Музыка: | Barnabas - Approaching Light Speed |
Обещался ответить на этот постинг
realcorwin@lj
Пожалуй, начну благословясь, закончить сегодня не успею.
Учение Христа несло новизну: он отвергал гневного и "справедливого" старозаветного бога и провозглашал бога нового, милостивого и "добросердечного". Он отвергал и традиционное стремление обрести святость через точное следование ритуалу, вместо этого проповедуя веру и любовь к богу и людям.
Может быть, это прозвучит недружелюбно, но, боюсь, я должен заметить, что уже эта фраза указывает на решительное незнакомство с источниками. Иисус не отвергал гневного и "справедливого" старозаветного бога и не провозглашал бога нового.
1.Об отношении Иисуса с Богом Ветхого Завета.
Для Иисуса Отец - это именно тот Самый Бог Израилев, на принадлежность которому претендуют фарисеи:
Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
(Иоан.8:54,55)
Иисус указывает В.З. Писания, слово этого самого В.З. Бога, как на безусловно заслуживающий доверия источник, более того, Он ссылается на них в подтверждение своих полномочий:
Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.(Иоан.5:39)
Искупительное служение Христа, как свидетельствует Он сам, тоже предсказано в Ветхом Завете:
впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.(Матф.26:24)
Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.(Матф.26:31,32)
Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, [надлежит] много пострадать и быть уничижену.(Мар.9:12)
Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.(Мар.14:49)
Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
(Лук.18:31-33)
ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.(Лук.22:37)
И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
(Лук.24:44,45)
Цитировать все места, где Иисус обращается к Ветхому Завету как к Слову Божию, было бы очень долго - в большинстве изданий Библии указаны ссылки, и Вы легко найдете множество обращений к Ветхому Завету на любой странице Евангелия. Для Иисуса в Ветхозаветном Писании говорит истинный Бог, например:
Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
[Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
(Мар.12:24-27)
2.он отвергал гневного и "справедливого" старозаветного бога и провозглашал бога нового, милостивого и "добросердечного"
Бог Ветхого Завета милостлив. Я понимаю, Библия книга толстая, редкая птица долетит до середины и т.д., но в таком случае лучше и воздержаться от высказываний о ее содержании. Я не могу копировать сюда все места В.З., где провозглашается милость Божия, их очень много только некоторые:
ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.(Пс.99:5)
Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.(Ис.49:15)
Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя.
Горы сдвинутся и холмы поколеблются, - а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.
(Ис.54:9,10)
Новый Завет, в свою очередь, отнюдь не проповедует Доброго Дедушку Мороза - причем наиболее пугающие слова о суде и необходимости покаяния, чтобы избежать его, произносит именно Иисус:
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира....
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
....
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Матф.25:34-46)
После смерти Христа, жизнь его обросла легендами, взятыми в большей своей части из предыдущих религиозных представлений.
Автор не уточняет, о каких именн религ. представлениях идет речь. А это было бы интересно. Однако про обрастание легендами - это миф популярный, и его стоит рассмотреть подробнее.
Может ли жизнь выдающихся личностей обрастать мифологическими подробностями? Вообще-то да, может. Жития святых - яркий пример; чем более позднюю версию мы имеем, тем больше в ней отсебятины и явно фантастических подробностей. Однако этот процесс имеет свои особенности -
а)он требует значительного времени.
Например, я читал повествование о том, как некая святая, будучи приведена язычниками в капище и принуждаема к поклонению идолам, призвала имя Господне, отчего демонам стало так нехорошо, что капище рухнуло, побив множество язычников. Язычники же повлекли святую в другое капище, где произошла та же история. Три капища обрушилось, пока язычники усекнули святую мечем. Очевидно, рушашиеся капища - это уже средневековый трэш, хотя вполне вероятно, что святая - действительно святая, и действительно приняла смерть от меча за веру во Христа. Такие смачные подробности можно добавлять только тогда, когда история ушла в легендарное прошлое, никого из возможных свидетелей не осталось в живых, рассказчиков от событий отделяют века и страны. Про новомучеников ХХ века таких историй не рассказывают - события недостаточно удалены от нас во времени.
б)он соотвествует определенным культурным ожиданиям.
Ожидается, что святой будет творить впечатляющие чудеса - вот он их творит, чем версия позднее, тем более потрясные. Однако святой не творит ничего, что решительно не вписывалось бы в рамки культуры составителя житий.
С Евангелием все это не так; рассмотрим это подробнее.
Евангелие в первоначальном значении слова - это даже не текст, это определенное возвещение, греч. "керигма". Возвещение это состоит в том, что Иисус из Назарета, распятый и погребенный, воскрес, что Он есть предреченный пророками Мессия, более того, некто, отождествляемый с Самим Богом - Спаситель, Господь, эсхатологический Судия; в свете этих фактов люди призываются покаяться и уверовать в Него.
Соотвествовало ли это ожиданиям среды? Это была среда иудеев - людей, воспитанных в строжайшем монотеизме; как отмечает К.С.Льюис именно члены этого народа были в наименьшей степени склонны обожествлять кого бы то ни было. С точки зрения своей культуры они проповедовали вещи совершенно немыслимые. Приведу пример. Если некий человек скажет, что покойный о.Александр Мень как-то превратил кирпич в буханку, это мифологизация. Человек воспринимает (думаю, с некоторым основанием) о.Александра как святого, отчего бы святому и не сотворить такого чуда. Однако в рамках мифологизации абсолютно невозможно представить себе утверждения, что о.Александр Мень объявил себя предвечным Сыном Божиим, эсхатологическим Судией и Спасителем, и пообещал вернуться во славе судить живых и мертвых. Такого верующие приписывать своему святому не стали бы никогда. Потому что в образ православного святого такие утверждения не лезут абсолютно.
Так вот, еще меньше они лезут в образ благочестивого Равви 1-века. Восторженные ученики (по прошествии значительного времени) могли бы приписывать своему Равви чудеса - это да, такие примеры есть. Но приписать ему слова, которые с точки зрения их религии и их культуры были немыслимой ересью - это уже сильно вряд ли. Ни отождествлять себя с Богом, ни обещать вернуться во славе, ни воскресать из мертвых у благочестивых равви 1 века было как-то не принято.
Второй важный фактор - время. Большинство Новозаветных текстов (утверждающих и божественную природу Иисуса, и Его искупительно служение) написаны при жизни первого-второго поколения учеников Иисуса, и написаны в среде этих самых учеников. Предостаточно свидетелей евангельских событий - как уверовавших, так и их противников - еще были живы. То, что мы имеем в Новом Завете - это именно свидетельство, не преданья старины глубокой, но то, что известно достаточному числу людей, которые еще живы.