Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет r_l ([info]r_l)
@ 2004-02-06 01:11:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
О работе с рукописями
1. Любая транскрипция неполна и сложна для восприятия.
Например, в академическом собрании стих из "Графа Нулина" "Две утки полоскались в луже" имеет один вариант: "Три утки полоскались в луже".
Между тем, в рукописи "Нового Тарквиния" видим написанное сперва "Две", затем зачеркнутое. Сверху написано "Три", зачеркнуто, а "Две" подчеркнуто дважды (возвращение к раннему варианту).
Не касаясь глупых вопросов психологии творчества, отметим важность этого места для автора (значимая остановка письма, вообще заметная в рукописи сразу).
Возможные толкования:
(1) фонетико-семантическое: "три" - слишком громко для унылой деревенской картины, "две" повторяет ключевые звуки слова "деревня", которое доминирует в этом отрывке (и в лирике михайловского периода);
(2) чисто семантическое: 3 есть число завершенной полноты, 2 - убогое число (если речь не идет о разнополых существах).

2. Рукопись - вербально-иконический текст, а не чисто вербальный, причем ее иконичность очень продуктивна для комментатора вербального текста.

3. В любом академическом издании должны быть параллельно приведены максимально качественные факсимиле рукописей.

4. В Михайловском у Пушкина были очень плохие чернила.

5. Филологам, которые будут заниматься литературой нашего времени, не позавидуешь.

6. Писатели! Включайте режим записи исправлений!

P.S. Как известно, деревенские картины Гоголя прямо восходят к "Графу Нулину" (отчетливо указано впервые, кажется, Томашевским; см.:Томашевский Б.В. Поэтическое наследие Пушкина (Лирика и поэмы)// Томашевский Б.В. Пушкин. Книга вторая: Материалы к монографии (1824-1837). М., 1961. С. 345-444).
Этот стих у Гоголя превратился бы в такую фразу: "Пять или семь уток с недоуменным, но впрочем независимым видом полоскались в луже такой глубины, что она казалась бы небольшим озером, если бы не...".


(Добавить комментарий)


[info]denik@lj
2004-02-05 12:17 (ссылка)
Возможно, "три" было сочтено слишком прозрачным намеком на Тригорское;)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]r_l@lj
2004-02-05 12:19 (ссылка)
И его обитательниц ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]denik@lj
2004-02-05 12:22 (ссылка)
Об чем и речь;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]r_l@lj
2004-02-05 12:22 (ссылка)
Ща про Гоголя допишу, забыл.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]denik@lj
2004-02-05 12:30 (ссылка)
Только у Гоголя еще должны появиться два русских мужика, которые смотрят на уток и думают, доплывут до Казани, али нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]r_l@lj
2004-02-05 12:31 (ссылка)
Да, просто не переписывать же всю поэму ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]denik@lj
2004-02-05 12:36 (ссылка)
Тоже верно;)

(Ответить) (Уровень выше)

Re:
[info]lenta@lj
2004-02-05 20:48 (ссылка)
две русские утки с длинными носами ...

(Ответить) (Уровень выше)

Re:
[info]levkin@lj
2004-02-05 23:54 (ссылка)
У Гоголя среди уток должен быть селезень

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ilon@lj
2004-02-05 12:26 (ссылка)
> Этот стих у Гогля превратился бы в такую фразу: "Пять или семь уток с недоуменным видом полоскались в луже изрядной глубины".

А во что превратилось бы у ФМД?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]r_l@lj
2004-02-05 12:30 (ссылка)
ФМД: "Он припомнил будто бы еще каких-то уток, и как он все пытался их сосчитать, сбиваясь".
ЛНТ: "Две утки полоскались в луже, Ефросинья шла через грязный двор повесить на забор свежевыполосканное белье молодого княза. Погода становилась хуже. Казалось, хотел идти дождь".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]botev@lj
2004-02-05 12:32 (ссылка)
Вадим Руднев такими же штуками баловался. Я имею в виду, писал за разных литераторов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]r_l@lj
2004-02-05 12:39 (ссылка)
Кто только не баловался.
Даже я баловался:
http://www.russ.ru/ssylka/98-04-20.htm (слова)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]botev@lj
2004-02-05 12:46 (ссылка)
кстати, там ссылка битая, вот:
http://www.illumin.co.uk/britishart/artists/dh/dh_biog.html
может, и еще есть, я не все проверял

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]r_l@lj
2004-02-05 12:49 (ссылка)
А Вы сколько времени сетью пользуетесь?
Просто через пять-семь лет проблема битых ссылок переходит в разряд философских.

(Ответить) (Уровень выше)

Re:
[info]botev@lj
2004-02-08 06:06 (ссылка)
нет, у него все основательнее (http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_04/1999_4_03.htm).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]r_l@lj
2004-02-08 06:08 (ссылка)
Вадим Петрович вообще - гораздо основательнее.

(Ответить) (Уровень выше)

Re:
[info]denik@lj
2004-02-05 12:35 (ссылка)
МЮЛ: Берег обрывом спускался к морю почти у
самых стен, и внизу с беспрерывным ропотом плескались десятка два уток.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]r_l@lj
2004-02-05 12:36 (ссылка)
Живописно плескались.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]denik@lj
2004-02-05 12:37 (ссылка)
Принято.
И диких уток, конечно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]r_l@lj
2004-02-05 12:37 (ссылка)
Ага!

(Ответить) (Уровень выше)

Re:
[info]ilon@lj
2004-02-07 01:59 (ссылка)
"Два - движется, трется - три" у Хлебникова.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]botev@lj
2004-02-05 12:33 (ссылка)
Писатели могут не включать режим записи исправлений, а постить первоначальные редакции в живой журнал, например, или графоманские сайты типа прозы ру или журнал.либ.ру.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]r_l@lj
2004-02-05 12:35 (ссылка)
Это (как и режим записи) не дает представления о динамике письма так, как рукопись.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hetta@lj
2004-02-06 00:36 (ссылка)
Пункт 6 уже мы обсуждали, рассуждая как-то об архивах будущего - вернее, об их вероятном отсутствии.

(Ответить)


[info]snaked@lj
2004-02-06 00:48 (ссылка)
Исключительно приятно читать всё это!

(Ответить)