Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет r_l ([info]r_l)
@ 2002-10-06 17:20:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Новости словоупотребления
Пользователь 17-ти см. пишет: "я хочу, чтобы эти люди ушли из моих френдов, чтобы им не довлеть моей свободе выражения и не пытаться своим присутствием, вольно или невольно, строить мне какую-либо цензуру". Пишет красиво, строить цензуру.
Интересно вот что: у глагола "довлеть", как известно, есть два значения - (1) "правильное", исконное (быть достаточным - кому-чему) и (2) "неправильное", результат этимологизации (давить, подавлять - над кем-чем).
Пользователь 17-ти см. знает, что второе - неправильно, но правильного не знает. Поэтому употребляет с семантикой-2, но в благородном синтаксическом обрамлении-1.
Собственно, это и есть формула новодела.


(Добавить комментарий)


[info]nasha_sasha@lj
2002-10-06 05:02 (ссылка)
[исправил опечатку в слове "словарях"]

"Второе" - не неправильно, Вы же должны знать. "Довлеть над" Вы найдете во многих современных словарях. Но мне не нравится это, и я так не пишу.

Что же касается "перовго" - то, наверное, формально Вы правы. Но я исхожу из того, что само слово "довлеть", в исходном значении, включает в себя, как подмножество, и то значение, которое я употребил (довлеть - быть достаточным - довольно - воля - велеть). Я думаю, что Мандельштам, когда написал

Так отчего до сих пор этот город довлеет
Чувствам и мыслям моим по старинному праву


тоже имел в виду скорее "второе".

А вот что касается слова "новодел" - вот это я уже точно не знаю, что значит, и в словорях этого слова не нашел. Не иначе, это слово как раз из репертуара новодела?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]nnikif@lj
2002-10-06 05:25 (ссылка)
мыслям и чувствам

Но вообще, конечно, правильное и неправильное словоупотребление есть сказка. (или, как сказал бы Бродский, "суть сказка"). Хорощий писатель, употребляющий все слова правильно -- нонсенс.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2002-10-06 05:43 (ссылка)
Это слишком радикальное утверждение, я бы сказал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]r_l@lj
2002-10-06 05:39 (ссылка)
Нет, Александр, слово "новодел" - из жаргона художников. Типа Храма Христа в Москве.

Речь не о "правильном" и "неправильном", а о соединении одного и другого (исконного и этимологизированного).
Если б Вы написали "довлеть над", никакого пунктума не было бы.
Про Мандельштама я забыл. У него та же ошибка, действительно (он ц.-славянского в школе не изучал и с Писанием по-славянски встречался, видимо, эпизодически).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ushmanov@lj
2002-10-06 05:02 (ссылка)
Операция "Буря в стакане".

(Ответить)

Э-э-э
[info]mrgatsby@lj
2002-10-06 07:15 (ссылка)
"Пользователь 17-ти"
Это секта? А где остальные 16?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Э-э-э
[info]r_l@lj
2002-10-06 07:43 (ссылка)
Пропали!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Э-э-э
[info]mrgatsby@lj
2002-10-06 10:56 (ссылка)
Хм... Неплохое начало для романа Агаты Кристи.
"Монти Пайтон ищет 16 пропавших пользователей".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Все еще интереснее
[info]sendfor@lj
2002-10-06 11:49 (ссылка)
"Монти Пайтон ищет 16 пропавших сантиметров"
Все ж таки речь шла о пользователе 17 см.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Все еще интереснее
[info]mrgatsby@lj
2002-10-06 18:55 (ссылка)
Да, не прошло и два часа, как я понял, что не заметил "см."

(Ответить) (Уровень выше)