Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sapojnik ([info]sapojnik)
@ 2006-03-16 14:35:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Настроение: aggravated

It doesn't work
Всякие дискуссии о необходимости «возрождения православия» и «русской духовности» у меня почему-то неумолимо ассоциируются с голосом и всем обликом «главного барина» русского кино, незабываемого Н. С. Михалкова. Так и вижу вальяжного Никиту Сергеича, развалившегося в какой-нибудь телестудии. Он смешно шевелит усами, вращает своими круглыми очами… и говорит, говорит об этой самой «русской духовности» - а перед ним мерно, в такт, кивает головой загипнотизированный телеведущий, толстенький и потеющий (то ли от жары в студии, то ли от почтения перед Мэтром). Слова льются, как елей в уши:
- Кругом, посмотрите, бездуховность… А раньше, раньше-то как было… У людей Страх Божий был… В церковь ходили, обязательно… Молитвы знали наизусть, «Отче наш, Иже еси на небеси…»… Заповеди с детства чтили, в школе заучивали… На уроках – Закон Божий!.. Сколько церквей на Руси было – не сосчитать! А какая красота! И на службы было – не протолкнуться... Никакой тебе наркомании – потому что Бога чтили!... Сейчас что – нету ценностей у молодежи; без Господа нашего Иисуса Христа – какие могут быть ценности?… Попы по всей Руси были – носители духовности, окормляли паству… Народ был – богобоязненный, так и назывался – Богоносец… И семьи были крепкие – потому что браки Церковью освящались, вот как!...
И т.п. Очевидно, что Никита Сергеич способен говорить на эти темы часами. Это называется, кажется, «просвещенный консерватизм». Вкратце, без шелухи про «духовность», суть можно сформулировать так: «Народишко без религии совсем от рук отбился – сквернословит, ленится, пьет, колется, мрет, не размножается как следует; надо бы снова Православие внедрить, не считаясь с издержками – и будет бла-а-лепие, как на Святой Руси (вар. – в благословенной Российской Империи)».
Никакой ведущий на это медоточивому Никите Сергеичу, да еще запустившему на максимум свои фирменные бархатистые обертона, возражать не в состоянии. Он сидит, как кролик перед удавом, глядя влюбленными глазами…
А я долго слушать не могу. Все подмывает спросить: «Ну и во что оно вылилось-то, все это Ваше бла-а-лепие, Никита Сергеич? ИТОГ-то каков?»
А итог всем известен. Дикая резня Гражданской, коллективизация, «голодомор», ГУЛАГ. То ли 20, то ли 30, то ли еще больше миллионов погибших в ходе почти непрерывного САМОИСТРЕБЛЕНИЯ народа в период 1917 – 1940 гг. Тот самый «народ-богоносец» десятилетиями так самозабвенно резал себя, что все соседи, по слову классика, до сих пор «постараниваются»…
И церкви, как известно, рушили и разоряли по всей стране с примерным остервенением. По состоянию на 1939, кажется, год, во всем СССР осталась сотня (!) действующих церквей, и большевики уже намечали торжественное закрытие последнего «места раздачи опиума для народа». Кто же производил все эти бесчинства? Инопланетяне? Инородцы-иноверцы? Полноте! Все бесчинства и дикие, кровавые оргии совершались при полном равнодушии, а то и одобрении того самого православного, 1000 лет заботливо пестуемого Церковью БОЛЬШИНСТВА. Начинал все картавый отличник, у которого, как все мы с детства помним, было «из Закона Божьего – пять!», а доводил до совершенства – вообще семинарист, практически поп-расстрига. Увы, написанного не вырубить топором: «Святая Русь слиняла в 3 дня» - несмотря на все благолепие и «сорок сороков церквей».
Я не понимаю, какие, собственно, еще нужны основания для того, чтобы считать русский православный проект провалившимся. «900 лет христианства на Руси» - и вот такой, соглашусь, обескураживающий финал. Не остановили, не смогли. То, что сами стали жертвой – не оправдание. Если пожарная команда сгорела при тушении пожара – сие не означает, увы, что пожарные хорошо знали свое дело. Хороший пожарный – тот, кто ПОТУШИЛ или вообще не допустил пожар.
И потому мне претят все разглагольствования о «подъёме роли Церкви в современном обществе», все эти «пишем - «народу нужна духовность», а подразумеваем – народу нужна узда». К сожалению, Церковь уже ДОКАЗАЛА свою неэффективность, убедительней некуда. И особенно поражает, что она после всего и нисколько не изменилась! Те же попы, те же ризы, та же пышность и церковнославянский, та же риторика и стремление «влиять». Похоже, Церковь не то что не осознает себя банкротом – она даже вопроса такого не понимает!
Если бы попы начинали и заканчивали службы проходом вокруг алтаря вприсядку, а во всех семинариях в качестве обязательного предмета ввели бы преподавание гопака – это даже можно было бы считать, с определенной точки зрения, хоть каким-то шагом вперед: ведь это продемонстрировало бы понимание необходимости каких-то изменений! Однако пока мы видим противоположное: вместо осознания банкротства – потрясающее самодовольство, поучающий тон, убеждение в непогрешимости, любовь к сусальной «старине».
Конечно, может быть и прагматичный «мужицкий» подход по типу «все в хозяйстве сгодится»: мол, ну не оправдала себя Русская Православная, дала, так сказать, маху в 1917 и прочих годах. Но, с другой стороны – все ж старинный, можно даже сказать, многовековой бренд. Может, полностью и не спасает – но В ЦЕЛОМ ведь работает правильно, не так ли? Не удержал пастырь свое «стадо» - но ведь пытался? Значит, надо дать еще шанс – коль пока ничего лучшего не придумано?
Для иллюстрации рассмотрим такую аналогию.
Допустим, что в былинные времена существовала «фирменная пропитка» с брендом «РПЦ», «обеспечивающая несгораемость деревянных сооружений». Предки пользовались, дровяной сарай пропитали; правда, когда и впрямь пожар случился – сгорел сарай, да так заполыхал, что и головешек, почитай, не осталось…
И вот спустя 80 лет стоит та же задача, уже перед нами – уберечь новые пластиковые, но, как мы понимаем, не менее горючие сооружения. Взять, что ли, старую пропитку, «коей еще наш прадед пользовался»? Стиль «РЕТРО», опять же, в моде. И вроде бы рекомендации не очень хорошие, но, во-первых, за давностию лет кто там что точно помнит? И потом, если даже и не защищает она от возгорания – так, может, хоть задерживает распространение?
Все так, но нельзя отклониться и от еще более неприятного вопроса: если пожар был ОСОБЕННО жуток, могуч и разрушителен – не могло быть так, что разгорелся он так ярко именно из-за «защитной пропитки»? Уж не оказалось ли в конечном итоге, что бревна старой российской государственности заполыхали так ярко БЛАГОДАРЯ тому, что были насквозь пропитаны этой якобы «защитной» смесью под названием РПЦ?
Вопрос непопулярный. Кому-то он, уверен, может показаться даже кощунственным. И тем не менее – его надо задавать, и надо искать на него ответ.
Говорят, американцы, когда различные сторонние критики указывают им на нелогичность, противоречивость, а то и просто абсурдность тех или иных применяемых или концепций или планов общественного устройства, частенько отмахиваются, просто отвечая «it works!», то есть «Это работает!» И такой аргумент в нашем прагматичном мире нельзя не признать очень сильным.
К сожалению, о Русской Православной Церкви и ее предполагаемой роли в обществе того же самого сказать никак нельзя. Все обещания «просвещенных консерваторов» и ученых священников типа «о. Андрея Кураева» на бумаге выглядят весьма гладко, но…
Это не работает. Пора бы, наконец, это осознать - да и поставить на всей этой михалковско-кураевской маниловщине большой и жирный КРЕСТ.



(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]pascendi@lj
2006-03-20 08:21 (ссылка)
Согласен с Вами: именно РПЦ, ее позиция и поведение были во многом причиной ее же разгрома после 1917 года. РПЦ, но не христианство как таковое, и даже не православие. Советской власти не удалось так разгромить ни староверие, ни католицизм.
Кстати, из соцстран католицизм "просел" только в Чехии -- и то потому, что страна эта много сотен лет имела с католицизмом сложные отношения. В Польше католики и при социалистическом режиме оставались мощной общественной силой. То же в советской Литве.
Отход РПЦ от "духовности" и движение в сторону подчинения светской (не сОветской!) власти ради меркантильных интересов верхушки клира начались еще тогда, когда Иосиф Волоцкий победил нестяжателей и отодвинул их от управления церковью. Никонианская реформа, затеянная главным образом в целях укрепления личной власти патриарха, обернулась расколом, колоссальными людскими жертвами и падением авторитета РПЦ среди населения (от отцовской веры отошли, ясное дело, не те, в ком вера была крепка). На этом фоне Петру Первому было уже не сложно "прибить" патриархию и окончательно подчинить РПЦ светской власти, превратив ее в государственное ведомство: люди, однажды отошедшие от веры, не только не сопротивлялись, но и участвовали в процессе (ровно как и после 1917 года).
Два столетия существования РПЦ как ведомства не укрепили ее авторитета. Как государственная церковь, подотчетная светским властям, она вынуждена была поддерживать все их начинания, даже вредные и глупые. Народ, естественно, возлагал моральную ответственность за них на церковь, как и на государство.
Проблему усугубляла кадровая политика: в условиях, когда церковь призвана была обслуживать интересы государства, именно оно определяло, кого ставить на ключевые должности. И каждый представитель клира должен был строить свою деятельность исходя из интересов прежде всего не веры, но администрации.
Как следствие, церковь не пользовалась среди населения безоговорочным уважением. Попов не принимали всерьез (о чем, кстати, и говорит эта пренебрежительная кличка). Во многих дореволюционных художественных произведениях это неуважение проскальзывает.
Так что нечего удивляться, что Павка Корчагин попу в тесто для просфоры махры насыпал. Эта шалость абсолютно немыслима для верующего человека, но верующих в народной массе России было не так много.
После большевистского разгрома и предвоенного безвременья возрожденная в целях подъема патриотизма РПЦ оказалась в еще более жесткой зависимости от государства. Клирики и иерархи вынуждены были тесно сотрудничать с органами госбезопасности. Все это хорошо описано у Ардова, не буду повторяться.
Соответственно, "новая" элита МП РПЦ -- есть продукт тех времен. Погоня за "валом" и паническая боязнь конкуренции со стороны других конфессий приводит к тому, что в "православные" записывают скопом всех русскоязычных людей. Крестят, не проводя катехизации. Да что там, -- вспомните историю Ивана Охлобыстина: его рукоположили в священники, хотя он не прошел никакого обучения.
О моральной стороне даже говорить неловко. Иерархи МП РПЦ за образец поведения взяли партийную элиту советских времен: надутую, циничную и высокомерную. Даже Патриарх на машине совершает аварию -- и тут же покидает место происшествия, даже не поинтересовавшись, что стало с девушкой, чью машину он разбил.
Обсуждать хозяйственную деятельность МП РПЦ -- значит повторять общие места, однако этичность некоторых ее направлений как минимум сомнительна.
Можно ли говорить в этих условиях о моральном авторитете МП РПЦ? Может ли "ведомство православия" возвратить русскому (российскому!) народу духовность, которая была утрачена несколько сотен лет назад и во многом благодаря действиям этого самого ведомства?
Ответ, по-моему, совершенно очевиден.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sapojnik@lj
2006-03-20 08:36 (ссылка)
Спасибо за интересный и ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ комментарий!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pascendi@lj
2006-03-20 08:52 (ссылка)
Давно думаю над этим.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]silly_sad@lj
2006-03-22 05:12 (ссылка)
эволюцию никто не отменял !
сознание человека меняется со временем, уходит _богобоязненность_, вот Вы приводите пример Павки Корчагина, а историки средневековья приводят примеры немыслимой для нас богобоязненности, реально определяющей поступки людей.
Процесс не быстрый...
Но вот падение авторитета церкви я бы считал его следствием а не причиной и все административные реформы это тоже только следствие постепенного изменения сознания в сторону безбожия.
Так вот протестантсва второго и третьего порядка (американский тип) это мягкий путь постепенного падения аторитета церкви, и потери богобоязненности, а русское кровопролитие, это результат долгого искуственного поддержания института церкви в неадекватном общественному сознанию состоянии.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -