29. Ты называешь свою деятельность творчеством. Не кажется ли тебе, что это слишком смело? Творчество — это ведь что-то очень такое высокое, нетленное, вечное…
Согласно Ожегову, творчество — это «создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей». Определение такое серьёзно грешит против истины, поскольку под него не попадают очень многие виды творческой деятельности (например, танец и воспитание детей), зато попадают очень многие виды нетворческой деятельности (например, графомания и рабский труд). Кроме того, в этом определении нечётко сформулированы понятия «новый по замыслу» и «ценности». По чьему замыслу, в каком смысле «новый» и кто будет определять ценность?
БСЭ определяет творчество ещё кривее: «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее». То есть, если, скажем, Вася Пупкин напишет роман в стихах, это творчеством ни в коем случае не окажется, даже если сей роман затмит собою всё наследие Александра Пушкина оптом.
Тот толково-словообразовательный словарь русского языка, который предложен порталом «Грамота.ру», даёт следующее определение: «деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей». В этом определении отсутствует то самое «новое по замыслу» или «качественно новое, никогда ранее не бывшее», что является недостатком первых двух определений. Однако проблему с «ценностями» такая трактовка творчества не снимает да к тому же добавляет новую проблему — проблему определения духовного.
Дальше я, с вашего позволения, в терминологические дебри углубляться не буду. Замечу только, что существующие на сегодняшний день определения (те, которые я встречала, а я их, честно скажу, встречала немного да и не выискивала специально) меня не удовлетворяют. Не удовлетворяют не потому, что я-де стараюсь подогнать определение под свою деятельность (согласно некоторым определениям, я таки занимаюсь творчеством, и внешней мотивации искать собственное у меня, следовательно, нет), а потому что все они в той или иной степени либо расплывчаты (как в случае с трактовкой «Грамота.ру»), либо попросту некорректны (как в случае с определением Ожегова), либо и то, и другое сразу.
Лично я на сегодняшний день определяю творчество как непринуждённое проявление своей личности в процессе осмысленного созидания. Это определение кажется мне вполне корректным: оно и графоманию исключает, и о фигурном катании не забывает, и гениального Пупкина не обижает, и заодно уж не требует углубления в трансцендентальные сферы. Есть, правда, и в нём неприятная деталь: оно намертво привязано к понятию «личность», которое мною до сих пор ещё вербально не определено. Но, по крайней мере, это его единственный минус, а на интуитивном уровне я сама личность от просто индивида худо-бедно отличить умею, а всех остальных пользоваться своим определением не заставляю.
Так вот, согласно собственному определению, я занимаюсь именно творчеством: непринуждённо проявляю свою личность, осмысленно созидая свою позицию, своё будущее и проекцию аспектов своей личности на систему символов. Таким образом, я имею полное право называть свою деятельность творчеством. Какова объективная ценность моего творчества, «высокое» оно или «низкое», нравится оно кому-то или нет и воздвигнут ли мне монумент потомки, я понятия не имею и вопросами такими не задаюсь.
А кокетничать и называть свою деятельность иначе — попросту не вижу смысла.
Пользуясь случаем, однако, с удовольствием выслушаю ваши мнения о данном мною определении творчества. А ещё мне интересно, как бы вы сами определили это понятие.