Журнал Саши Сафонова - [entries|archive|friends|userinfo]
sasha_bor

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Feb. 12th, 2015|12:22 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Вот. Я был вынужден съесть испорченную шоколадку только что, потому что покупал-то я её нормальную, в магазине, в красочной великолепной обёртке с надписью "с марципановой начинкой". Вы представляете: марципановой! А пришел ещё затемно на работу, включил свет, открыл её со всех сторон сразу, а она такая внутри вся сизая, как дым, с налётом таким нехорошим. Ну, и я её съел. Почему… потому что. Потому что, во-первых, не пойду же я её обратно менять далеко к станции, у которой в магазине я её и купил! А во-вторых, ведь мне же хотелось шоколадки, и в результате так оно и вышло: я её съел. Про отравление шоколадом я никогда ничего не слышал, только о переедании им слышал и им утомлении. Был у меня один знакомый инок, утомлённый шоколадом. Но он давно уже выздоровел обратно, насколько я знаю, и с новыми силами уже, так сказать, снова приступил.

Ел сизую шоколадку и вспоминал рассказ о преподобном Варлааме Керетском, который будучи священником из ревности убил свою жену, а потом раскаялся, положил её в лодку и катался с нею по Северному Ледовитому океану на восток, к Белому морю, туда и обратно, пока та не истлела.

Написано: "Труп жены своей он положил в карбас (большая лодка, гребная и парусная, на 4—10 весел; употребляется для перевозки людей и тяжестей по рекам и морям) и в этом карбасе плавал по морю, плавал непрерывно с места на место до тех пор, пока мертвое тело убитой не истлело вовсе. Начав от Колы и держась обыкновенно берега, Варлаам направлялся по Северному Ледовитому океану на восток, к Белому морю; огибал он Святой Мыс, или Нос, около которого море опасно для плавания; далее заходил в Белое море и достигал родной Керети при Кан¬да¬лакской губе. Люди с удивлением видели человека, который один в своем кар¬¬басе плавал по морю, не останавливаясь, без отдыха. Варлаам не ждал себе, как обыкновенные мореплаватели, попутного ветра, чтобы плыть на па¬русах; напротив, плавал против ветра, против волн океана, работая постоянно веслом, не выпуская весла из рук своих и воспевая псалмы Давида. Непрерывно трудясь днем, преподобный ночи проводил без сна, со слезами моля Господа об отпу¬щении греха. Так искупал убийца-священник вину свою".

Ел я эту сизую шоколадку и думал: "Так мне и надо! Ведь, сволочь, затемно ещё о ней думал, в уме деньги в кармане мелочью пересчитывал: "хватит—не хватит?" Вот и ешь!" Ну и съел.

В общем, это так, пустяки. А вот совсем не пустяки то, что я ночью сегодня, глядя туда, ну, где потолок обычно — туда глядя в темноте, лежал, молился что-то, и вот вдруг загрустил-загрустил: "Господи-Господи, что же это я?" — потому что ничего хорошего из меня так и не получилось, а живу уже, надо полагать, вторую половину.

И вот когда я уже купил свою эту шоколадку, но пока еще её не ел, а нес в кармане куртки и шел на работу, то в связи с той моей грустной грустью вдруг подумал, что Светоний в "Жизни двенадцати цезарей" в конце Первой Книги про божественного Юлия как-то легко, без истерик и всплескиваний руками пишет о сопричтении Цезаря к богам, причем, не только по указу, но и самим народом:

"Он погиб на пятьдесят шестом году жизни и был сопричтен к богам, не только словами указов, но и убеждением толпы. Во всяком случае, когда во время игр, которые впервые в честь его обожествления давал его наследник Август, хвостатая звезда сияла в небе семь ночей подряд, появляясь около одиннадцатого часа, то все поверили, что это душа Цезаря, вознесенного на небо".

Как-то так буднично и скучно. И даже «хвостатая звезда» не производит нужного впечатления и не делает удивительным и невероятным этот переход из человеков в боги. Наверное, это связано с тем, кто такие эти «боги», и как к ним вообще относились все остальные.

А как на самом деле? А вот вам маленькая статья с моими сокращениями старенького игумена монастыря Григориат на Афоне, который в прошлом году уже умер:
_______________________________________

Вопрос о предназначении нашей жизни является весьма важным, потому что он затрагивает наиважнейший вопрос для человека: Для какой цели мы находимся здесь на земле. Если же человек верно определится по данному вопросу, если он найдет свое действительное предназначение, то тогда он сможет правильно определиться и по другим повседневным вопросам его жизни, каковыми являются отношения его с другими людьми, его ревностные устремления, профессия, брак, приобретение и воспитание детей. Однако если же человек не определиться правильно по данному основополагающему вопросу, то тогда он не будет иметь успеха в поставленных им жизненных целях. Поскольку, какой смысл могут иметь те цели, когда в целом жизнь человека не имеет своей цели?

Уже в первой главе Священного Писания провозглашается цель нашей жизни, когда священный писатель нам говорит, что Бог создал человека «по образу и по подобию» Своему. Мы тем самым убеждаемся в великой любви, которой обладает единый в Троице Бог по отношению к человеку. Он не только желает человеку дать бытие с некоторыми дарованиями, некоторыми качествами, дать человеку некоторые наивысшие дарования в отличие от других творений, но Он хочет, чтобы человек стал богом по благодати.

Внешне человек оказывается как обладающий простым биологическим существованием, как в сущности и другие живые существа, животные. Безусловно, он является животным, но «живым существом…, которое стремлением к Богу достигает обожения», как его охарактеризовал свт. Григорий Богослов (Слово 38 на Богоявление или Рождество Христово). Только он является таким существом, которое отличается от всего сотворенного, только он является тем, кто может стать богом.

По «образу Божию» означает те дары, которые Бог даровал только человеку, отдельно от остальных Его созданий, так что они составляют образ Божий. Этими дарами являются: разумный ум, совесть, самовластие, то есть свобода, творческая способность, любовь и страстное стремление к абсолютному, к Богу, персональное самосознание или же все, что делает человека превышающим живые существа и что делает человека человеком и личностью.

То есть то, что человека делает личностью, все это является дарами «образа Божия».

Человек, являясь «образом Божиим призывается достичь «подобия», то есть обожения. Творец, Бог человека по природе призывает стать богом по благодати.

Итак, человеку дарованы от Бога дары для того, чтобы быть «по образу Божию» для того, чтобы достичь еще более высокого, достичь с помощью них подобия с Богом и своим Создателем, для того, чтобы иметь с Ним связь не внешнюю, нравственную, но личностное единение со своим Творцом.

Вполне вероятно, что для нас даже так дерзновенно говорить и мыслить, что целью нашей жизни является то, чтобы мы стали богами по благодати. Однако Священное Писание и Отцы Церкви от нас этого не сокрыли.

К сожалению, люди, находящиеся вне Церкви, пребывают в неведении, но в нем находятся и многие в Церкви. Потому что они считают, что целью нашей жизни является, в лучшем случае, просто лишь наше нравственное изменение, чтобы мы стали более лучшими. Хотя в тоже время из Евангелия и из Предания Церкви и от Святых Отцов нам передается то, что все это не является нашей целью. То есть что человек должен стать только лучшим, нежели он есть, нравственным, справедливым, воздержным, весьма внимательным. Все это человек должен обрести, но это не является главной целью, конечной целью ради которой Создатель наш и Творец создал человека. Но какова же эта цель? Обожение. В том, чтобы человек соединился с Богом, но не неким внешним и ощутимым способом, но онтологически, действительно. …

Поскольку человек является «призванным стать богом», то есть он был создан для того, чтобы стать богом, то если он не окажется на пути к обожению, он будет ощущать внутри себя пустоту, что ничего не идет по доброму. Он не радуется даже и в том случае, когда он старается скрыть пустоту иными видами деятельности. Он может одурманивать самого себя, выстраивать фантастический мир, но в тоже время быть бедным, малым, ограниченным и сам в себе ставить капкан и заключать себя в тюрьму. Он может с помощью разнообразного шума, напряжения, телевизора, радио, постоянной информации о чем бы то ни было стараться, как с помощью наркотика забыться, не думать, не беспокоиться, не вспоминать о том, что он идет неверным путем, что он сбился от своей цели.

Однако в конечном итоге не прекращается наказание современного человека, но вплоть до того пока человек не обретет это что-то иное, высшее, что реально существует в его жизни, истинную и творческую красоту.

Источник: Αρχιμανδρίτου Γεωργίου, καθηγουμένου της Ι. Μονής Οσίου Γρηγορίου. Η θέωσις ως σκόπος της ζωής του ανθρόπου. Ε Έκδοσις Ιερά Μονή Οσίου Γρηγορίου. Άγιον Όρος 2007,σελ. 12-16
Архимандрит Георгий (Капсанис), проигумен священной обители прп. Григория, Святая Гора Афон (+2014) «ОБОЖЕНИЕ КАК ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (Η ΘΕΩΣΙΣ ΩΣ ΣΚΟΠΟΣ ΤΗΣ ΖΩΗΣ ΤΟΥ ΑΝΘΡΟΠΟΥ)
via: http://apologet.spb.ru/
_______________________________________

Во-о-от. Кстати, мы с отцами — одним замечательным стареньким игуменом о. Е. и одним замечательным нестареньким иеромонахом о. К. — были у него, у отца-архимандрита, в гостях в Григориате. Он принял нас, сидя в инвалидном кресле, а переводчиком был один местный григориатский монах-афонит отец С. Отцы мои от смущения растерялись, не знали что говорить, смотрели друг на друга, только отец-игумен Е. что-то совершенно по-детски лепетал, а отец-иеромонах делал ему сложные знаки глазами и рукою. Из-за этого всего я тогда вообще растерялся: ведь я там вообще единственный мирской был, в келлии-то. А отец Георгий улыбался, глядя на нас, и терпеливо ждал. Наконец мои ребята-отцы взяли себя в руки и спросили у него всякое нужное. Поговорили они, вроде, всё решено, тут-то отец Георгий обратил свой взор на меня и спросил: «А ты — кто?» Я ответил, что я учу детей — единственно, на что меня хватило. И глупо разулыбался, покраснев до внутренностей в животе, почти насквозь покраснев. А проигумен священной обители прп. Григория архимандрит Георгий не пожал плечами, не кивнул головой, но глаза закрыл и открыл. Думаю, и этого-то мне было много, "много чести"…

Вот так вот размышляя, я и пришел на работу и вынужден был съесть испорченную шоколадку. Потому что покупал-то я её нормальную, в магазине, в красочной обёртке с надписью. А пришел ещё затемно, включил свет, открыл её, а она такая внутри вся сизая, как дым, нехорошая. Вот тогда-то я её и съел, я её и съел. Такие дела.
LinkLeave a comment

Comments:
From:[info]fly_larisa@lj
Date:February 12th, 2015 - 09:39 am
(Link)
А знаете, сизодымность у шоколада появляется в случае его переохлаждения. Ну положено шоколад хранить при температуре не ниже +15, а он, к примеру, несколько часов пролежал в фуре у магазина при разгрузке, а на улице минус 30, вот и померз. Налет этот на вкусовые качества не влияет сколько-нибудь заметным образом, отравиться перемороженным шоколадом тоже невозможно.

Прошу прощения за вторжение с сим мелким комментарием, стало жаль несчастную, ни за что попрекаемую,ни в чем не повинную шоколадку.
Я иногда заглядываю в Ваш журнал - восхититься медитативностью письма.
[User Picture]
From:[info]sasha_bor@lj
Date:February 13th, 2015 - 02:49 am
(Link)
это хорошо, что заглядываете ко мне, я рад этому, значит, не зря пишу. а шоколадка — да Бог с ней, это всего лишь начало и конец истории, хотя на вкус она была "не очень": по маркировке просрочена. зато сегодня мне досталась ничего себе так шоколадка: вкусная. это я так завтракаю: дома не успеваю совершенно, приходится завтракать шоколадом. красиво живу, да...)
[User Picture]
From:[info]rzhaksa@lj
Date:February 13th, 2015 - 05:09 am
(Link)
Кстати, "сизый дым" на шоколаде - признак того, что при его изготовлении использовалось какао-масло, а не всякая хрень ;) Что, конечно, сроков годности не отменяет.
From:[info]van81@lj
Date:February 16th, 2015 - 07:26 am
(Link)
Шоколадка как жизнь