Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет r_l ([info]r_l)
@ 2007-10-14 05:45:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Прекрасный текст с глоссами
http://www.nashaslava.ru/about.html

"Каждая эпоха создавала и сохраняла свои символы гордости России — те якоря, на которых держится национальное самосознание.
1. ... Эпоха создавала и сохраняла символы гордости. История оказывается продукцией знаков, причем продуцируются они не людьми, а надындивидуальной силой, и смысл их состоит в утверждении иррациональной "гордости России".
2. Национальное самосознание держится на якорях. Вообще-то якоря - это такие штуки, которые не дают судну плавать. Напомню, что судну, в принципе плавать свойственно, стоянка на якоре - это, скорее, временное его состояние. Впрочем, это я придираюсь - якорь эмблема старая, почтенная. Но все равно смешно.

Эти символы в разные времена становились знаками эпохи, цементом связи поколений, неотрывной составляющей нашей жизни.
"Неотрывная составляющая" - нам в школе такие словосочетания подчеркивали красным и писали "стиль!". Слог типичного троечника. Символы становились знаками и заодно цементом. Поколения складываются в здание. Неудивителен переход к архитектурной теме.

Храм Василия Блаженного, Московский Кремль, Красная Площадь, Зимний дворец и Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, победа в Великой Отечественной Войне, спутник, полет Гагарина, луноход, новые города, «стройки века» — это те символы, которые всегда формировали образ страны не только внутри, но и на международном уровне.
Однако архитектурная тема, оказывается, описывает лишь историю России до 1917 года. При этом интересна наклонность автора текста к примитивизации, лубку, визуальной точечности: Адмиралтейство не так далеко от Зимнего, а Кремль, Василий Блаженный и Красная площадь - и вовсе в одном кадре расположены. Советская эпоха представлена рядом исторических событий разного масштаба (трогателен тут забытый Богом и людьми "луноход", железный победитель коварных американцев); неназванные "новые города" и "стройки века" на символы как-то не тянут.
Россия сегодня тоже имеет свои символы гордости. Это и военная техника нового поколения, и достижения в спорте, искусстве, строительстве и технологиях.
Этот абзац, конечно, кульминация текста. Редактор исправил бы "Россия сегодня" на "сегодняшняя Россия", но пригорюнился бы над второй фразой. Понятно, что начать надо с военной техники, а дальше перечислять быстренько, тараторить, чтобы не обнаружился комизм иерархии "достижений". Кстати, слово "достижения" - из словаря той эпохи, которую троечники скромно заболтали в предыдущем абзаце (не "стройки века", а Магнитка и Днепрогэс, сукины дети!). "Наши достижения" - название журнала, издававшегося в Москве с 1929 по 1937 год. Советую г-ну Рыкову задуматься над этими цифрами.
«Россия. Есть чем гордиться!» — открытый проект — любой может вписать свою строку. Каждый поселок и город, каждый район и область, округ и регион помогут составить полную картину того, чем гордится современная Россия".
Ладно, пойду я посплю, пожалуй, а то уже полшестого.
Судя по имеющемуся на сайте материалу, россияне гордятся, в основном, станциями метрополитена и старыми соборами. Это лишний раз подтверждает тезис Лотмана - Успенского о том, что между инфернальными подземельями и небесной святостью практически ничего в России нету.
Всем гордиться!


(Добавить комментарий)


[info]khein@lj
2007-10-13 23:53 (ссылка)
Конечно же стройками века! И не какими-то невнятными Днепрогэсами, а нашим Беломорканилом и дважды БАМом (рельсы в голубой цвет)!

(Ответить)


[info]ri_hwa_won@lj
2007-10-14 02:36 (ссылка)
"Это лишний раз подтверждает тезис Лотмана -Успенского о том, что между инфернальными подземельями и небесной святостью практически ничего в России нету".

У Лотмана-Успенского, наверное, было несварение желудка. Ему надо было дать таблетку (красную, если мне память не изменяет, давно Воннегута не перечитывал), и жизнь бы сразу заиграла новыми красками.

Серьезно говоря, гордиться можно тем, за что тебе хвалят.

В стране, где я живу, понять, чем надо гордиться, помогают разговоры с таксистами. Эти разговоры обычно короткие и нередко состоят из простого перечисления вышеупомянутых "якорей" (ага, смешно). Когда хотят сказать что-то хорошее о России, вспоминают Толстого, Достоевского, Горбачева, Ельцина, Путина (да-да, товарищи, и Путина тоже с его темпами экономического роста, которым завидуют), русских девушек-красавиц вообще и всё еще временами Анну Курникову в частности, а также архитектуру Санкт-Петербурга. Самые начитанные (точнее, насмотревшиеся ТВ) вспоминают о Байкале. Благоговейный трепет вызывают размеры страны.

Этим всем можно гордиться. Особенно девушками-красавицами.

Благоговейный ужас вызывают водка и морозы. С этим, соответственно, надо как-то бороться. :-)

Корейским таксистам я почему-то верю больше, чем этому подозрительному Лотману-Успенскому вашему. :-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ka_o@lj
2007-10-14 07:08 (ссылка)
Наоборот, в безразмерной стране, где я сейчас живу, разговоры с таксистами (водителями частного извоза) помогают излечиться от воспаленных патриотических чувств. Не успев сесть в машину, слышишь "эта дерьмовая страна", и разговор на эту же тему хоть до бесконечности. Не всегда, но в огромном большинстве случаев. Люди самых разных возрастов и разной экономической обеспеченности. Так что, я подозреваю, тут дело в различном уровне информированности :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ri_hwa_won@lj
2007-10-14 10:01 (ссылка)
Тут дело в том, что есть, по чьему-то мнению, дерьмо и есть то, чем, по чьему-то мнению, можно гордиться. Часто совершенно разные, не связанные друг с другом вещи. Всё зависит от вашей задачи. Хотите смешать с дерьмом, упоминаете одно, а о другом забываете. Хотите восхвалить - наоборот. Иногда, правда, бывают интересные "якоря" вроде Путина. Но и тут по сути то же самое. Кто обращает внимание на негатив, видит негатив. Позитивно настроенный товарищ вспоминает экономический рост. В общем, субъективность оценок во всей ее неприкрытой красе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ka_o@lj
2007-10-14 13:34 (ссылка)
Тут дело в том, какой вопрос мы себе задаем. Можно спрашивать себя, "хороша" или "плоха" Россия, и ответ всегда будет, действительно, метафизичен, следовательно, произволен; а можно задаваться вопросами более прагматическими, типа: "устраивает ли меня существующий налоговый кодекс, система назначения губернаторов, условия жизнеобеспечения инвалидов" и проч. Ответ (любой) на эти вопросы хорош тем, что подталкивает к практическим действиям (проголосовать за или против, пойти в политику, уехать на хрен), а не к неразрешимым спорам о "гордости".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]r_l@lj
2007-10-14 07:12 (ссылка)
Не Лотман с Успенским фотографии присылали.
На фотографиях - ни одного Толстого.
Даже самого захудалого.
Что касается речевого жанра "лесть таксиста иностранцу" в его корейском изводе, то это, конечно, важный критерий для определения национальной гордости, но не думаю, что решающий.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ri_hwa_won@lj
2007-10-14 10:33 (ссылка)
Важно здесь то, что это не я, русский, придумал, чем мне гордиться.
Корея интересна тем (и именно потому я тут и встрял), что тема гордости в этой стране постоянно обсуждаемая. Кто или что составляет гордость Кореи в национальном масштабе или местном. Скажем, гордая фраза "уезд N славится своими X, Y и Z" будет в любом тексте, написанном об этом уезде одним из его жителей (к примеру, туристическим чиновником). Корейцы очень внимательно следят за успехами своих спортсменов или деятелей искусства каких-нибудь, чтобы внести их в свой "пантеон национальной гордости". Критерий - именно успех за рубежом. Иногда, правда, при этом бывают забавные моменты.
Вот отрывок из одного текста, который я как-то писал на эту тему. Он о человеке, известном в узких кругах на Западе как Нам Джун Пайк (Nam June Paik).
"В последние полтора десятилетия корейское руководство предпринимало немалые пропагандистские усилия по улучшению имиджа страны, в том числе в глазах собственных граждан. Нужно было срочно найти что-то такое, чем Корея могла бы гордиться – будь-то природные красоты, национальные блюда, вроде квашеных овощей "кимчхи", или известные деятели искусства. С недавних пор в составляемые госструктурами списки объектов национальных гордости стали включать и Пэк Нам Чуна. Как "всемирно известного основоположника видео-арта". С ударением на "всемирно известный". Это, конечно, довольно забавно – всё равно как если бы национальной гордостью России был объявлен, положим, автор "Голубого сала" Владимир Сорокин, на том, например, основании, что он тоже "всемирно известен", переводится на разные языки, а где-нибудь в Германии по его творчеству уже пишут диссертации. Можно как угодно относится к Пэк Нам Чуну или Владимиру Сорокину (автор этих строк, например, интенсивно любит их обоих), но сочетание подобных имен с понятиями вроде "национальная гордость" – это, извините за выражение, оксюморон".
Проблема с Пэк Нам Чуном , например, в том, что если бы опросили людей на Западе, выяснилось бы, что только один из миллиона что-то о нем слышал. Как и в Корее, кстати, на протяжении почти всей его жизни, пока его не начали пиарить в качестве "гордости". Никто о нем не знал ничего. Ну и вторая проблема (мелкая, непринципиальная) в несочетаемости его контркультурного (на раннем и наиболее интересном этапе) творчества с пафосом национальной гордости.
ИТОГО: Решающий критерий - это взгляд со стороны (таксист - только пример, при желании можно устроить репрезентативный опрос иностранцев - как простонародья таксистообразного, так и специалистов). Конструктивное предложение: сделать версию сайта http://www.nashaslava.ru/ на нескольких языках, пропиарить грамотно и посмотреть что получится. И по итогам опроса можно будет уже совершенно спокойно сидеть и гордиться до посинения. А пока http://www.nashaslava.ru/ - это нарциссизм. Половое извращение. :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ri_hwa_won@lj
2007-10-14 10:36 (ссылка)
Ну и на региональном уровне то же самое. Русский "уезд N." может со спокойной совестью написать о себе, что он гордится тем-то и тем-то, только тогда, когда его за то-то и то-то хвалят жители других уездов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2007-10-14 10:42 (ссылка)
Ну дык у России, слава Богу, особых проблем с этим нет. Непонятно, чего ради к нашим кимчхи еще сомнительных собак-луноходов добавлять (у меня есть сосед-кореец, у него живет такса, а я - не жертва предрассудков).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ka_o@lj
2007-10-14 13:40 (ссылка)
Угу, я немного занимаюсь историей такого взгляда на вещи. Он по природе своей государственнический, потому что государство больше своих граждан заинтересовано в "потемкинских деревнях". Ну и, понятно, идея использовать культуру в качестве бренда государства в пределе (в России, ср. эпизод с министром Соколовым) тоталитарна, то есть культуре противопоказана.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]levrub@lj
2007-10-14 02:58 (ссылка)
Вот эта непременная навязчивая, в свете последних постановлений, установка на "гордость" психологически восходит к распространенной во все времена разговорно-полемической формуле" "Да, я .... (следует только что произнесенная твоим оппонентом инвектива в твой адрес, например, "никогда не отдаю долгов") и горжусь этим". Главное тут не предмет гордости (предмет может быть самым произвольным), но само ее наличие.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]r_l@lj
2007-10-14 07:14 (ссылка)
Да, это - к анализу самого фрейма. В принципе, ничего плохого в нем не было бы, если бы не некоторая лихорадочность и торопливость этой гордости, выдающая шелест нефтяных купюр за кулисами.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levrub@lj
2007-10-14 07:32 (ссылка)
Ну, разумеется. Теперь эта самая "гордость" понадобилась им как дымовая завеса. "Вы тут, ребята, пока что погордитесь чуток, а мы тут спокойно попилим. А будете как следует гордиться, может и вам чего перепадет. Мы нежадные, мы понятия знаем".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cema@lj
2007-10-16 02:09 (ссылка)
Да, за моими кулисами шелест нефтяных купюр, и я горжусь этим!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_griphonn@lj
2007-10-14 03:08 (ссылка)
не "стройки века", а Магнитка и Днепрогэс, сукины дети!

блестяще.

очень хороший анализ. Искреннее спасибо!

(Ответить)


[info]seva@lj
2007-10-14 05:50 (ссылка)
Лотан с Успенским не вполне правы. Между подземельями и святостью есть Владивостокский Олень (http://www.nashaslava.ru/sight/39/).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cema@lj
2007-10-16 02:15 (ссылка)
Ну это или небесный олень или хтонический.

Update. Посмотрел фотографию. Явно хтонический. К тому же лось.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lenagr@lj
2007-10-14 06:34 (ссылка)
Похоже, вместо политтехнологов у нас теперь исключительно психоаналитики, которым поставлена задача найти в каждом отечественном гражданине внутреннего ребенка и все ему объяснить. Какая обидчивая, блин, нация получилась.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]levrub@lj
2007-10-14 07:34 (ссылка)
А по-моему, они никакие не психоаналитики, а сами вполне себе ребенки, которые со всеми, включая взрослых, разговаривают как с детьми.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lenagr@lj
2007-10-14 07:41 (ссылка)
Ну да. Дак психоаналитики тоже же самое делают, по-моему:-). Хотя тут, мне кажется, эти все-таки понимают, что если они не могут (в причины не вдаемся) дать людям работу, заботу и т.д., да и уважение не могут, то им остается одно - погладить по головке, подарить значок и сказать: зато у тебя вон какой красивый значок есть, ни у кого такого нету! Дешево и сердито:-).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]albu@lj
2007-10-14 13:11 (ссылка)
Забавно, что на упоминаемых луноходах для питания энергетической установки использовались изотопные элементы питания на основе полония.

(Ответить)

Будем! А ведь красивое метро, в самом деле!
[info]aspasia_roma@lj
2008-04-18 16:09 (ссылка)
И правда!
Метро и соборы...

(Ответить)