командованием генерала Шаумбурга...

Учитывая стратегическую важность местечка, цена успеха была исключительно велика, однако удержать удачу шведам не удалось - подоспевшие русские части генерала Рена, хотя и уступая противнику числом, сумели организовать контратаку, отбросить неприятеля с позиций, отбить плотину и окружить на мельнице самого Карла XII с сильным отрядом драбантов. Долго штурмовать, учитывая, что шведский генерал Круз уже собирал отступившие подразделения на помощь королю, времени не было, драться с Крузом не хватало сил. Можно было только, используя несколько захваченных вражеских пушек, расстрелять мельницу прямой наводкой, вынудив укрывшихся там сдаться. Именно это предложил Рену майор Вальтер фон Бок, брат-близнец которого, Райнер фон Бок был, в числе прочих пленных немцев, назвавшихся русскими, заколот после Фрауштадта. Однако Рен, пояснив, что "того не позволяет честь русская" (за что позже был похвален Петром), приказал отходить, так и не выкурив Последнего Викинга из укрытия, а вызволенный подошедшим Крузом король первым же делом рапорядился, - как сказано в приказе, "в устрашение скифам и для опровержения сомнений в неодолимости шведской армии", - сжечь Красный Кут дотла, а жителей выгнать на мороз раздетыми. Что и было исполнено. Многие из бедолаге, поморозившись, вскоре умерли, его же величество король свеев и ётов развернул войска вспять и спустя несколько дней ушел за Ворсклу.

Определенное впечатление на Карла события в Красном Куте, надо сказать, произвело. Во всяком случае, вскоре после этого он впервые согласился обсудить с Петром возможность прекращения войны. Правда, не сошлись, - царь хотел относительно немногого, но король не хотел отдавать ничего, да еще и требовал контрибуций, - однако уже после завершения переговоров шведский представитель передал русской стороне личную просьбу своего суверена. "Карл, - пишет Эрнхейм, - разъяснил Петру, что его войска не могут обеспечить себя  провиантом, многие солдаты больны, а поляки-союзники просят за поставки непомерно дорого, а потому он был бы благодарен, если бы русские нашли возможность продать шведским фуражирам зерно, вино и необходимые лекарства, а также сколько возможно пороха и свинца, но по разумной, умеренной цене". В порохе и прочих боеприпасах, как известно, было отказано, но три обоза зерна, обоз вина, а также "три колымаги разного аптекарства" были отосланы в шведский лагерь немедленно. И бесплатно. Как указано в  документах, "во имя людского к болящим соболезнования и Господней милостыни".


(Добавить комментарий)

А что изображено на картине?
[info]svjatoy@lj
2011-02-22 14:16 (ссылка)
?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: А что изображено на картине?
[info]putnik1@lj
2011-02-22 14:17 (ссылка)
Драка драгунов при Красном Куте.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А что изображено на картине?
[info]svjatoy@lj
2011-02-22 14:24 (ссылка)
Спасибо.
(Надеюсь - наши это те, что справа.)
И ещё (если не затруднит), кто автор полотна?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А что изображено на картине?
[info]thor_2006@lj
2011-02-22 15:23 (ссылка)
Ага, наши - те, кто справа, только это не драгуны, а казаки.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А что изображено на картине?
[info]varjag_2007@lj
2011-02-22 15:42 (ссылка)
Это те янычары, которые показали фигу мазепе?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А что изображено на картине?
[info]thor_2006@lj
2011-02-22 17:30 (ссылка)
Честно скажу - сейчас не вспомню, надо покопаться в своей библиотеке. Интуиция подсказывает, что это один из слободских казачьих полков, но это только интуиция, а ее надо проверить.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: А что изображено на картине?
[info]putnik1@lj
2011-02-22 15:47 (ссылка)
Увы. Не знаю. Вытащил из Сети.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oberond@lj
2011-02-22 14:24 (ссылка)
Очень интересно, но Ваш рассказ много выиграл бы, если бы вы указали источники информации

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2011-02-22 14:28 (ссылка)
1. Естественно, Энглунд.
2. Про "аптекарство": А. Колыванов "Военно-медицинское ведомство России в 17-18 веках".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oberond@lj
2011-02-22 15:06 (ссылка)
Но какая книга Энглунда?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2011-02-22 15:46 (ссылка)
"Гибель одной армии"
Главы из "Пейзажа прошлых времен"

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zuber_biller@lj
2011-02-22 14:27 (ссылка)
Да уж, оскал настолько звериный, что практически ни в какие ворота. Сама собой напрашивается мысль, что, быть может, Пётр просто слишком сильно уважал шведов, как представителей цивилизованной Европы?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2011-02-22 14:36 (ссылка)
Какое там уважал! Где порох? Где, блин, свинец? Что эти варвары себе позволяли?!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oberond@lj
2011-02-22 15:11 (ссылка)
Да нет, посылка продовольствия была видимо расчитана на разложение армии шведов. Расчет судя по дальнейшим событиям сработал

(Ответить) (Уровень выше)


[info]wadimarkelow@lj
2011-02-22 14:35 (ссылка)
Пантеон «свидомитских героев», всегда оказывается в унии с всякими фашистами. Это карма, судьба?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ramtamtager@lj
2011-02-23 08:11 (ссылка)
Это путь предателя.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]acer_leaf@lj
2011-02-22 14:39 (ссылка)
Да. Видимо, не всегда стоит быть такими милостивыми к побежденным(

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oberond@lj
2011-02-22 15:15 (ссылка)
Шведы на тот момент не были побежденными

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]acer_leaf@lj
2011-02-22 16:20 (ссылка)
Не были бы наши слишком "милостивыми", - были бы

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oberond@lj
2011-02-23 05:15 (ссылка)
Это ерунда. Русское командование вполне осмысленно демонстрировало к шведам "милость" - в итоге шведская армия под Переволочиной сдалась почти вдвое меньшему отряду Меньшикова.
Если бы шведы знали, что их в плену посадят на кол - победить шведов было бы намного сложнее

(Ответить) (Уровень выше)


[info]komrad_zero@lj
2011-02-22 14:47 (ссылка)
Мне отчего-то известные строки Пушкина вспомнились. Вчера во время Дня родного языка ваш друг Костусев его вспоминал. А уже сегодня Одесса получила очередной подарок - http://odessa.comments.ua/news/2011/02/22/121502.html

(Ответить)


[info]steissd@lj
2011-02-22 15:52 (ссылка)
Даже удивляет, каким лохом оказался Пётр Великий. Можно было в вино натолкать слабительного, после чего взять всех этих за**анцев в плен без единого выстрела.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]putnik1@lj
2011-02-22 16:02 (ссылка)
Нечестно было бы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2011-02-22 16:12 (ссылка)
А это война, а не чемпионат мира по стрельбе из репчатого лука. Никого за применение военной хитрости не дисквалифицируют.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sandello1973@lj
2011-02-22 16:51 (ссылка)
А Лексеича, как ни смешно, идеалам рыцарства маленько учили. Протестантам свейским уже смешно, конечно... Но вот Льву Рэмовичу в очередной раз спасибо за разожжённое к истории российской любопытство.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fler_du_male@lj
2011-02-22 18:32 (ссылка)
Да-да, "война всё спишет".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2011-02-22 18:39 (ссылка)
Что именно она должна списать? Речь идёт о противнике, не сдавшемся в плен.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tessey@lj
2011-02-25 17:48 (ссылка)
ага, поучи Перра побеждать! )))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2011-02-25 18:30 (ссылка)
Побеждать можно с меньшими потерями и с большими. Если с применением военной хитрости вывести из строя армию противника, не дав ей сделать и единого выстрела, то этим сэкономятся жизни своих солдат.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]martin_voitel@lj
2011-02-22 17:44 (ссылка)
А переодеваться в шведские мундиры во время второй осады Нарвы честно?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Конечно честно
[info]mitrichu@lj
2011-02-22 18:35 (ссылка)
Это называется военная хитрость.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Конечно честно
[info]_k1@lj
2011-02-23 16:22 (ссылка)
Нет. За это и в более цивилизованые времена, когда форма стала просто всего лишь "ниформой" запросто "по умолчанию" расстреливали.

Хотя по нынешним временам - расстреляли бы издали, чего уж там. Жизни своих солдат дороже.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]martin_voitel@lj
2011-02-23 03:15 (ссылка)
Какого слабительного, пургена? ;-)

К сожалению, тогдашние слабительные средства (настойка ревеня etc.) имели характерный вкус, который было легко распознать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2011-02-23 04:09 (ссылка)
Александрийского листа, коры крушины, настой ягод жостера. Понятно, что химических слабительных во времена государя императора Петра Алексеевича ещё не было.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]martin_voitel@lj
2011-02-23 04:12 (ссылка)
Касторовое масло тоже уже было. Но повторюсь: вкус выдает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]scorpig@lj
2011-02-22 17:31 (ссылка)
Иногда не знаешь - гордится нами или плакать. История муторная штука - благородсто помнять, но гешефт свой при этом извлекать не забывают. Вот и за последнюю великую войну нам уже счета километровые носят:((

(Ответить)

Лучше бы, по моему мнению
[info]mitrichu@lj
2011-02-22 18:37 (ссылка)
Угандошили бы того Карлу пушками вместе с мельницей. Спасли бы от смерти десятки тысяч народу и прекратили бы войну.
И Швеция спасибо сказала бы.
Благородство на войне = глупости.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Осьмнадцатое столетие, к сожалению.
[info]martin_voitel@lj
2011-02-23 03:16 (ссылка)
Причем его первая четверть, а не последняя. После Французской революции всё упростилось, а в начале 18 в. стрелять по царственной особе из пушек было не комильфо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Осьмнадцатое столетие, к сожалению.
[info]steissd@lj
2011-02-23 04:11 (ссылка)
Так защита Родины бы это оправдала. Пётр же не под Упсалой с ним воевал...

(Ответить) (Уровень выше)

Эта история скорее всего легенда
[info]oberond@lj
2011-02-23 05:21 (ссылка)
Но гибель Карла едва ли "спасла бы от смерти десятки тысяч народу и прекратила бы войну". Погибни тогда Карл - шведы скорее всего избежали бы полтавской катастрофы, и задавить их было бы гораздо сложнее

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Лучше бы, по моему мнению
[info]oper_1974@lj
2011-02-23 06:47 (ссылка)
Однако победа в открытом бою под Полтавой "лучшей армии европы" дала неизмеримо больше для репутации новой Российской армии чем если бы уконтропупупили "последнего викинга" на мельнице.Думаю Петр это прекрасно понимал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ramtamtager@lj
2011-02-23 08:12 (ссылка)
Узнать бы мнение нынешних щведов о своей "цивилизованности"...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

неизменно: "варвары"
[info]forosenko@lj
2011-02-23 23:12 (ссылка)
как и в те времена живут они в уютной цивилизации созданной собственным трудом (иногда рабским, не суть), уважают друг друга и гордятся тем что не похожи на соседей. Которые живут в сране, ненавидят друг друга и преклоняются перед западом.

Никто не будет уважать народ который сам себя не уважает.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: неизменно: "варвары"
[info]ramtamtager@lj
2011-02-24 06:29 (ссылка)
Я имел ввиду массовое убийство безоружных пленных,вот нынешние шведы как относятся к этому?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

теперь все гуманисты вроде.
[info]forosenko@lj
2011-02-24 09:02 (ссылка)
даже с собаками не принято жестоко обращаться.

PS не спрашивал, просто прдеполагаю.

(Ответить) (Уровень выше)

налицо приклонение перед западом.
[info]forosenko@lj
2011-02-23 23:06 (ссылка)
мочить врагов неудобняк, а своих не жалко. Думаю за это европа нас и презирала, что своих не жалели, а к врагам проявляли нелепое благородство.

Из вашего текста выглядит так как будто русские преклоняются перед врагом. бесконечно уважают его, ощущая какое-то цивилизационное или иное превосходство. Царя уничтожить, вино отравить и точка. Чтоб никто не сказал: "Какие же были тупые эти варвары".

Вижу что отношение европейцев к русским, как к неполноценным имеет объективные причины.

(Ответить)

ЗВЕРИНЫЙ ОСКАЛ РОССИИ 2 - страницы истории.
[info]pingback_bot@lj
2011-02-25 14:56 (ссылка)
User [info]koheme_andrew@lj referenced to your post from ЗВЕРИНЫЙ ОСКАЛ РОССИИ 2 - страницы истории. (http://community.livejournal.com/golos_ameriki2/429656.html) saying: [...] людского к болящим соболезнования и Господней милостыни". putnik1.livejournal.com/911328.html [...]

(Ответить)