Я, честно говоря, не знал, что несмотря на так называемый "мирный процесс", строительство в поселениях не прекращалось ни на день, хоть при левом Рабине, хоть при правом Нетаниягу, хоть при центристе Ольмерте.
Полагал, что этим грешили только правые, а то и вовсе ситуация развивалась по схеме арабского нахалстроя в Лоде: власти не желали связываться с незаконными застройщиками во избежание жертв и делали вид, что не замечают строений, возведённых противозаконно.
Оказывается, так оно и было, и если не считать незаконных форпостов, расширение поселений шло с санкции всех правительств. И это многое меняет в моём восприятии сути мирного процесса. Мы вправе требовать от палестинцев прекращения вооружённой борьбы в любой форме, от террора против мирных граждан до боестолкновений с военными, но должны и выполнять обязательства по мирному урегулированию со своей стороны. И расширение поселений на территориях, не являющихся частью Израиля, является нарушением условий не в меньшей степени, чем продолжение террора другой стороной (я в данном случае не говорю, что строить хуже, чем убивать, просто и то, и другое является нарушением условий тех или иных договорённостей).
Сейчас придётся от этого отказаться, потому что этого требует весь мир - от Обамы до Медведева и Ширака (арабов, в данном случае, выводим за скобки - они прямые интересанты). Если отжать к е. матери мистику, ЕВПОЧЯ, то против всего мира бороться бессмысленно: были государства и покрупнее Израиля, предпринимавшие подобные попытки (Франция в 19-м веке, Германия в 20-м, причём последняя - дважды), и во всех случаях это плохо заканчивалось. Стало быть, пора возвращаться на грешную землю и принимать реальность такой, какая она есть. А в этой реальности есть в обозримом будущем палестинское государство, хотим мы этого или нет.
И самым правильным в сложившейся ситуации было бы, предупредив Обаму о том, что принципиальное решение о замораживании строительства в поселениях принято (чтобы избежать избыточного давления из Вашингтона), постараться выжать из арабских партнёров по переговорам максимум возможных уступок в обмен на этот шаг. Главная из которых - исключение из саудовской инициативы упоминания беженцев. Полностью, ни одного беженца внутрь, ни символическое их количество и ни более значительное. Нуль. Пусть, если захотят, селятся в будущем палестинском государстве. Прекратить поселенческую деятельность придётся по-любому, и грамотным с точки зрения внешней политики действием было бы продать подобное решение по максимально возможной цене. Это создаст ситуацию win-win и перспективу устойчивого мира и даже, в дальнейшем, тайного стратегического союза с суннитскими государствами против Ирана (в подобном случае, сами арабы будут заинтересованы в высокой боеспособности ЦАХАЛа и его ВВС, а также в наличии у Израиля ядерного оружия).
Если же упрямиться и держаться за поселения до последнего, то сдать позицию придётся бесплатно, не получив взамен от противоположной стороны ничего. И это будет стратегически поражением. А этого допускать нельзя: потому что выигравшей стороной будет не цивилизованный триумвират Сталин-Трумэн-Черчилль (я не оговорился насчёт Сталина, он стремился придать советской внешней политике великодержавную респектабельность, это не деревенский дурачок Никита с его башмаком в ООН и обещаниями всех похоронить), а стадо кровожадных дикарей. Ответственность за 5.8 млн. чел. населения должна быть поставлена выше соображений коалиционной политики и идеологических заморочек.