Обещала в одной из дискуссий дать несколько определений.
Даю.
Нация — совокупность людей, исторически использующих для своих нужд единую систему символов.
Это, возможно, неполное определение, у него должно быть, скорее всего, дополнение в виде «а люди эти имеют в норме такие-то и такие-то биологические параметры», но такое определение не является избыточным только в контексте сопоставления нации и, к примеру, расы. Я же сопоставляю нацию и народ, и, как будет видно ниже, для моих целей сказанного вполне достаточно.
Народ — совокупность людей, доступным образом осваивающих единую территорию и творящих единую систему символов. Русский народ; артельный народ; горный народ; советский народ.
Разница, как можете видеть, в отношении к системе символов: нация всего лишь пользуется ею, тогда как творит систему символов народ.
Единая система символов — это система условных знаков, каждый из которых понятен каждому представителю народа, творящего данную систему. Это культурный базис, если очень грубо. У народов со сходными условиями обитания культурные базисы аналогичны друг другу.
Культурный базис следует отличать от культурной надстройки, то есть от творчества более высокого порядка. Знаки, использующиеся в этой системе символов, не обязаны быть понятными для каждого представителя народа, но именно степень их разнообразия и сложности говорит нам о стадии развития данной культуры. Чем более разнообразна и сложна культурная надстройка, тем охотнее мы признаем, что народ, создающий эту культуру, высокоразвит.
Понятно, что при таком подходе к вопросу народ первичен по отношению к нации, и поэтому я хочу сразу объяснить вот что.
Народ естественным образом складывается из тех людей, которые проживают поблизости друг от друга и объединены общими интересами. Таким образом, основу значительной части народов составляют люди, принадлежащие к одной нации. Биологически нация, разумеется, первична.
Однако в социальном плане первичен именно народ — та общность, которая творит систему символов. Народ не идентичен нации. В один и тот же народ могут входить представители разных наций. На основе одной и той же нации могут появиться несколько народов. Один или несколько народов могут без ущерба для собственных систем символов входить в состав другого, более крупного народа (для нации аналогичный вариант — стать частью другой нации при сохранении собственной национальной идентичности — исключён). Одна и та же нация может использовать системы символов, созданные многими народами.
Если значительная часть нации являет собою народ, она имеет право присвоить своё название данному народу. Но отождествлять саму нацию с народом некорректно, поскольку как таковая нация лишь использует систему символов, создаёт же её народ.
Нация — это биологический феномен. Не являясь частью народа, но пользуясь предоставленной народом системой символов, она паразитирует на народе.
Народ — феномен социальный. И паразитировать на чём бы то ни было он по определению не может. В народ по определению входит только трудящееся население.
Это, разумеется, мои личные определения, и я привожу их для того, чтобы вы имели возможность правильно понять меня, если я когда-нибудь заведу речь о нации или народе.