Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sov_ok ([info]sov_ok)
@ 2008-02-12 17:38:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Книжка в кармане
Луи Альтюссер Ленин и философия Lenine et la Philosophie

Луи Альтюссер "Ленин и философия"
Louis Althusser "
Lenine et la Philosophie" (1969)
Серия: Спутник



Издательство: Ад Маргинем, 2005 г.
Твердый переплет, 176 стр.
ISBN   5-93321-092-7
Тираж: 3000 экз.
Формат: 80x100/32

В философском смысле Ленин непереносим - или был непереносим какое-то время - для всех нас. Потому что в глубине души вопреки всем разговорам о догматичности ленинской философии философы интуитивно чувствуют: не в этом суть дела... Знаю, говорит Ленин, мои формулировки и определения расплывчаты; знаю, философы будут обвинять материализм в "метафизичности". Но суть не в этом. Я не просто не разделяю их философию, я отношусь к философии иначе, я воспринимаю ее как практику... И подлинная проблема в том, что Ленин поставил под вопрос эту традиционную философскую практику и предложил взамен совершенно иное отношение к философии.


(Добавить комментарий)


[info]alzado_de_omsk@lj
2008-02-12 12:28 (ссылка)
Меня обложка очень радует. :)
Да. Френдь уже :) Это ж я, почтальон Печкин, тьфу ты, партизан_руды.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sov_ok@lj
2008-02-12 14:50 (ссылка)
Ух! Настоящий партизан! :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]d_andy@lj
2008-02-12 13:05 (ссылка)
бОян!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sov_ok@lj
2008-02-12 17:08 (ссылка)
Повторение, мать его... учения т.е. ;)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vivalafora@lj
2008-02-12 13:25 (ссылка)
В качестве противоядия сгодится "Ленин как философ" Паннекука

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sov_ok@lj
2008-02-12 15:11 (ссылка)
А ссылку? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vivalafora@lj
2008-02-12 17:51 (ссылка)
Да я б скинул... Только, боюсь, на русский не переводилось... :(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vivalafora@lj
2008-02-12 23:44 (ссылка)
В качестве инфы и намека:
http://www.avtonom.org/lib/theory/leftcom/rubel_lenin.html
http://www.left-dis.nl/r/gikhcajo.htm

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vitya_makov@lj
2008-02-13 11:54 (ссылка)
Если найдете в инете "Антон Паннекук - Ленин как философ", на русском, просьба дать ссылку.

Мне очень понравился этот фрагмент (Пауль Маттик - АНТОН ПАННЕКУК):

"Хотя и не в философском смысле, Маркс называл свою систему мышления материализмом. Она была направлена на материальную основу всего человеческого существования и изменения и выросла из отрицания как философского материализма Фейербаха, так и философского идеализма Гегеля. Для буржуазного материализма природа была объективно данной реальностью и человек подчинялся естественным законам. Эта прямая конфронтация между индивидом и внешней природой и неспособность рассматривать общество и общественный труд как невидимый аспект всей реальности отличали материализм среднего класса от исторического материализма.

Ранние буржуазные материалисты или сторонники естественной философии полагали, что через чувственный опыт и отделенную от него мыслительную деятельность можно достичь абсолютного, действительного знания физической реальности-мышления, чтобы понять материю. В попытке осуществить материалистическое представление об объективном мире применительно к процессу самого познания, Мах и позитивисты пришли к отрицанию объективной реальности материи, поскольку физические концепции должны исходить из чувственного опыта и, следовательно, сохранять свою субъективность. Это сильно беспокоило Ленина, поскольку для него сознание было всего лишь отражением объективной истины, то есть истины о материи. Во влиянии Маха на социалистические круги он видел подрыв марксового материализма. Субъективный элемент в теории познания Маха становился, в представлении Ленина, идеалистическим извращением и намеренной попыткой оживить религиозный обскурантизм.

То, что критический прогресс науки интерпретировался идеалистами в пользу религии, - разумеется, соответствует истине. Некоторые марксисты начали защищать материализм некогда революционной буржуазии против нового идеализма и новой науки как проявлений утвердившегося капиталистического класса. Ленину же это казалось особенно важным, поскольку российское революционное движение, оставаясь в рамках буржуазной революции, вела идеологическую борьбу с использованием более широких научных и философских аргументов, нежели раннее западная буржуазия.

Сопоставляя ленинские нападки на "эмпириокритицизм" с их реальным научным содержанием, Паннекук обнаружил не только то, что Ленин дал неверное, искаженное объяснение идей Маха и Авенариуса, но и его неспособность критиковать их работу с марксистской точки зрения. Ленин нападал на Маха не с точки зрения исторического материализма, а с позиции прежнего, научно менее развитого буржуазного материализма. В использовании материализма среднего класса для защиты "марксизма" Паннекук видел еще одно указание на полу буржуазный, полупролетарский характер большевизма и российской революции. Оно шло в одном ряду с государственно-капиталистической концепцией "социализма", авторитарным отношением к спонтанности и организации, устаревшим и нереальным принципом национального самоопределения и с убежденностью Ленина в том, что только интеллигенция из среднего класса может развить революционное сознание и призвана руководить массами. Соединение буржуазного материализма и революционного марксизма, характерное для философии Ленина, проявилось в победившем большевизме как сочетание неокапиталистической практики с социалистической идеологией."
http://www.aitrus.narod.ru/mattikpanekuk.htm

но я требую подробностей.

Ну, и конечно Паннекук не противоположен Альтюссеру. У Альтюссера есть интересные идеи антигуманизма, практики, структуры...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vitya_makov@lj
2008-02-13 11:56 (ссылка)
Да, и у Ленина полно диалектики и первостепенности практики:

«…Человеческое понятие… объективную истину познания «окончательно» ухватывает, уловляет, овладевает ею лишь когда понятие становится «для себя бытием» в смысле практики. Т.е. практика человека и человечества есть проверка, критерий объективности познания» (В.И. Ленин. ПСС, т. 29, с. 193).

«Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности» (В.И. Ленин. ПСС, т. 29, с. 195).

«…Вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» (В.И. Ленин. ПСС, т. 42, с. 290).

Так что не надо использовать Паннекука как противоядие от Альтюссера и Ленина. :)

Синдикалистская же критика Паннекука (http://www.aitrus.narod.ru/CritikaPannekoek.htm) вообще не выдерживает критики.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vivalafora@lj
2008-02-13 14:32 (ссылка)
У Паннекука речь о другом. О Ленине как философе БУРЖУАЗНОЙ революции

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vitya_makov@lj
2008-02-13 16:20 (ссылка)
Конечно, я это понял! Это и вытекает из процитированного отрывка Маттиака.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dial_issl@lj
2008-02-12 14:33 (ссылка)
Книжка, конечно, для вдумчивого чтения и для подготовленного читателя. Неоднозначная, но интересная, на мой взгляд. У меня, кстати, есть электронный вариант этой книги.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sov_ok@lj
2008-02-12 17:07 (ссылка)
Делитесь :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]intatin@lj
2008-02-12 19:30 (ссылка)
Я тоже в первый раз в сети прочитал, интересная вещь :)

(Ответить)