Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет r_l ([info]r_l)
@ 2004-11-01 03:56:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Языковая критика
Акунин пишет в "Специальном корреспонденте":

"Вязкая московская ночь, пахнущая метрополитеном"

Интересно, какой именно запах имеет в виду почтенный автор? Московский ордена Ленина метрополитен им. Ленина, как известно, пахнет по-разному:
- зимой на кольце, особенно - на вокзальных станциях: кислым овчинным потом окраин Империи, электроникой от Самсунга в размокших слегка коробках;
- летом на дальних краях открытых радиусов: пивным потом потомков гипсовых статуй с кольцевых станций, особенно - вокзальных;
- весной на новых станциях: смесью известки, свежей шпаклевки, асбеста, шальных ауспиций и элегических дуновений из прошлого;
- осенью снаружи у вентиляционных шахт: сладковатой лиственной прелью, шашлычком из шалмана, чужой сигареткой и подземными теплыми жителями;
- в любое время, если поезд зависает между станциями: шахидами, продавцами дипломов, гелевых ручек и распространителями газеты "Завтра".

Придираюсь, конечно. В книжке есть щемящая радость узнавания деталей. Или что-то такое еще.


(Добавить комментарий)


[info]ex_spuller432@lj
2004-10-31 15:32 (ссылка)
Вот тут я в растерянности. Разве во время действия романа в Москве уже был метрополитен? Его ж при Сталине начали копать. Нет, нет. Нет, конечно! Акунин Париж имел в виду, наверно. По крайней мере относительно повествования... Едва ли ему чудился запах лондонской "Tube".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2004-10-31 15:35 (ссылка)
Не, труба тут ни при чем. Там просто большая часть действия - в соверменной России, сами помните же. Это как раз из этой части, а не той, где про Родиона.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]levkin@lj
2004-10-31 16:13 (ссылка)
К сожалению, с этим акцентированием запаха метрополитена связана очевидная ностяльгия, слишком советская на мой вкус. Имеется в виду запах новеньких станций (размножавшихся в поздние брежневские времена), свежей резины, какого-то что-ли загадочного озона (другие авторы отчего-то вспомниают этот самый озон) - в общем, некий физиологический штамп, столь же глупый, как утверждение, что скошенная трава пахнет арбузом. Разумеется, метрополитен пахнет тем метрополитеном, каким его запомнил в пору своей юности автор, но почему скошенная трава должна пахнуть именно арбузом, а не скошенной травой? Почему метрополитен должен пахнуть метрополитеном двадцатилетней давности, а не просто метрополитеном? Увы, это семантически ослабляет авторскую позицию: можно, кажется, уже в его возрасте позволить вещами быть самими собой, а не его, авторскими деталями.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2004-10-31 16:16 (ссылка)
Дорогой Андрей, мы, боюсь, скоро напишем тут все вместе альтернативного "Корреспондента".
Стоит все же уважать автора.
Это я и про себя подумал тоже.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levkin@lj
2004-10-31 16:23 (ссылка)
Да, конечно. Но все же - не есть ли наше внимание к его тексту также определенной формой этого уважения?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2004-10-31 16:27 (ссылка)
Ну, он пока этого не засвидетельствовал. А мы, прочитавшие текст вопреки авторской воле (кажется) и издательской мускулатуре (следует из реплик Сергея П.), вынуждены прятаться.
Я, наверное, уберу все записи, касающиеся этого романа, в приватный модус. Это мой личный выбор, конечно, я никому его не навязываю. Но в нем есть смысл.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tsvetna@lj
2004-10-31 20:00 (ссылка)
Креазот. А не озон. Креазотом пахнут шпалы и в метро, и на железной дороге, только железнодорожный креазот мы нюхаем от шпал, нагретых солнцем, а метрополитеновский - от подземных холодных шпал, поэтому запах рахличается.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levkin@lj
2004-10-31 21:13 (ссылка)
Возможно. То есть, наверное, кончено. Но отчего-то возникает традиция, я неоднократно обнаруживал, что сравнивают с озоном. хотя, конечно, какой озон - тогда бы весь метрополитен как одна полость был бы озоновой дырой. и жизнь в нем давно была бы невозможной.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Ой, а про озон -
[info]a_konst@lj
2004-11-08 05:09 (ссылка)
это шутка???? или всерьёз?

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2004-10-31 16:15 (ссылка)
Нет. Запах метро ни с чем невозможно спутать. Так же, как и запах костра. Креозотом пропитывали шпалы, отсюда и запах.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2004-10-31 16:17 (ссылка)
Креозот - это деталь важная, да. Но и штукатурка не меньше там значит.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levkin@lj
2004-10-31 16:59 (ссылка)
а эти мутные, матовые, как лунное стекло, небольшие улитки, появляющиеся на его кафеле после часа, их можно заметить, если на бегу посмотреть по сторонам, торопясь на переход...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]proforma@lj
2004-10-31 20:17 (ссылка)
Простите, не заметил коммент про креазот. прям оторопь берет
экие все Жаны-Батисты Гренуйи

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yohoshimomoto@lj
2004-10-31 17:35 (ссылка)
Метро пахнет по-разному не из-за какого-то времени года или часа дня. Оно пахнет по-разному для людей, по-разному его воспринимающих. Для одного - средство передвижения на работу себя самого. Для другого - часть экскурсии бо загадочной Москве. Для третьего - ужасный день, когда сломалась машина, а ехать надо. А для кого-то это дом. Вот у вас в доме есть свой, особенный запах. И у них тоже. Есть.

(Ответить)


[info]proforma@lj
2004-10-31 20:03 (ссылка)
Это все не запахи метро как такового, это запахи тех людей , которые туда входят и вещей, кторорые туда вносят
Но у метро есть и собственный запах. Это запах смолы, кторой смолят шпалы. Почему-то он не такой как у электричек - видимо сорт смолы другой.

(Ответить)


[info]gr_s@lj
2004-10-31 20:14 (ссылка)
"Вязкая московская ночь, пахнущая метрополитеном"
Интересно, какой именно запах имеет в виду почтенный автор?


Когда ребенок входит в метро в первый раз (т.е. осознает это), его поражает запах метро, т.к. он не похож ни на какой другой. Различия, о которых вы пишете, приходят много позже. Они становятся более значимыми, а запах метро как таковой выветривается из памяти. Раз в несколько лет, однако, на какой-нибудь "Новокузнецкой" или "Бауманской" он вдруг поражает. Думаю, так.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2004-10-31 23:38 (ссылка)
Да, да! Именно так, все остальные авторы высказываний видимо уже слишком отдалились от важных детских впечатлений. И ещё: где-то слышала, что длина памяти разных органов чувств значительно различается (различия измеряются годами, но не стану врать с цифрами).Так, мышечная память - самая короткая, память нашего обоняния - самая продолжительная. Поэтому,передавая какие-то давние (частный случай - детские) впечатления упоминают чаще всего запахи. И чаще всего запоминается именно первое впечатление от какого-л. конкретного запаха. Как саме яркое. Так что всё это членение на различие запахов разных станций, покрытий шпал и пр. - не так важно. Вот моё мнение.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_konst@lj
2004-11-08 05:12 (ссылка)
не только у детей - я когда долго поживу не заходя в метро (не потому что на машине, просто живу так :)) - в первый заход чувствую этот универсальный запах. Он один и тот же во всех советских метро, в которых я был.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chuverin@lj
2004-10-31 21:12 (ссылка)
Так, на всякий случай. Давным-давно читал интервью какого-то знаменитого иностранца, и один из вопросов: что вам запомнилось в Москве? Он ответил: запах московского метро, он такой необычный. К сожалению, интервьюер не уточнил, в положительном или негативном смысле замомнился...

(Ответить)


[info]ddaschka@lj
2004-10-31 22:59 (ссылка)
Да ну - "пахнущая метрополитеном"...
По-моему, никуда не годится.

(Ответить)


[info]m_fans@lj
2004-11-01 04:20 (ссылка)
Ага. А можно было сделать не "метрополитеном", а "митрополитом". Вязкая московская ночь, пахнущая митрополитом...
Даже лучше. Будит воображение.

(Ответить)