wolf-kitses.livejournal.com/283503.html
«Меню рабочей семьи [квалифицированных рабочих – В.К.] из Франкфурта-на –Майне в 1900 году выглядело примерно так:
По воскресеньям можно приготовить фунт мяса и немного овощей, по дешёвке купленных перед закрытием рынка. По понедельникам я готовлю гороховый суп с суповой зеленью и парой картофелин… Во вторник можно подать суп из поджаренной крупы и картофель с овощами, причём мужу (sic!) добавить немного колбасы. Вечером я пью кофе или что-нибудь тёплое, что останется. По средам можно приготовить кислую капусту с картофельным пюре, тогда к этому я готовлю для мужа (!) свиную ногу, чтобы у него было немного мяса. В четверг можно приготовить бобовый суп с суповой зеленью, небольшим количеством муки и лука… В пятницу можно приготовить также недорогой молочный суп. Я достаю чёрствый хлеб, муку и битые яйца, которые можно купить очень дёшево и делаю клёцки, а также к этому немного фруктов… В субботу можно также сварить хороший картофельный суп из полфунта баранины за 20 пфеннигов».
Как явствует из этого примера, лучшая по качеству и более богатая жирами пища предназначалась работающим членам семьи, прежде всего супругу и отцу. Женщины и дети были ограничены в потреблении мяса, масла и жиров. «Женщины и дети едят маргарин, денег в хозяйстве просто не хватает на большее», - заметила о положении жён рабочих буржуазная деятельница Алиса Саломон, боровшаяся в 1900 гг. за права женщин. А жена рабочего из английского города Йорка сообщает: «Если нам когда-либо нужно купить что-то особенное, пару сапог для одного из детей или в этом роде, для меня и детей нет обеда, или, может быть, чашка чая с куском хлеба, но Джим всегда получает свою еду на работу, и я никогда ничего не рассказываю ему об этом».
Еду готовили, как правило, без изысков. Всё нужно было сделать быстро и по возможности просто. Во многих семьях рабочих не было подходящих плит. В большинстве случаев создать припасы съестного было невозможно из-за отсутствия денег, возможностей хранения в свежем виде, недостатка места. Покупали поэтому всегда понемногу, например, одну десятую фунта кофе или масла, одно яйцо, три фунта картофеля и т.п. Основная масса рабочих жила в буквальном смысле слова «из руки в рот» (нем.von der Hand in den Mund leben (букв. «жить из руки в рот») = русскому «едва сводить концы с концами» прим. пер.). Преобладало потребление холодных блюд.
В одной из анкет опрошенные работницы самой тяжёлой домашней работой назвали не приготовление пищи, а стирку белья. «Рациональное ведение хозяйства», как позднее требовали буржуазные женские общества и функционеры рабочего движения, было невозможно. Имел значение недостаток знаний о ведении домашнего хозяйства у многих жён рабочих; после школы они сразу начинали работать, чтобы пополнить семейный бюджет. Чтобы познакомить их с основами домашнего хозяйства, не хватало ни времени, ни подходящих примеров. Только с наступлением нового, ХХ в. повышение реальных доходов и рост потребностей позволили рабочим семьям больше заботиться о питании.
Райнхард Зидер. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII – XX вв.). М.: изд-во ВЛАДОС, 1997. С.187-188