
Цветы для Алджернона
Даниэль Киз
1966
Чтение романа «Лагерь “Концентрация”» заставила меня вспомнить про это произведение Дэниэля Киза. А ведь это один из ключевых текстов шестидесятых, и я его не читал, подумал я. Хотя у меня было чувство, что это произведение мне глубоко знакомо. Поэтому у меня не было большого желания его читать. Но я все же решил его прочитать, что бы иметь возможность компетентно сравнить с ним концентрационный лагерь. Мне нравится обложка первого издания этой книги, потому что в отличие от многих современных изданий там вместо мыши изображены пятна Рорщаха. Потому что я не очень рекомендовал бы эту книгу тем кто интересуется мышами, а вот обилие психологии или даже психоанализа, который может символизировать пятно Роршаха, в ее содержание удивило. Можно сказать, что это такая фантастика про психоанализ. Оценивать напрямую это произведение я не хочу. Понятно, что по сравнению c cочинениями Томаса Диша это очень нормиссная фантастика. Но, наверное, иногда и литературу для нормисов почитать полезно.
Интересна и история создания этого текста. Даниэль Киз был дипломированным психологом. Но по специальности работать он не пошел. Вместо этого он пошел работать помощником редактора в одно маленькое издательство редактором в журнал фантастики «Marvel Science Stories». Но потом этот журнал закрылся, и Кизу пришлось в этом издательстве быть помощником другого редактора, по имени Стэн Ли, которой занимался комиксами. И так Киз стал заниматься отбором фантастических комиксов. Когда в 1954-м году появилась цензура комикс-код, Киз понял, что индустрия комиксов скоро загнется и он ушел из этого издательства. Правда он еще успел издать несколько номеров комикса «psychoanalysis» в издательстве «EC Comics». Но перед тем как окончательно хлопнуть дверью мира комиксов Киз успел стащить их под носа у Стэна Ли сценарий одного комикса, который он посчитал слишком хорошим для того, чтобы быть комиксом. Там речь шла про временное повышение уровня интеллекта у имбецила до уровня гения. Так сценарий комикса был переработан сначала в 1959 году в рассказ « Цветы для Алджернона», а потом и в роман в 1966-м. Это был феноменальный успех. В 1969-м году выходит экранизация «Чарли». Почему же этот роман так понравился нормисам и Голливуду, обычно с презрением плюющим на фантастику, тем более фантастику из той же Нью-Йоркской подворотни, что и комиксы Марвел? Возможно дело в психоаналитеческом наполнение романа. Как писал Славой Жижек в «киногиде извращенца»: киноэкран — это идеальный медиа для выражения извращенных желаний и идей режиссера и аудитории. Чем более нормисная аудитория, чем более извращенными ей воспринимается обыденность, перенесенная на экран.
спойлеры
Главный герой романа имбецил Чарли Гордон. Ему делают операцию из-за которой он постепенно становится умным. Настолько умным, что начинает встречаться с учителькой Алисой, которая до этого учила его читать и писать. Но он не может ее трахнуть. В начале все кажется, а главное читателя убеждают в том, что дело в том, что Чарли стал слишком умным. Но, конечно, я в это не поверил. ПОтомучто, если бы Чарли стал слишком умным, то он всех бы обманул и все бы у него получаилсоь. На самом деле у Чарли глубокие психологические проблемы. Потому что его мать орала на него и угражала ему ножом, потому что думала, что он хочет трахнуть свою сестру. Было ли что-то у Чарли с сестрой, роман не дает на это ответа. Но в итоге у него появляется что-то типа второй личности, которую тоже зовут Чарли, и она не дает первому Чарли ебаться. Поворотный момент в романе наступает тогда, когда на научной конференции Чарли выпускает мышонка Алджернона из клетки на волю, вызывая переполох, и Чарли сбегает с Алжерноном жить в трущобах Манхеттена. Там он собирает супер-сложный 3D лабиринт для Алжжернона. Чарли встречает пост-битниицу художницу нудистку аутистку Фэй со СДВ. Это мой любимый персонаж в романе. Они бухают и в какой-то момент после долгого психо-анализа у них все же получается секс. Потом Чарли возвращается к исследователям, но уже как супер-гений. Как супер-гений Чарли понимает, что исследователи допустили ошибку в расчетах, и что его мозг снова будет деградировать. Что и происходит. На пути вниз у Чарли все таки получается трахнуть Алису. При этом он испытывает дизассоциация. И это подается как его величайшее достижение. Но потом Чарли становится совсем глупеньким и его отвозят жить в дом для дураков.
И вот как видите роман Киза вовсе не сводится к сентиментализму экранизации. Киз смотрит на своих персонажей глазами психолога. Кроме проблем связанных с интеллектом автор описывает что-то типа синдрома множественных личностей, дизассоциация и всякие разные психонаналитические штучки. Не даром потом Киз написал книгу «множественные умы Били Милигана». Но тема множественных умом в этой книге еще только проклевывается. Намного важнее что Чарли в книге постоянно накрывают травматические флешбэки, например про то, как он в детстве срал в штаны, а потом его за это била мать.
Обо всех этих делириях мы узнаем из журнала главного героя, так называемых «progress reports». Такая эпистолярная форме это еще кое-что что роднит этот роман с «лагерем “концентрацией”» кроме темы повышения интеллекта. Автор использует эту форму чтобы коммуницировать уровень интеллекта через грамотность Чарли. Но до «блога» Луиса Сачетти отчетам Чарли Гордона еще далеко. Он довольно прилежно все записывает для блага науки и особо не юлит. Также оказывается, что тему с «Потеряным Райем» Мильтона Томас Диш тоже взял отсюда. Потому что для Киза это тоже центральное отсылочное произведение. Хотя никакой барочности в «цветах для Альджернона» нет. Тут в основным используется метафора яблока с древа знаний, приводящего к грехопадения. И яблоко очевидно выступает символом повышения интеллекта. А сексуальная коннотация яблока параллельна всем психоаналитеским темам у Киза. Хотя, то что Киз останавливается на яблоке и не пытается вводить в повествования падших ангелов, говорит о довольно поверхностном погружение в гипертекст Мильтона. Хотя «Потерянный Рай» это видимо вообще центральное произведение для англоязычной литературе.
Также после прочтения романа мне стало понятней почему Киз не захотел быть академическим психологом. Наука сама по себе в романе показана падшей женщиной. А ученые показаны зависящими от грантов, получение, которых, само по себе связано с непотизмом и игрой в социальные игры. Роман явном виде критикует зашоренность ученых на своей узкой специализации и неготовность взаимодействовать с иностранными коллегами.
Уильям Берроуз в период Мегаломании явно означал психоаналитиков как своих врагов. Главной причиной этого он считал их желание лечить гомосексуализм и, видимо, мегаломанию. Значит ли это что на Киза, и не его персонажей писхологов тоже нужно смотреть как на врагов? Я думаю да. Хоть этот роман и учит с уважением относиться к инвалидам, все психологи, психоаналитики и вообще врачи-убийцы вечно пытаются привести всех к норме. А еще психоаналитики придумали такую штуку как сажать людей с помощью восстановленных подавленных воспоминаний жертв насилия, но это уже другая история. Так вот этот с одной стороны предполагает, что есть какая-то норма интеллекта, с которой хорошо жить. С другой стороны понятно, что тем больше интеллекта тем лучше. Поэтому этот роман как минимум можно считать вводящим в заблуждения. Также не совсем понятно критикует ли этот роман сумасшедшие дома или наоборот пропагандирует. В этом романе они показаны как страшные места. Но сейчас в Америки и таких нет.
Во всяком случае и само общество и положение умалишённых в этом обществе у Киза довольно либерально. Тут нет и призрака того тоталитарного контроля, который мы видим в текстах Диша. Но что если история Чарли Гордона не выдумка? Во времена написания романа людям регулярно обещали баснословное повышение интеллекта в секте дианетики и сайентологии у мошеника Рона Хаббарда. Что если какие-то из его методов работали, но тоже давали чудовищную отдачу? Что если реальным Чарли Горданом был Чарли Мэнсон. Чэрли Мэнсон тоже был неграмотным. Мэнсон участвовал в малопонятных экспериментах в Беркли. Может быть в их результате возросла его способность влиять на людей. А когда он почувствовал откат, то совершил убийства? В целом, все эти загадочные процессы происходили практически одновременно с написанием романа. Очевидно, что некоторые из этих процессов будут использованы военными. Возможно, в рамках программы MK Ultra. И если бы провал эксперимента Алджернона-Гордона повторился в реальности, армия, конечно же, не стала бы останавливаться на применения этой технологии для создания оружия. Вот так мы переходим к «лагерю “концентрации”».
|