Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет r_l ([info]r_l)
@ 2005-07-14 15:43:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Аневризм в ноге, или Затруднен в движении вообще
Пушкин придумывает себе аневризм еще в Одессе, в черновом письме Казначееву с просьбой об отставке.
Откуда Пушкин почерпнул сведения об этой болезни, комментаторы не сообщают (а углубляться в литературу мне негде). Возможно, это был "умный афей" - д-р Хатчинсон, из-за которого Пушкин и погорел.
Так или иначе, а тема аневризма в ноге может скрыто корреспондировать как с хромотой Байрона, так и с ушибом графа Нулина. Но писать я об этом, пожалуй, не стану.
Впрочем, в мае (нет, все-таки в июле) 1826 г., подавая Николаю прошение о позволении жительствовать в столицах или отъехать в чужие края, Пушкин приложил, конечно, медицинскую справку об аневризме. Вот она:

"По предложению Его Превосходительства Господина Псковского Гражданского Губернатора и Кавалера за № 5497, свидетельствован был в Псковской Врачебной Управе Г. Коллежский Секретарь Александр Сергеев сын Пушкин, при чем оказалось, что он действительно имеет на нижних оконечностях, а в особенности на правой голени повсеместное расширение кровевозвратных жил (Varicositas totius cruris dextri), от чего Г. Коллежский Секретарь Пушкин затруднен в движении вообще. В удостоверение сего и дано сие свидетельство из Псковской Врачебной Управы за подлежащим подписом и с приложением ее печати. Июля 19 дня 1826 года. Инспектор Врачебной Управы В. Всеволодов".


(Добавить комментарий)


[info]yan@lj
2005-07-14 09:52 (ссылка)
В ноге? Мне казалось, где-то в груди был аневризм придуман? Что там, в черновом письме, неужели тоже ноги болят?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-07-14 09:55 (ссылка)
Я не стал просто на этом смешном сюжете останавливаться. Пушкин пишет императору: "Здоровье мое было сильно подорвано в молодые годы; аневризм сердца требует немедленной операции или продолжительного лечения". А вскорости мама егонная пишет уже об аневризме в ноге.
В общем, глупость какая-то.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flaass@lj
2005-07-14 10:47 (ссылка)
Когда нашему псу Буяну надоедало гулять, он начинал жалобно подгибать одну ногу. Но потом путал, и подгибал другую.
А сестра Таня (тогда 6) написала стих.

Ах ты, Буинька-Буёк,
Отчего ты занемог?
- Я болею оттого,
Что не слушал никого.
У меня болит нога:
То одна, а то друга.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-07-14 10:48 (ссылка)
Вот-вот.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]r_l@lj
2005-07-14 09:56 (ссылка)
Главное - какая может быть операция "аневризма сердца"?
Смех на палке.
Но надо, конечно, с историками медицины обсудить это дело.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]scholar_vit@lj
2005-07-14 15:59 (ссылка)
Сейчас при оперативном лечении аневризма аорты останавливают сердце и переключают пациента на машину "сердце-легкие" на время операции. Это довольно сложная и рискованная операция, и назначают её только тогда, когда есть опасность разрыва.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tatjaana@lj
2005-07-14 10:14 (ссылка)
Нога упоминалась, насколько я помню, неоднократно, но, по-моему, эта придумка не противоречила медицинским представлениям того времени. У меня несколько лет назад скопилась куча всяких смешных материалов, появившихся попутно с совершенно другими вещами из дневников-мемуаров-бытовых записей тех и чуть более ранних времен и касающихся именно представлений о болезнях и их лечении. Колька не даст соврать, я даже собиралась состряпать из этого единое целое, но выяснилось, что это никому нафиг не нужно, потому и было выкинуто в помойку.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-07-14 10:16 (ссылка)
А жаль. Возможно, Вы бы объяснили, что такое "кровавый пострел".
Насчет аневризма я думаю, что варикозное расширение считалось (не без оснований) важным симптомом, свидетельствующим о сосудистом расстройстве, и следовательно - о возможности сердечного удара.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tatjaana@lj
2005-07-14 10:24 (ссылка)
Да, мне тоже жаль, и Колька очень ругался. Но это, естественно, были карандашные записи на листочках, сделанные в публичке, то есть бессмысленная кипа бумаги, если они ни для чего не нужны. И в голове от этого, естественно, ничего не сохранилось кроме совсем уж анекдотических мелких подробностей.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]popn@lj
2005-07-14 10:54 (ссылка)
Да, я очень ругался. Один начальственно-изатательский дундук заявил, что народу этого не надо. А было весело.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-07-14 10:55 (ссылка)
А интернет на что?
Эх!..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]popn@lj
2005-07-14 10:59 (ссылка)
Интернет проходку в публичку не дает, но это решаемо. Может теперь удастся раззадорить на что-нибудь этакое. Много-ж рукописей-то.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]foma@lj
2005-07-14 09:54 (ссылка)
27 лет - варикоз?! Этот Всеволодов наверно родственник Земляники.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-07-14 09:58 (ссылка)
По отзыву в более раннем письме Пушкина - г-н Всеволодов был крупным специалистом-ветеринаром.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]foma@lj
2005-07-14 10:21 (ссылка)
ну тогда и Ляпкину-Тяпкину родня.
вообще это хлестаковская стилистика - взять и написать матушке и государю имератору какую-то ерунду. Недаром Николай его за несериозного человека держал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_glaza_@lj
2005-07-14 10:54 (ссылка)
Если неспортивный образ жизни проводить на попе, то можно и в 27

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-07-14 10:56 (ссылка)
Ну, это не наш случай.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yan@lj
2005-07-14 11:44 (ссылка)
Подумаешь, моему однокласснику в 10-м классе оперировали, и вполне бодрый одноклассник, в физтехе потом комсомольских руководителей бивал с одного удара.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tatjaana@lj
2005-07-14 11:51 (ссылка)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-07-14 11:58 (ссылка)
ААААААААААААААААААААААА!!!!!!!!!

(Ответить) (Уровень выше)

Спасибо!
[info]albu@lj
2005-07-14 16:04 (ссылка)
Нда, интересный случай. Поучительный.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]foma@lj
2005-07-14 12:22 (ссылка)
бывает же. Приямо знак, типа как геморрой.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]foma@lj
2005-07-14 12:23 (ссылка)
то есть опять перепутал - подагра (Ицкович! я не нарочно!)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lilipu@lj
2005-07-14 12:14 (ссылка)
Модная была болезнь.
А вот как в те годы представляли себе операцию на сердце--тут мне фантазия отказывает.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-07-14 12:15 (ссылка)
Да никак, понятное дело.
Типичный симулянт.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lilipu@lj
2005-07-14 13:03 (ссылка)
Наш человек, словом. "Я самый больной в мире Карлсон!"

(Ответить) (Уровень выше)


[info]in_b@lj
2005-07-14 13:21 (ссылка)
помнится, в биографических книжках Новикова Пушкин внимательно рассматривал свои пораженные аневризмом ноги:))
А ваще принято считать (не знаю, как на самом деле), что девочка-вундеркинд-пушкинофилка Надя Рушева скончалась от аневризма

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ermenengilda@lj
2005-07-14 17:55 (ссылка)
А я всегда знала, что от кровоизлияния в мозг... (отправляясь утром в школу, наклонилась завязать шнурок -- и).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]labas@lj
2005-07-15 05:38 (ссылка)
а вы не читали книжку Дружникова "Узник России"?
там эта аневризма подробно обсуждается
и хотя вся книжка посвящена тому, как поэт с младых ногтей пытался сбежать на запад, в этом конкретном случае Дружников, похоже, прав: попытка легально выехать для операции

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2005-07-15 06:23 (ссылка)
Не читал. Мне Цявловского хватило (который про все это написал уже сто лет назад).
Конечно, попытка выехать. Легально или нелегально - там были разные варианты.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alik_manov@lj
2005-08-02 07:13 (ссылка)
Он, кажись, полное .удло, этот Дружников?

(Ответить) (Уровень выше)