Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет silva2103 ([info]silva2103)
@ 2014-01-19 22:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
*** «…Действительно, разве живой и веселый может быть великим?»
Титульный лист книги П.А. Дукмасова "Со Скобелевым в огне" Продолжение Белый генерал. А знала его вся Россия!

И вот - всенародное обожание! В каждой крестьянской семье – портрет рядом с иконой. На фантиках и обертках конфет, пряников, папирос – его имя.
Он родился в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (по н.с.), и комендант Петропавловской крепости генерал от инфантерии, повесив над люлькой шпагу с надписью «За храбрость», предопределил будущее внука.

«В нем все было наизнанку, наоборот бюрократической мертвенности, — вспоминал современник. — Он не мог слышать формализма без дела, без разума, без нужды...».

Первое, что я вчера нашла о Скобелеве - Андрей ПОЛОНСКИЙ~~~Несколько зарисовок к портрету «белого генерала»:
О Скобелеве спорили все кому не лень: кто он такой — герой, гений, бретер, насмешник, пустой человек, любивший шутить со смертью?
Один умник из числа былых однополчан генерала рассказывал, как однажды он со Скобелевым обезглавил петуха с соблюдением всех воинских формальностей и ритуалов, — и вопрошал: «Разве такой человек может быть великим полководцем?»
Действительно, разве живой и веселый может быть великим?

*****
Скобелев иногда прямо говорил людям: «Я посылаю вас на смерть, братцы. Вон видите эту позицию? Взять ее нельзя, да и брать ее я не думаю. Нужно, чтобы турки бросили туда все свои силы, а я тем временем подберусь к ним вот оттуда. Вас перебьют — зато вы дадите победу всему моему отряду. Смерть ваша будет честной и славной смертью», — и надо было слышать, каким «ура» отвечали своему вождю эти посылавшиеся им на смерть люди».
*****
Уже взяв основную крепость Геок-Тепе, Михаил Дмитриевич совершил свой последний подвиг, в чисто скобелевском стиле, ставший, увы, как бы эпилогом к его военной карьере.

Генерал ехал в еще непокоренный Ашхабад, когда ему повстречались несколько сот текинцев в праздничных костюмах и полном вооружении — цвет местного юношества, отборная часть войска.
«Скобелев обратился к ним с какими-то укорами. Они изъявили покорность.

— А если вы попробуете восстать, то я накажу вас примерно.
— Текинцы никогда не лгут...
— Если так, господа, — обратился генерал к своей охране, — не угодно ли вам ехать обратно. Текинцы составят мой конвой.
И тут совершилось небывалое. Генерал один, окруженный семьюстами отчаянными врагами, верхом поехал в Ашхабад. Двадцать верст они сопровождали его. И, разумеется, ни его прежние победы, ни страх его имени не могли составить ему такой популярности между ними, как эта поездка. С той минуты он стал кумиром уже всего племени теке», — рассказывает Василий Немирович-Данченко.

*****
Книга «Герою Скобелеву, полководцу Суворову равному». Из Предисловия к книге П.А. Дукмасова «Со Скобелевым в огне»:

Та громадная популярность, которою пользовался Скобелев не только среди армии и своего народа, но и во всей Европе, то обаяние, которое производил он на подчиненных ему офицеров и солдат (даже на совершенно посторонних людей), увлекая за собой в бою почти на вирную гибель – все это под руку только человеку недюжинному, человеку с сильною душой, с высоким нравственным духом. Одно имя Скобелева имело магическое действие… Известно всем, какой страх наводил на турок наш знаменитый «ак-паша» одним своим появлением на позиции, одною своею белою фигурой!

Трусов Скобелев делал храбрыми, нерешительных – отважными! Невольно вспоминается старая пословица, что «стадо баранов, предводимое львом, лучше стада львов, предводимого бараном». Будучи сам человеком замечательно подвижным, деятельным, энергичным, Скобелев и окружавшим его лицам не давал никогда покоя…

Солдаты буквально обожали, чуть не боготворили своего молодого полководца, и одно слово его так электрически действовало на них, так их одушевляло, что они львами, совершенно бессознательно, лезли вперед на почти верную гибель, на целый лес неприятельских штыков…
Скобелев Михаил Дмитриевич
*****
Из Главы IV
С тех пор, как Скобелев поселился в траншеях, к нам нередко заглядывали не только посторонние офицеры, посылаемые по делам службы, но даже совершенно частные люди, по собственной охоте.
Затем к нам в траншеи явился новый гость - корреспондент «Нового Времени», Василий Иванович Немирович-Данченко… Скобелев принял его радушно, любезно… пригласил его на обед, который был, по обыкновению, с музыкой, и Немирович-Данченко остался в восторге от нашей боевой обстановки, от обеда под пулями.
*******
В свите главнокомандующего приезжал навещать Скобелева также отец его - почтенный, всеми уважаемый генерал-лейтенант Дмитрий Иванович Скобелев 1-й.

Со своею обычною добродушною улыбкой Михаил Дмитриевич рассказывал нам после, как он, воспользовавшись «размягчением родительского сердца», взял слово с «папаши», что последний непременно пришлет для всей его дивизии 10,000 полушубков.

— Ты запиши за мной, сказал я ему;— а потом я тебе возвращу эти деньги... Конечно, и не подумаю! У него денег тьма-тьмущая, на что ему столько? Впрочем, он и не будет в претензии, если я не отдам ему их! У него только трудно выпросить! Вот, значит, господа, контузия не прошла без пользы!
Мы все, конечно, от души хохотали, слушая этот откровенный рассказ Скобелева о его остроумной и полезной хитрости.
Действительно, через некоторое время полушубки были получены и розданы солдатам, к их великому удовольствию.

*******
Популярность «белого генерала» с каждым днем все более и более увеличивалась не только в народе (как гласили газеты), но и среди войск действующей армии, особенно же окружавших Плевну. Солдаты часто, преимущественно по вечерам, когда фантазия особенно разыгрывается, рассказывали про него разные небылицы: что он заколдованный, что от него отскакивают пули и пр. Я не раз слышал это собственными ушами. Словом, вера в него росла с каждым днем.
***
На все его предложения о прекращении войны текинцы отвечали отказом. Неприятель нападал на караваны, нарушал связь, совершал вылазки… Текинцы сражались с фанатичным упорством. Несмотря на их огромное количественное преимущество… регулярные войска, обладавшие значительным военно-техническим превосходством, овладели крепостью.
К удивлению ожидавших расправы туркмен, грозный начальник приказал русским солдатам собрать раненых, и русские врачи приступили к их перевязке и лечению. Но особенно поразило текинцев объявление о передаче городу продовольствия.
— Из рабов мы стараемся сделать людей, — говорил генерал. — Это поважнее всех наших побед.


*******
ИЗ ПРИКАЗОВ СКОБЕЛЕВА

Год 1876-й. Туркестан. Впереди необъятная пустыня, зыбучие пески, безводье.
«Я знаю и оцениваю те поистине неимоверные трудности, с которыми... придется бороться начальникам казачьих частей, но в исполнении этого святого долга они могут всегда рассчитывать на мой совет и на душевную поддержку. Мне слишком дорога казачья доблесть, чтобы всегда с любовью не относиться ко всем нуждам вверенных мне казачьих частей...»

Андижан, год 1876-й.
«Людям Н-ской сотни стыдно вести себя так, как они вели себя до сих пор. Кто может забыть, что лежачего не бьют, что честный солдат должен быть грозен только перед неприятелем на войне, а не стоя на квартирах...»

Коканд. год 1877-й.
«Прошу (господ командиров) в особенности хлопотать, чтобы люди в ответах не были деревянными и чтобы задолбленных ответов не было. Пусть лучше (солдат) скажет бессвязно, да свое, да чтобы было видно понимание...
Отъезжая в действующую армию... мне остается желать лишь одно, чтобы в самые трудные минуты боевого испытания я бы сражался с такими же молодецкими, с такими же доблестными войсками, как те, с которыми мне здесь пришлось служить и сражаться... Прошу не поминать меня лихом, и только надежда на близкое столкновение с неприятелем может, хотя отчасти, заглушить глубокую скорбь расставания с ними...»






Болгария. Плевна. 5 октября 1877 года.
«Дело, за которое взялся за оружие миролюбивейший из монархов, наш августейший государь, дело правое, на котором лежит благословение Божие. Оно будет славно окончено... Скоро и нам предстоит боевое испытание, прошу всем об этом знать и крепить дух молитвою и размышлением, чего требует от нас долг, присяга и честь имени русского...»

Адрианополь. 10 января 1878 года.
«Поздравляю вверенные мне храбрые войска с занятием второй столицы Турции. Вашею выносливостью, терпением, храбростью приобретен этот успех... Порадовали вы государя-императора, порадовали вы нашего августейшего вождя, порадовали всю Россию».

Селение св. Георгия. 22 февраля 1878 года.
«Отныне мы стоим здесь в стране дружественной. Отношения наши к побежденному народу должны быть не только законно-правильными, но и великодушными, ибо храброе русское войско искони не умело бить лежачего... Я убежден, что вверенные мне храбрые войска не помрачат своей бессмертной славы».

Приказы Скобелева даже сугубо штатские люди знали наизусть, фразы, заимствованные из них, легли в основу бессчетного числа выпускных работ учащихся кадетских корпусов и слушателей академий.
*******
Ах, как хотелось простым людям услышать, что Скобелев не умер, что сообщения о его кончине всего лишь досадная ошибка или досужий вымысел «желтой» прессы. Но... Шло время. Горечь утраты не утихала. И вдруг со скоростью молнии по России прошел слух — жив-живехонек «белый генерал», будто бы объявился он в Болгарии, где собирает войско в защиту братьев-славян. Пошли разговоры, что смерть Скобелева в номерах «Англии» — всего лишь удачная мистификация.

Сотни памятников русским воинам-освободителям воздвигнуты на болгарской земле, множество музеев содержат замечательные экспонаты, бережно хранимые как память о героическом времени. В Плевне, губернатором которой в годы войны был Скобелев, в центре города на большой площади сооружен храм-мавзолей…


Когда советские войска в сентябре 1944 года вошли в Болгарию, перед глазами воинов в граните и бронзе предстали картины почти вековой давности. Впечатляли названия улиц и площадей: Русский бульвар, улицы Скобелева, Гурко. Лики русских царей и полководцев, о которых многие и понятия-то не имели, выглядели мужественными и свидетельствовали о том, что жертвы, понесенные русским народом в прошлом веке за свободу Болгарии, были не напрасными.

До революции на территории Российской Империи было установлено не менее шести памятников генералу М. Д. Скобелеву. Все они были уничтожены, включая самый известный – на Тверской площади, восемь лет носившей имя прославленного генерала.Разрушение монумента Скобелеву

И только болгары сохранили благодарную память о «белом генерале». В болгарском городе Плевен есть парк-музей имени генерала Скобелева, на территории которого располагается здание с панорамой «Плевенская эпопея». Там же стоит и памятник-бюст Скобелеву – рядом с домом-музеем… Царя-Освободителя Александра Второго.
Именем Скобелева назван один из центральных бульваров в болгарской столице, а на стене одного из домов установлена мемориальная доска с именем и образом генерала. Имя русского генерала носят пять болгарских сёл…


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]lovetsstrekoz@lj
2014-01-22 06:15 (ссылка)
Закон войны - устав. И там много гуманного. Тебе процитировать боевой устав ВС СССР?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]silva2103@lj
2014-01-22 06:58 (ссылка)
Ловец, не смеши меня))
Молчание - золото!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lovetsstrekoz@lj
2014-01-22 07:00 (ссылка)
Вот не служила по уставу, не заслужила честь и славу!
А я служил и заслужил! :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]silva2103@lj
2014-01-22 07:01 (ссылка)
Молчание - золото, Ловец))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lovetsstrekoz@lj
2014-01-22 07:07 (ссылка)
Мне чистое серебро дороже. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]silva2103@lj
2014-01-22 07:30 (ссылка)

http://youtu.be/fvNnKAK2EPU

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lovetsstrekoz@lj
2014-01-22 08:00 (ссылка)
Очень люблю Булата Шалвовича! :)
Но только по-русски...

Вы слышите, грохочут сапоги, и птицы ошалелые летят.
И женщины глядят из-под руки, вы поняли, куда они глядят?
Вы слышите, грохочет барабан? Солдат, прощайся с ней,прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, в туман, в туман. А прошлое ясней,ясней, ясней.

А где же наше мужество, солдат, когда мы возврящаемся назад?
Его, наверно, женщины крадут, и, как птенца, за пазуху кладут.
А где же наши женщины, дружок, когда вступаем мы на свой порог?
Они встречают нас и вводят в дом, а в нашем доме пахнет воровством.

А мы рукой на прошлое вранье, а мы с надеждой в будущее, в свет.
А по полям жиреет воронье, а по пятам война грохочет вслед...
И снова переулком сапоги, и птицы ошалелые летят.
И женщины глядят из под руки, в затылки наши круглые глядят...

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -