Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sapojnik ([info]sapojnik)
@ 2006-07-10 18:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Экзамены - 1984, Экзамен Третий
Продолжение. Начало см. здесь Экзамен Первый и здесь Экзамен Второй.



Сочинение

Третьим экзаменом стояло сочинение. Ну, тут уж я был спокоен – и даже устроил себе небольшой отдых. С книжкой повалялся, в кино сходил. На консультацию, правда, тоже заглянул. Народу было уже немного, человек 300-350 (все-таки математика абитуру сильно выкосила, да и история добавила). Ничего особо интересного я для себя не услышал.
В сочинениях я себя считал докой, ибо литературу знал и любил, писал всегда без ошибок, и еще в первом классе меня учительница (видать, когда хотелось ей спокойно посидеть) на последних уроках оставляла читать вслух всему классу детские книжки. Я и читал – с выражением!
А после проверки выпускного сочинения наша «литераторша» вообще выдала следующую фразу, которая запала мне в душу: «Сочинение Лены Калинкиной (наша девочка-«отличница») на порядок лучше любого другого сочинения, а сочинение Алексея – на порядок лучше сочинения Лены». Хоть и говорил я себе, что наша школа – это не критерий, и писать лучше наших оболтусов – немудрено… А все ж расслабляла меня такая оценка. Другой бы, конечно, на моем месте биологией бы занялся – ведь её-то я вообще, по большому счету, не знал – а это был последний экзамен! Но увы! – я был не таков; «надо сначала сочинение написать – мало ли что» - так отбивался я от укоров совести. И успешно!
Наконец – вот и экзаменационный день! Изрядно поредевшие, но все еще внушительные ряды абитуриентов запустили внутрь аудиторий, раздали ручки и листы простой бумаги, даже не линованной (меня эта простота слегка шокировала). И открыли конверт с темами, которые потом долго выписывали на доске.
Темы были такие:
1. Историческая достоверность в романе А.Толстого «Петр Первый».
2. тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова.
3. что-то такое об образах революционеров-демократов в творчестве Чернышевского и Некрасова.

Ну, тему №3 я отбросил сразу, ибо терпеть не мог Чернышевского. Я даже раздобыл в томике писем Герцена отзыв этого «великого Разбуженного» о романе (из письма, понятно, Огареву): «Читаю сейчас «Что делать?»… Боже, как гнусно написано!... Сколько кривлянья, и… что за слог?» И, торжествуя, приволок его на урок литературы. Был легкий скандал, но закончился он благополучно; похоже, наша литераторша тоже не любила «Что делать?»…
Остаются две. Какую берем? Ну конечно, Алексея Толстого! Я ведь успел прочесть его раз 5, он у меня дома на полке стоит!

Что ж – сейчас что-нибудь напишем… Тем более, что и историю я только что сдавал, и, как вы помните, уважаемый читатель, особенно удачно я повторил материал как раз ВКЛЮЧАЯ петровские времена!
Все, казалось, должно было пойти как по маслу - ан нет... Видимо, недавний исторический триумф вышел мне в День Сочинения боком! "Не все коту Масленица..." Бедная моя голова никак не желала переключаться с «исторического» на «литературный» режим! Я безнадежно вглядывался в лист равнодушно-серой бумаги, силясь вспомнить хоть что-то из собственно РОМАНА «Петр Первый»; вспоминалось многое – Меньшиков, стрельцы, царица Софья, император Карл, Швеция, Санкт-Петербург в 1704 (я помнил!) году – но все это было «историческое». Просто беда какая-то! Должны же быть в романе хоть какие-то человеческие отношения? Психология какая-то, персонажи помимо исторических?… ТАК ПОЧЕМУ Ж Я НИЧЕГО НЕ ПОМНЮ?? Получалось, что я вполне мог бы написать еще один ответ на билет по истории СССР – да хоть целый реферат про Петровскую эпоху. Но вот о романе Толстого я не мог выдавить из себя ни слова. Одна история - и nothing personal, хоть плачь!

Так я просидел минут 40, безуспешно бросаясь на творение «младшего Толстого», аки швед на русские редуты. И, как и они, отступил с позором. Выходило, что «при всем богатстве выбора» мне остается всего лишь одна тема – что-то из Лермонтова. А я-то еще за день до экзамена самонадеянно хвастал родным, что вполне могу, если будет надо, написать два сочинения на две темы из любых данных… Мда-а…
Ну, что там у нас с Лермонтовым? Хм-м… «Тема Родины»… Ого!
Первый образчик из творчества любимого поэта всплыл в памяти сразу. Конечно же, «Прощай, немытая Россия!» Я даже знал его наизусть – впрочем, сие немудрено. Всего две строфы.
А вот дальше… Дальше труднее. Я пыхтел, тер себе лоб – но больше что-то не всплывало. С горя я даже принялся выписывать на черновик названия всех подряд стихотворений Лермонтова, какие только мог вспомнить - вдруг что "всплывет" само? Выписал колонку на поллиста: «И скучно, и грустно», «На смерть поэта», «Ночевала тучка золотая», «Утес» и т.д. Про все есть: про женщин, скалы, паруса, ветер, любовь, тоску, абреков... А про Родину - нет! Шотландец чертов - не мог про Россию побольше написать, кроме восьми ругательных строк!

И что делать? (тьфу, только Чернышевского все равно не предлагать!) Шел уже второй час экзаменационной работы, а у меня все еще не было написано ни строчки. Причем, что самое страшное – я и не знал, что писать! «Петра Первого» я забыл напрочь, как будто никогда и не читал, «революционеры-демократы» вызывали только отвращение… Но не писать же целое сочинение, базируясь на одном стишке из 8 строк?! Этакий авангардизм, боюсь, даже у меня не пройдет.
Полтора часа прошло. Что ж – встать и уйти, граждане? Признать свое полное поражение… И где? На том единственном экзамене (из четырех), в котором я был уверен! Какая гримаса судьбы… Какая насмешка! Нет, надо хоть что-нибудь написать… Сдавать чистый лист – это совсем позор…
Я решил в последний раз подумать о Лермонтове. Может, не в стихах дело? Верно – вон, и вопрос сформулирован: не в «лирике», а в «поэзии» Лермонтова! Так-так… А что за поэмы могут тут быть? В школе мы проходили «Мцыри»…
Эврика! Ну конечно! Мцыри – это монашек, который бежит из монастыря… А куда он бежит? Да он ведь НА РОДИНУ бежит!!
Уфф… Стало быть, с фактическим материалом – наконец, порядок. Мцыри бежит из ненавистного монастыря, где его кормят-поят-обучают, в горы, на Кавказ – на Родину. Причем он эту Родину отродясь не видел, но просто знает, КАКАЯ ОНА. Там гордые и смелые люди, там свобода…
Бежит Мцыри на Кавказ – а сам автор в «Прощай, немытая Россия» - пишет про то, что и он тоже уезжает на Кавказ! Налицо некое представление о «двух Родинах»: одна – та, что «под боком», сытая и вызывающая отвращение – и другая, по сути, не виданная никогда, этакая «небесная Россия» - которую автор и любит, и стремится туда, и понимает, что никогда не достигнет. Мцыри в его бегстве на Кавказ ждет смерть – и автора там же ждет смерть.
Вот, как-то так. Ободренный тем, что нашел-таки выход из тупика, я даже сочинение свое начал довольно вызывающе, примерно такой фразой: «Когда начинаешь размышлять о творчестве Лермонтова, замечаешь, что собственно «тема Родины» находится на периферии его творческого наследия. Даже из целого ряда его стихотворений трудно навскидку вспомнить те, в которых так или иначе затрагивается этот вопрос. Возьмем… (тут я использовал половину своего списка стихов – не пропадать же добру! К тому же я решил, что списочек в любом случае продемонстрирует знакомство автора с предметом, поэтому будет не лишним). Однако такой поверхностный взгляд будет совершенно неверным! Взаимоотношения поэта с Родиной глубоки и трагичны…» и т.д.
Успел я написать немного – листа полтора, но уходил довольный. Получилось вроде бы неплохо. Разве что запятую какую-нибудь впопыхах не поставил…

По дороге домой с экзамена вспомнил, что мама просила меня, как только сдам, отзвонить крестной, «тете Алле». Та, по маминым словам, очень переживала за успехи крестника, и «ей будет приятно». И я позвонил из телефона-автомата.
Тетя Алла, действительно, как будто дежурила у телефона – сразу взяла трубку.
- Я сдал сочинение! – отрапортовал я.
- Ну, слава богу! – перевела дух тетя Алла. – А какие были темы?
Я назвал темы.
- Странные темы для психфака, - с опаской отозвалась тетя Алла.
- Да ну, нормальные! – бодро махнул рукой я.
(впоследствии, кстати, оказалось, что крестная была права: действительно, темы довольно необычны для «неязыкового» факультета, к числу которых относился и психфак. Потом я слышал краем уха, что произошла какая-то путаница, и нам по ошибке достались темы, предназначавшиеся расположенному неподалеку журфаку).
- Но ты, конечно, писал по Толстому? – продолжила спрашивать тетя Алла.
- Нет, ну его! Я по Лермонтову, «тема Родины». Классная тема!
- А! – обрадовано сказала крестная. – Ты, конечно, там цитировал это… знаменитое…
И она начала декламировать с выражением:
- «Люблю Россию я, но странною любовью,
Не победит ее рассудок мой…»
- Гм! - сказал я. – Нет, этот стих я опустил…
- Как это – «опустил»? – растерянно произнесла тетя Алла. – А про что ж ты… А! Ты, значит, все сочинение посвятил «Бородину»? Патриотическая вещь…
- Гм! Гм! – сказал я. – Да нет… Вообще-то, про «Бородино» я тоже не упомянул…
- НО ПОЧЕМУ? – изумилась тетя Алла.
- Да как-то в голову не пришло… «Бородино»! Это ж для детей младшего школьного возраста!
- Но все равно, - убито сказала крестная. – А про что ж ты писал-то?
- Про поэму «Мцыри»!
- Как?! – ужаснулась она. – Так она ж про грузина!
- Ну и что? Тут главное – свежий взгляд. Новые времена!

Так я отбился от тети Аллы, но в душе поселилось сомнение. Вечерком я пролистал двухтомник Лермонтова – и сомнения переросли в уверенность. Особенно я ругал себя, вспоминая собственное вступление к сочинению. Это ж надо – черт дернул такое написать: «когда мы думаем о творчестве Лермонтова, нам нелегко вспомнить у него произведения, посвященные Родине…» Фанфарон! «Нелегко вспомнить!» Это ж надо было так написать.
Собственно, приговор мне (да и всем домашним, кому я поведал свою горестную историю) был ясен. «Тема не раскрыта, 2». И – до свидания, МГУ. Как говорится, «не больно-то и хотелось». Задают, понимаешь, дурацкие темы…
Очень я расстроился, конечно. Несколько сглаживало горечь расставания с факультетом только осознание некоего комизма случившегося. «Лёха срезался на сочинении!» Анекдот. И это после того, как я сдал на «5» Историю, которую другие специально зубрят 2 года на подготовительных курсах или с репетиторами!
Судьба, во всяком случае, предстала для меня в роли воспитательницы с юмором. Что ж – и на том спасибо.

На объявление оценок я тоже, по понятным причинам, особо не торопился. И уж тем более – не собирался подавать апелляцию. О чем спорить-то? Тема не раскрыта – это очевидно. «Люблю Россию я, но странною любовью…» - какой классный стих (кстати, с той поры – один из моих самых любимых); как можно его проигнорировать? Немыслимо.
Поэтому к факультету я подъехал часам к трем дня, для проформы. (Оценки вывешивались в 9 утра, апелляционная комиссия работала до часу, не позже). Народ уже практически схлынул, возле «простынь», белеющих у входа на факультет, уже почти никого не было. Механически я отыскал на огромной «простыне» свой номер зачетки, обреченно ожидая увидеть его на белом, незакрашенном фоне (это означало «два»).
И был буквально потрясен, увидев, что знакомый набор цифр закрашен «зеленым»!!
Это означало, что моя оценка за сочинение – «четыре».
Как вы думаете, какая ПЕРВАЯ мысль пришла ко мне в голову после того, как потрясение чуть-чуть прошло?
Правильно! Моя следующая мысль была такая: «А почему, собственно, не «5»??» В гневе я ворвался в гулкие коридоры факультета. Пробежался по этажам, подергал закрытые двери. Вахтер лениво объяснил мне, что «все уже разошлись», и «больше апелляционных комиссий не будет».
Как это ни смешно, но я ДО СИХ ПОР не знаю, за что, собственно, я получил свою экзаменационную "четверку" по сочинению на вступительных экзаменах.
Может быть, и правда – где-то запятую не поставил…



Вот ведь!

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ a>.


(Добавить комментарий)


[info]adhocrat@lj
2006-07-10 11:33 (ссылка)
Интересно написано, как, впрочем, все Ваши посты.
Огорчает Ваша оценка "Что делать". ИМХО, очень хороший роман, написанный неплохим языком (я абсолютно серьезно), с симпатичными героями, своеобразным юмором и актуальной по сей день проблематикой. Надо просто отвлечься от мысли, что это - "про ревалюцанеров". На сАмом деле - отличная мелодрама, пожалуй, лучшая из всех, что я читал.
Оценка Герценом, опять же ИМХО, объясняется тем, что роман в каком-то смысле опередил свое время. Герцен его просто-напросто не понял.
И, как ни странно, я не могу читать именно Герцена и именно из-за стиля

(Ответить)


[info]domik44@lj
2006-07-10 12:53 (ссылка)
СПАСИБО!!! Как раз завтра дочь пишет сочинение, вся в нервах, прочитал ей вслух - хоть перед сном поулыбалась. Просила благодарить за моральную поддержку!

(Ответить)


[info]scrpbk@lj
2006-07-10 21:40 (ссылка)
Согласна с Герценом. А Вам спасибо за блестящие воспоминания - ностальгию вызвали.:)

(Ответить)

За что поставили 4
[info]burzumka@lj
2006-07-11 03:46 (ссылка)
Небось, за предложение "Однако такой поверхностный взгляд будет поверхностным!". С нетерпением ждем биологию.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: За что поставили 4
[info]sapojnik@lj
2006-07-11 05:08 (ссылка)
Ой! :))
Нет, в 17 лет я писал лучше - это память подводит!

(Ответить) (Уровень выше)

хе-хе (про феерические совпадения)
[info]xuxachka@lj
2006-07-11 14:54 (ссылка)
у меня лично и в семье в целом - необъяснимая любовь к творчеству Леомонтова )))

кроме того, в свой универ поступала примерно так же - не туда, как-бы понарошку и совсем не готовясь :)))

даже, думаю, стоит последовать вашему примеру и написать парочку постов про это, выйдет забавно =)))

(Ответить)


[info]exa_exa@lj
2006-07-11 15:12 (ссылка)
скорее всего, именно за то, что не упомянули "Бородино" и "странную любовь" :)

(Ответить)


[info]volokhonsky@lj
2006-07-12 03:55 (ссылка)
Я на психфак СПбГУ поступил с третьего раза. Пятёрок за математику и сочинение ставилось в принципе очень мало, я только на второй попытке смог получить пятёрку за сочинение. А вот на третьей я получил четвёрку, но самое забавное в том, что я ничего толком не знал и из трёх тем выбрал наиболее кретинскую "Мой любимый рассказ (по произведениям современной отечественной литературы)" или как-то так. Короче, за последние пятьдесят лет по правилам. Я опять-таки ничего толком не знал по школьной программе, но подумал и вспомнил ПОВЕСТЬ фантаста Сергея Снегова, название и имена всех главных героев которой я забыл. Я придумал название и главных героев и сдал работу. Гыгы.

(Ответить)


[info]shumeykina@lj
2006-07-13 15:48 (ссылка)
"Про поэму «Мцыри»!
- Как?! – ужаснулась она. – Так она ж про грузина!" - до сих пор не могу успокоиться!!!!!
классный рассказ:)))))

(Ответить)


[info]snigir@lj
2006-07-16 07:41 (ссылка)
Да, "оригинальная" трактовка темы Родины. Мне кажется, она предвосхитила позицию беснующихся перестроечных масс, когда Россию "навынос и распивочно" приносили в жертву родинам разных избитых ("и там два раза провернул"!)сапёрными лопатками Мцыри и прочих прибалтов.

За предвосхищение не грех и повысить оценку на два балла.
Кстати, в этом году на психфаке не было НИ ОДНОЙ пятёрки по сочинению. А двойки получил почти каждый третий.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Утешение обреченного
[info]sapojnik@lj
2006-07-16 10:34 (ссылка)
"Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков".



Великие стихи! Но, по-моему, Ваш ура-патриотизм тут совершенно "не катит" - во всяком случае, он не соответствует истинному отношению поэта к Родине. Вы вслушайтесь в первые две строчки! Какие там прибалты, какой Ландсбергис, какой Саакашвили!... Все они - дети по сравнению с Михаилом Юрьевичем. Эти-то непрерывно ДОКАЗЫВАЛИ и доказывают кому-то (да хоть всему миру), что, мол, Россия не стоит любви. А наш Михал Юрич еще в 19 веке ЗНАЛ, что любить ему свою Отчизну НЕ ЗА ЧТО. И "великая история" ("купленная кровью"), и великий фольклор ("заветные преданья"), и внешнее величие ("полный гордого доверия покой") - словом, всё, чем так любят гордиться наши "государственники" - всё это, по мысли Поэта, откровенно говоря, туфта.

"Не победит ее рассудок мой..." То есть - разум (рассудок) поэта не просто противится ЛЮБВИ к Родине - он жаждет ПОБЕДИТЬ эту любовь, то есть свести на нет, изгнать, развеять. Но "почему-то" не получается...
Впрочем, нельзя ведь и сказать, что, дескать, "любовь побеждает". Ни хрена она не побеждает. В душе поэта - вечная борьба явно русофобски настроенного УМА и глупого, ничего не понимающего сердца
Только иногда, ночью - видимо, тогда, когда рассудок чересчур утомлен - поэту удается его попросту ОТКЛЮЧИТЬ... и окунуться, хотя б ненадолго, в волны темной, нерассуждающей и безрассудной ЛЮБВИ К РОДИНЕ.
"Широка страна моя родная... Много в ней лесов, полей и рек". ВОт оно - из века в век переходящее утешение "людей с рассудком", все побеждающих и никак не способных победить свою проклятую "любовь к Родине".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Утешение обреченного
[info]snigir@lj
2006-07-16 15:24 (ссылка)
> ВОт оно - из века в век переходящее утешение "людей с рассудком"

Убедительно. Но мы ведь Лермонтова не за рассудок ценим, какой уж рассудок у пишущего стихи поручика.
А вот "Люблю дымок спаленной жнивы" -- это очень важно. Это ведь прямо "С чего начинается Родина".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Утешение обреченного
[info]sapojnik@lj
2006-07-16 17:24 (ссылка)
Никак не могу согласиться с этаким панибратским похлопыванием по плечу "пишущего стихи поручика". По-моему, достаточно прочесть хоть пару глав "Героя Нашего Времени", чтобы понять, что по плечу похлопать никак невозможно - слишком высоко, так сказать, за облаками.
МАСШТАБ надо чувствовать!

(Ответить) (Уровень выше)