Шарилась сегодня по сайту МГУ (там очень приятная библиотека электронных ресурсов истфака, если кому интересно). Так вот, шарилась я, значит, по сайту альма-матери моей и дивилась разнообразным чудесам, и многажды восклицала. Ныне горю желанием донести до вас малую толику открывшегося.
Да будет вам известно, уважаемые о братья, что в МГУ появился факультет «биоинженерии и биоинформатики». Появился он там давно, но, поскольку прежде я не имела чести быть посвящённой, постольку же пребывала в неведении и лишь сего дня удостоилась вразумления. Чуть только я увидела название факультета, в моей голове сам собою начертался вопрос: на какой фундаментальной отрасли науки зиждется сия синекдоха? Ежели на биологии, то почему она целый факультет? «Нешто упразднили биологический?» — не без волнения подумала я и устремилась к списку факультетов.
«…и лаяй»
Не успела я пропеть здравицу биологическому факультету, как на меня снизошло новое откровение. Я узнала, что в МГУ, помимо факультета биоинженерии и, простите мою скверную латынь, биоинформатики, существует… факультет наук о материалах.
Известие об этом повергло меня в немалое изумление, так что задаваться вопросом о фундаментальной дисциплине, положенной в основу, et cetera, стало уж вовсе некстати; я скользнула взглядом по списку — и, едва переведя дыхание, едва утёрши слезы умиления, воскликнула: «Чудо! Чудо!»
Воистину чудо и не что иное, ведь выражение, к примеру, «фундаментальная медицина» применительно к университетскому факультету ничего другого, кроме чуда, означать и не может. Посудите сами, уважаемые о братья: если университетское образование фундаментально само по себе, то, выходит, образование, получаемое на факультете фундаментальной медицины университета, фундаментально в квадрате. Возрадуемся же за студентов, получивших возможность изучить медицину столь глубоко, что даже целого университета оказалось мало для пристойного их именования! Возрадуемся — и поглядим скорее семо и овамо.
«Высшая школа бизнеса (факультет)». Я специально оставляю кавычки, дабы каждый мог убедиться в правдивости моих слов. Список факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова включает в себя Высшую школу бизнеса (факультет). Скобки, сколь может постичь мой несовершенный ум, должны символизировать собою монокль в ознаменование того, что слушатели Высшей, да не побоюсь этого слова, школы бизнеса являются студентами Московского государственного университета. Имени М.В. Ломоносова, да, не забудем эту маленькую пашпортную подробность.
Факультет иностранных языков и регионоведения. Так и хочется воскликнуть: «Чур меня!» — да погромче, ведь учиться на факультете, в названии коего стоит такое слово, как «регионоведение», умный по доброй воле не станет. Поразмыслив, однако, нельзя не возрадоваться мудрости отечественных профессоров, которые в заботе о просвещении основали такой факультет, где даже и из дурака сделают умного. Осознав сие и устыдившись незнамо чего, я поскорее перешла к следующему факультету.
Факультет государственного управления. Ежели вы думаете, что в России две беды и что эти две беды суть дураки и дороги, вы ошибаетесь. Беда у нас одна, оная же — чиновники. А чтобы сие понять, не стоит и единого дня учиться на факультете государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова; смысл основания оного факультета для меня поэтому остался тёмен. Чаю грядущего откровения.
Факультет искусств. Я уж было решила, что он вырос из кафедры истории искусств исторического факультета, но кафедра никуда не делась — а факультетов прибавилось. На каком же поприще подвизаются студенты факультета искусств? О, из них растят зело незаурядных людей: «Мы, — гласит Концепция факультета искусств, — стремимся к тому, чтобы выпускники факультета обладали целостным видением мира, понимали закономерности и формы его отражения в искусстве, владели базовыми навыками создания произведений искусства (по видам), умели проводить их профессиональный анализ, вести экспертно-консультативную деятельность в области искусства». Мне, право же, от таких речей неловко… Уважаемые о братья, позвольте мне уступить свой ЖЖ сотрудникам факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова. Я не хочу отнимать у учёных кафедру. Подите прочь, на факультет искусств. Там вы постигнете «принцип интегративности» (обеспечивающийся «мерой системности») при помощи «конструктивно нового курса Интегративное искусствознание», каковой «включает в себя все основные виды искусства, как неприкладные… так и прикладные». Интегрировать «дверь» в прилагательное (по видам) вы сможете всего за четыре тысячи долларов в год (для плодовитого графомана пустяк). А я препояшу чресла и пойду туда со своим ЖЖ на ставку и научу руководство факультета куда как более кучерявым словам, чем «принцип интегративности». Нет, ей же ей! Всё моё отличие от факультета искусств МГУ им. Ломоносова состоит только в том, что я говорю по-русски и не взываю к имени Ломоносова.
Но не будем задерживаться в этих гостеприимных стенах, у нас впереди ещё многие удивительные открытия. Факультет мировой политики, к примеру. Вслушайтесь в слова «мировая политика» и, нимало не раздумывая, переходите к факультету глобальных процессов МГУ (да, да, его название так и пишется: «Факультет глобальных процессов МГУ»). Я радуюсь, как дитя, при виде сего факультета в списке прочих, ведь его присутствие там указывает на изрядный запас творческих сил университета. Разве есть на свете ещё одно высшее учебное заведение, которое готовит младых учёных не просто для себя лично, но для исследования собственных глобальных процессов? Каковы же, по мнению наследников Ушакова и Келдыша, сии «глобальные процессы»? «Выпускник факультета глобальных процессов, — гласит сайт МГУ, — будет подготовлен к профессиональной деятельности, направленной на анализ тенденций, событий и явлений в области глобальных, межрегиональных и региональных процессов и проблем различной природы и масштаба». Да, да, «проблемы различной природы и масштаба» — такой удел приуготовлен выпускникам отделения глобальных процессов. А ещё на сём факультете есть отделение педагогического образования (чу — глобальная связь между двумя отделениями! се принцип интегративности в меру системности, и оному вас научат на факультете искусств, но мы о другом). Отделение педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ возлагает на себя работу «в области образования и его организации, педагогической науки и подготовки» самых разных педагогических кадров, исключая, пожалуй, одних лишь учителей-предметников. Оно и правильно. Учителей готовить — блуд, зане им всё равно не платят. Отрадна же и другая приписка: «Студентам Московского университета предоставляется УНИКАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ получить два образования одновременно: диплом по основной специальности и диплом преподавателя». Этим кратким и красноречивым утверждением учёные мужи являют миру свою безграничную прозорливость, ведь крохотную приписку «преподаватель дисциплины» в основном дипломе выпускника подлый человек чего доброго может и не заметить. С двумя же уникальными дипломами выпускнику не понадобится никаких приписок.
С вашего позволения, уважаемые о братья, я перечислю оставшиеся нововведения списком, он короток и не отнимет у вас много времени. «Высшая школа перевода (факультет)» (это цитата). Московская школа экономики МГУ. Физико-химический факультет (это наверняка чистое озорство, ведь в МГУ есть и физический, и химический факультеты по отдельности). «Высшая школа государственного администрирования (факультет)» (вы видите кавычки, не правда ли?). Факультет военного обучения (сколь дивны дела университетские!).
Надо ли говорить, что я истово и пристрастно ознакомилась с содержанием отдельных страниц каждого из упомянутых здесь факультетов? Надо ли сообщать, что эти страницы на радость нам всем испещрены выражением «фундаментальная наука» во всех его формах, чудесным образом сочетаванных со словами «производство» и «технологии».
Вот так аз, недостойная, оказалась посвящена в дерзновенные помыслы учёных мужей о реформации, глобально встроенной по видам в фундаментальные дисциплины на основе принципа умеренной интегративности, — и, исполнившись духа, запечатлела несовершенным слогом своим всё увиденное в назидание потомкам и вам, уважаемые о братья, на радость.
Писано впотьмах левою пяткою февраля одиннадцатого дня лета две тысячи шестого от известного нам всем события, аллилуйя с тризевною.