Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет silva2103 ([info]silva2103)
@ 2009-12-13 02:57:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
~~ 2 ~~…словно на меня солнцем брызнуло...

Ее поэтический дебют был исключительно удачным. "После Фета я не помню ни одного настоящего поэта, который так бы завоевывал, как она, "свою" публику", - писал хорошо знавший ее еще в юности писатель Василий Иванович Немирович-Данченко, брат основателя МХАТа. Он вспоминал свое первое впечатление от ее стихов: "словно на меня солнцем брызнуло".

Не менее ярким было и впечатление от самого автора: "Наивная, застенчивая, мерцавшая ранним огнем прелестных глаз… Родилась и выросла в тусклом… Петербурге, - а вся казалась чудесным тропическим цветком, наполнявшим мой уголок странным ароматом иного, более благословенного небесами края". Мемуаристы, вспоминавшие Лохвицкую, в основном единодушны в своих восторгах. ОТСЮДА


…Ей к лицу было имя Мирра, роскошно-благоуханное и изнеженное…

... душа... не страдающая расколом духа и плоти, а глубина ее была солнечная глубина, исполненная светом, и потому не казавшаяся глубиной непривычному взгляду… (Вяч. Иванов  -  Вопросы жизни, 1905.  № 9. С. 292-293)
64.14 КБ


В моем незнаньи — так много веры
В расцвет весенних грядущих дней,
Мои надежды, мои химеры,
Тем ярче светят, чем мрак темней.

В моем молчаньи — так много муки,
Страданий гордых, незримых слез,
Ночей бессонных, веков разлуки,
Неразделенных, сожженных грез.

В моем безумьи — так много счастья,
Восторгов жадных, могучих сил,
Что сердцу страшен покой бесстрастья,
Как мертвый холод немых могил.

Но щит мой крепкий — в моем незнаньи
От страха смерти и бытия.
В моем молчаньи — мое призванье,
Мое безумье — любовь моя.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ МИРРЫ ЛОХВИЦКОЙ


Почему она взяла в юности имя Мирра?

В сети можно встретить такую версию, хотя и без ссылки на источник: по семейному преданию, ее прадед, известный поэт-мистик, Кондратий Андреевич Лохвицкий произнес фразу: «…ветер уносит запах мирры...».  С именем Лохвицкой связано много НЕДОРАЗУМЕНИЙ

Надежда Тэффи – младшая сестра – предложила другую версию:

…все в нашей семье с детства писали стихи. Занятие это считалось у нас почему-то ужасно постыдным, и чуть кто поймает брата или сестру с карандашом, тетрадкой и вдохновенным лицом – немедленно начинает кричать:

— Пишет! Пишет!

 

Пойманный оправдывается, а уличители издеваются над ним и скачут вокруг него на одной ножке: 

— Пишет! Пишет!

Вне подозрений был только самый старший брат, существо, полное мрачной иронии. Но однажды, когда после летних каникул он уехал в лицей, в комнате его были найдены обрывки бумаг с какими-то поэтическими возгласами и несколько раз повторенной строчкой:

О Мирра, бледная луна!

Увы! И он писал стихи!

Открытие это произвело на нас сильное впечатление, и, как знать, может быть, старшая сестра моя Маша, став известной поэтессой, взяла себе псевдоним «Мирра Лохвицкая» именно благодаря этому впечатлению.

 

dd  aa dd

Совершенно примечательное явление – дети Лохвицких, многие из которых оставили след в литературе. Старшая из сестер - Мария (поэтесса Мирра Лохвицкая) и Надежда (писатель-сатирик Тэффи) – самые известные. Но отношения между сестрами - двумя яркими личностями складывались непросто.


"Никогда не догнать мне эту Машу!»
– это признание маленькой девочки – будущей писательницы Тэффи. Маша была старше, и во всем - первая.
15.01 КБ

…Я тогда печататься не хотела, потому что одна из моих старших сестер, Мирра Лохвицкая, уже давно и с успехом печатала свои стихи. Мне казалось чем-то смешным, если все мы полезем в литературу. Между прочим, так оно и вышло. Кроме Мирры (Марии), другая моя сестра, Варвара, под псевдонимом Мюргит, помещала свои очерки в «Новом времени», а пьесы ее шли в «Кривом Зеркале», а самая младшая, Елена, тоже оказалась автором нескольких талантливых пьес, шедших в разных театрах…
ТЭФФИ


 

dd  aa  dd149.76 КБ   БИОГРАФИЯ МИРРЫ ЛОХВИЦКОЙ


Мария Александровна Лохвицкая родилась 19 ноября (2 декабря) 1869 г. в Петербурге в семье известного в то время адвоката, Александра Владимировича Лохвицкого.
А.В. Лохвицкий принадлежал к кругу ученых юристов. Он был доктором прав, автором курса уголовного права и других сочинений и статей, по словам современников, «отмеченных ясностью и талантом изложения». Практиковал как адвокат – точнее, присяжный поверенный. Его выступления привлекали аудиторию блестящей диалектикой и замечательным остроумием.
Мать, Варвара Александровна происходила из обрусевшей французской или немецкой семьи. Она была начитанна, увлекалась литературой, и в семье царил культ книги.


Мария закончила  Александровский институт в Москве и в 21 год вышла замуж за сына профессора архитектуры Евгения Жибера, тогда студента, а позже - инженера-строителя. Детей у поэтессы было пятеро, и все - мальчики.

По единодушному свидетельству мемуаристов, несмотря на «смелость» своей любовной лирики, в жизни Лохвицкая была «самой целомудренной замужней дамой Петербурга», верной женой и добродетельной матерью.

Рекомендую превосходный сайт к 100-летию со дня смерти М.Лохвицкой - О ПРОЕКТЕ>

Image


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

Некрологи
[info]silva2103@lj
2009-12-19 22:41 (ссылка)
Лохвицкая скончалась 27 августа (9 сентября) 1905 г. Некрологи появились практически во всех центральных газетах и во многих журналах.

…Известие о смерти Лохвицкой-Жибер поразило весь литературный мир как неожиданный удар грома: как-то не хотелось верить, что так внезапно угас этот прекрасный талант, и оборвалась навсегда его чудесная песнь.
Московские ведомости, 1905, 7 сентября. № 245. (Ю. Загуляева «Петербургские письма».)


Биржевые ведомости, 1905, 30 августа. (А.Измайлов)

Умерла самая видная и, – я бы сказал, – единственная, если применять строгую и серьезную точку зрения, русская поэтесса Мария (Мирра) Александровна Лохвицкая. Певица любви и страсти и мистики любви и страсти…
… Должны сохраниться от Мирры Лохвицкой некоторые песни высокой красоты. Алмазы теряются в оставленной ею груде, где попадается и простое стекло, и малоценные стразы. Разумеется, не все исчерпывается у нее одним отмеченным чувством. И не один перл найдется среди ее «пейзажей», дум и фантазий. Пускай ей суждено было «стремиться вверх, скользя над бездной», потому что в ней «слилось сиянье дня со мраком ночи беспростветной», – но ей была ведома тайна настоящей красоты, и она спела красиво, искренно и смело ту Песнь Песней, которую до нее на русском языке не спела ни одна поэтесса…
…Пламенная, страстная, женственно-изящная, порой в своих стихах слишком нервная, почти болезненная, но всегда индивидуальная, она явилась странным сочетанием земли и неба, плоти и духа, греха и порыва ввысь, здешней радости и тоски по «блаженству нездешней страны», по грядущему «царству святой красоты»…
…Отсутствие сильных и равных ставило ее явно первою среди женской поэзии. И за ее смертью в этих рядах уныло и пустынно.




Театр и искусство, 1905, № 37 (Леонид Галич <Л.Е. Габрилович>)

Вчера мы хоронили ее – такую яркую, весеннюю, солнечную – в такой дождливый и пасмурный день. Хоронили знойный талант, казавшийся ненужно-блистательным в плаксивых чеховских сумерках.
Она была душою не с нами – эта женщина, влюбленная в сказку…
В Мирре Александровне Лохвицкой мы потеряли жгучий талант, и притом – талант-самородок. Ни тени подражательности или манерности не лежало на ее звонких стихах, всегда искренних в своей наивной цветистости.
Дар Лохвицкой сложился вне школы, вне влияний оранжерейной культуры. В ряду новейших поэтов, с которыми ее роднит многое и не только в красоте формы, освобожденной от мертвящих условностей, но и в строе поэтических ощущений, в ряду искателей и провозвестников новизны – Лохвицкая стоит особняком. В ее стихах – волны эмоций, а не холодные узоры прозрений, не мысли, застеклившиеся как льдинки.
С Миррой Лохвицкой ушла из литературы яркая всенародная поэтесса. Я не хочу этим сказать, что ее читал весь народ и что она уже – в хрестоматиях. Кого больше читают – Мирру Лохвицкую или Валерия Яковлевича, – этим еще, конечно, не определяется, кто из них более всенароден.
Лохвицкая всенародна в том смысле, что стихи ее увлекают и зажигают совершенно независимо от того, какой уровень подготовленности читателя. Она не поэтесса кружка, не виртуоз, поющий для виртуозов, а певица, равно доступная всем. В стихах новейших поэтов чарует переливчатость мыслей, ореолы, красивые и манящие, в которые облечены символы. В стихах Лохвицкой – огонь ощущений, пробуждающих ответный огонь. В них тревожащий и одуряющий аромат неведомых доселе эмоций. Она нашла новые способы, чтобы властно шевелить душу. В другую сторону идут наши поэты. Кто пойдет за ней?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Некрологи
[info]silva2103@lj
2009-12-19 22:43 (ссылка)
Вопросы жизни, 1905. № 9. С. 292-293 (Вяч. Иванов)
«Богам желанный умирает молодым», – суеверно и мудро говорили эллины…
…Да, боги любили Мирру: оттого ее песнь лилась с несравненною мелодическою легкостью и грацией, – «легкою стопой приближается божественное».
Хариты любили ее, но больше всех богов возлюбила бессмертная Афродита со своим крылатым сыном – Эротом.
Покойная поэтесса каждым трепетом своей стройной лиры служила ей, золотокудрой богине, – ее священная голубица, – и эта коренная природная связь ее гения с божественной стихией Киприды-Анадиомены уподобила ее древней Сафо: недаром и слыла она «Русскою Сафо».
Ей к лицу было имя Мирра, роскошно-благоуханное и изнеженное. Как Иония.
В ней была древняя душа, страстная и простая, не страдающая расколом духа и плоти, а глубина ее была солнечная глубина, исполненная светом, и потому не казавшаяся глубиной непривычному взгляду.




Московские ведомости, 1905, 7 сентября. № 245. (Ю. Загуляева «Петербургские письма».)
…Последние дни ее жизни были сплошным мучением. Ни днем, ни ночью не знала покоя бедняжка от нестерпимо острых страданий, и, наконец, страдания эти приняли такой ужасающий характер, что пришлось прибегнуть к впрыскиваниям морфия. Под влиянием морфия больная и спала последние свои два дня… и так и скончалась, бессознательно заснула, не зная, что умирает…
И я видела ее, высоко лежащею в белом металлическом гробу… вокруг головы широким как бы венком была расположена гирлянда живых нежно-розовых роз, на ручках гроба благоухали букеты пышных роз, и многочисленные венки у подножия гроба тоже состояли почти исключительно из живых роз…
Не допев те прекрасные песни любви, которые так поэтично пела эта безвременно угасшая жрица поэзии, она лежала теперь перед нами среди цветов любви…
Известие о смерти Лохвицкой-Жибер поразило весь литературный мир как неожиданный удар грома: как-то не хотелось верить, что так внезапно угас этот прекрасный талант и оборвалась навсегда его чудесная песнь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Некрологи
[info]silva2103@lj
2009-12-19 22:44 (ссылка)
Московские ведомости. 1905, 15 сентября. № 253. (Е. Поселянин «Отзвеневшие струны").

Она была за последнее десятилетие, несомненно, самою крупною величиной среди русских молодых поэтических величин.
Одни, как г. Бунин, недостаточно ярки. Другие, как безвременно погибший под Цусимой лейтенант С. (Случевский), недостаточно выяснили свою литературную принадлежность. Третьи, как г. Бальмонт и более юные поэты-символисты (гг. Андрей Белый, Леонид Семенов) дают среди вороха малопонятных сумбурных творений лишь небольшое количество стройных и подчас прекрасных вещей.
Г-жа Лохвицкая обладала одним из отличительных признаков истинного дарования – чрезвычайною понятностью содержания и определенностью формы.
…как ни смотреть на эту непосредственность ее поэтической исповеди, в ней была великая искренность, которая и создала ее успех, вместе со звучною, блестящею, чрезвычайно отвечавшею настроению данного стихотворения, формой.
Успех этот был несомненен. Томы ее стихотворений раскупались.
Помню, как несколько лет назад я спрашивал у умершего теперь поэта К.К. Случевского (отца другого поэта, талантливого лейтенанта С.), как идут его книги?
— Стихи идут у всех плохо, – откровенно отвечал он. – Только Лохвицкая идет бойко.
В Лохвицкой была покоряющая сила, которая не может не создать успеха художнику, в какой бы области он не действовал: будь он живописец, артист, музыкант, поэт.




Новости дня. 1905. № 7987.

Моя душа – живое отраженье
По небесам тоскующей земли.

...Кто живет песнью и солнцем, тот не живет долго. На Лохвицкой как нельзя более оправдалось это грустное предсказание Красинского детям весны и света.

И десяти лет не прошло еще с тех пор, как впервые зазвучал ее юный голос, жгущий, как дыхание южного ветра, призывающий к любви и благословляющий страдание.
Она была высоко над немой юдолью забот и печалей и жила словно в ином счастливейшем мире, где все – красота и блаженство, бесконечная, хрустально-искристая сказка…
…Ее жгучие грезы были вскормлены общечеловеческой скорбью о недосягаемом счастье, ей слышались райские хоры, но слышались сквозь унылые звоны монотонных напевов земли.
В стремлении свести провидимое небо на землю, а не в стремлении отойти от земли, была трагедия ее души, разделившейся между двумя стихиями, для которых не может быть примирения.
И отсюда этот пожирающий, испепеляющий пожар ее души, пожар ее страсти и безумье «ничтожных» мечтаний, бегство от «наветов унынья», встреченное с недоуменным, но горьким укором.
"Царица нарядных стихов», она неразрывно была связана с нашим сереньким миром печалей, лучистыми нитями своей тоски за несчастную землю, обагренную кровью, изнывающую в удушливой атмосфере злобы, бессилия и обыденщины.
Она ободряла нас на пути к вожделенному граду, даря нам отражение лучшей, изящной жизни в красоте и свете, к которой так беззаветно стремилась ее душа, белоснежный лебедь, рвущийся в

"…мир свободы,
Где вторят волнам вздохи бурь,
Где в переменчивые воды
Глядится вечная лазурь"


на сайте (http://www.mirrelia.ru/)

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -