Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет smb ([info]smb)
@ 2008-05-27 22:04:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Донское историческое
Хотелось бы мне написать, как я путешествовала, например, по Италии. Но я там не была.
Или про Испанию тоже с удовольствием написала бы. Но я и там не была.
Так что придется рассказывать о том, где я была и что видела.
А была я в…. Впрочем, по порядку.

Давно мы с детьми собирались съездить туда, но то времени не было, то погода подводила. А в первой половине мая и времени свободного оказалось достаточно (дважды по 3 выходных), и погода стояла замечательная - солнечная, но нежаркая. Вот и поехали мы 9-го мая в станицу Старочеркасскую, где я уже бывала дважды, а дети - ни разу. Пришлось мне немного "поработать" у них экскурсоводом, а сыну - фотографом.
По объездной дороге доехали до места довольно быстро - не успели обсудить все новости за неделю, как вот она, цветущая станица, вся в разноцветной сирени и вешнево-яблонево-грушевом цвету.
Станица Старочеркасская живет на свете долго, более 400 лет, первые письменные упоминания о ней появились в 1593 г. Считается, что именно тогда казаки-запорожцы (черкасы) основали на правом берегу Дона поселение Черкасск. Однако донские историки полагают, что возник этот городок гораздо раньше - в 1570 г. Он быстро рос. Для защиты от набегов степняков был обнесен высоким земляным валом с деревянными башнями, укреплен крепостцами с пушками, а со стороны Дона - каменной стеной. Основная угроза виделась именно оттуда, с левого берега Дона. Хоть и широк был Дон тогда, не в пример нынешнему, но охочие до казацкого добра турки, татары, и прочие ногайцы все же умудрялись переправляться через него
С середины 17-го века Черкасск стал столицей Донского казачества, там жил войсковой атаман, там же находился Войсковой круг, Войсковая канцелярия и прочие воинские и гражданские службы и учреждения. Город был и главным торговым центром войска. Помимо прочего там был единственный в России рынок, где продавали ясырь - пленных турок, татар, черкесов. 160 лет пробыл Черкасск столицей, пока из-за постоянных разливов Дона ее не перенесли в Новочеркасск, а Черкасск за то, что был городом мятежным, родиной бунтарей и не раз вызывал головную боль у царского правительства, разжаловли в станицу, названную Старочеркасской.

Станица - не столица. У нее другой ритм. Жизнь изменилась, ритм ее изменился, а станица, когда сравниваешь ее нынешний вид со старинными рисунками, кажется, какой была, такой и осталась. Не беру при этом во внимание современные особняки и навороченные коттеджи местной "элиты" - говорю об исторических местах: они никуда не делись. Майдан, как был майданом, так им и остался. Правда, собираются донцы на нем очень редко, да и как-то не всерьез. Но народу в праздничные и воскресные дни здесь много. Идут семьями и поодиночке. И главной точкой притяжения является Войсковой Собор Воскресения Христова, заложенный Петром Первым в 1709 г. Собор действующий, но службы в нем, как и встарь, проводятся только по двунадесятым праздникам. По выходным монахи служат в нем молебны. Мы как раз и застали такой молебен: немолодой иеромонах, перекладывая листочки из пухлой пачки справа налево (или наоборот?), зачитывал имена тех, о ком молился он сам да два монаха, подпевавшие ему. Воскресенский собор удивительный. У него трудная судьба, как и у большинства соборов на Руси. Его грабили, жгли, разрушали. А потом ремонтировали, реставрировали - и он оживал.
Что в нем удивляет?

Во-первых, простые каменные беленые стены без всяких росписей, кроме росписей под хорами.
Во-вторых, резной деревянный иконостас, в котором почти 150 икон, большая часть из них выполнена в мастерской московского иконописца Егоргия Иванова Грека.
В третьих, бронзовые паникадила на мощных цепях перед иконостасом.
В четвертых, чугунные плиты, которыми выложен пол. На трёх плитах выбито, что собор посещали император Александр I, его брат вел. Кн. Михаил Павлович, и вел. Кн. Николай Александрович.
В-пятых (и, пожалуй, больше всего) - икона, так поразившая меня несколько лет назад - "Мучения грешников в аду". Она весьма большая. 2\3 ее занимают изображения человеков, представших на Страшный суд, а внизу, в отдельных квадратах, - мучения за грехи, и над ними надписи - за какой смертный грех какое следует мучение грешнику. Наивно, скажут мне. Да, наивно, но оторвать от иконы взгляд очень трудно. Не знаю, какова ее художественная ценность - эмоциональное воздействие велико.

В-шестых, знаменитая Донская икона Божией Матери.
В-седьмых, галерея внутри собора, в которой в застекленных шкафах, словно в музее, выставлены разные экспонаты: епископское облачение (очень ветхое), старые книги (попорченные временем и сыростью), двухпудовые цепи, в которых был доставлен в Москву Степан Разин и которые после его казни привезли в Черкасск для охлаждения горячих голов, имеющих намерение побунтовать. Как известно, Степан Разин родом из Черкасска. С Дона уходил со своими ватагами в походы, на Дону был, раненый, схвачен богатыми казаками и выдан властям. Возле цепей - табличка, указующая, чьи это цепи.

Рядом с собором - высоченная колокольня, а возле нее - отбитые у турок пушки и фрагменты азовских городских ворот.
Перефотографировав все интересное, мы пошли в сторону мужского монастыря, что метрах в 150 от собора. Но шли вовсе не в монастырь, хотя невестке очень хотелось посмотреть, как же живут монахи. Однако сын строго заметил, что женщинам нечего делать в мужском монастыре. Кроме того, это их, монахов, дом со своим распорядком и укладом и ни к чему его нарушать без острой необходимости. И он был абсолютно прав. Шли мы на атаманское подворье, реконструированное после долгого запустенья почти в том виде, какой имело 250 лет назад. Тогда Свято-Донской мужской монастырь был женским. Образовался он около церкви Донской иконы Божией Матери. Вначале это была домовая атаманская церковь, а потом, когда сестры атамана Даниила Ефремова - Ульяна и Евдокия - основали монастырь, стала монастырским храмом. Атаман не жалел средств на его обустройство: оклады икон в серебре да позолоте, украшенные драгоценными каменьями - яхонтами, изумрудами, бриллиантами, серебряное паникадило. Хорош был и монастырь. До 1927 года был хорош. Пока его не закрыли, а имущество не конфисковали. А монахинь… нет, их не расстреляли, не сожгли в церкви, не утопили, по обычаю того времени. Они замерзли. Однажды зимним морозным вечером к тихой обители, где располагалась трудовая артель, созданная бывшими насельницами монастыря, подъехало несколько подвод. Монахинь согнали в них, кто в чем был, и повезли в Аксай. Пока ехали, все как одна и замерзли.
В 1970 г. бывшее монастырское подворье было передано Старочеркасскому музею-заповеднику, а лет через 20 возродилась и обитель, но уже как мужской Свято-Донской монастырь. Была отреставрирована монастырская церковь. Только стоит она теперь за монастырской оградой, и зайти в нее может каждый желающий.

А мы и были такими желающими. Правда, осмотреть церковь моим ребятам не удалось: там в это время крестили детишек. А я ее уже видела 8 лет назад. По-моему, она совсем не изменилась, разве что исчезла из притвора церковная лавка - ее переместили в небольшой павильончик возле церкви. Мы и туда зашли. И остановились у двери, одурманенные необыкновенно вкусным ароматом. Это был не запах ладана, и не запах лампадного масла или восковых свечей. Это был запах горячего хлеба: на прилавке в лотке лежало десятка полтора буханок хлеба с аппетитными поджаристыми корочками. Пожилой седобородый монах, стоявший за прилавком, сказал, что этот отрубной хлеб испечен в монастырской пекарне по старинному рецепту и его можно купить. Аж за 12 руб. Как "кирпичик" в магазине. Конечно же, мы купили. А позже пожалели, что всего одну буханку - до того он был вкусный и запашистый. Надо ли говорить, что домой мы привезли едва ли четвертушку, остальное было съедено в момент. И в машине этот дивный запах стоял еще долго.
Осмотрев атаманское подворье с его музеями и лавками, отправились домой. Но не той дорогой, по которой приехали, а через паромную переправу. Она все еще работает и совсем не изменилась с того дня, как я впервые на ней переправлялась. Старенький паром, скрипя всеми своими заржавленными механизмами, медленно переправил и нас, и машину на левый берег Дона. И пока он тарахтел изношенным мотором, [info]kadett@lj фотографировал и этот экзотический вид транспорта, и Дон, и причалы на обоих берегах.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]camomile@lj
2008-05-27 18:01 (ссылка)
Ой, Светик - на мул соваться без хороших защит я бы не рискнула. А вот торенты вполне чистые места, по-крайней мере, за год или даже больше, как я там вишу - ничего не притащила и защиты мои не орут, что я лезу в "каку". А с мула, я как-то вместе с мультфильмом притащила порнушку..(хорошо не вирус)
Но у меня стоит защита какая-то адская, я шага по сети без её разрешения ступить не могу, сын постарался))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cheboro@lj
2008-05-28 13:25 (ссылка)
Про мул я уже все поняла:)
А с торрентами как-то еще не сталкивалась.
А с защитой - да, мне надо подсуетиться и поставить файрвол.
Но я боюсь его устанавливать, боюсь, что не справлюсь с настройкой. Думаю, что все же наступит такой миг, когда я перестану бояться:))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]debora@lj
2008-06-15 05:56 (ссылка)
Верочка, мулом я пользуюсь давно. У меня нет другой возможности иметь хорошие фильмы.
ТТТТТТ!!! Вирусов там ни разу не было. Защита у меня скромная.
Вирусняки обитают в библиотеках.Это усвоила четко. Туда стараюсь не гулять, хотя хочется! :-)

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -