Если вам хочется устроить идеальное общество — для начала совершите несколько простых действий.
1) Переоденьте всех граждан в серое.
2) Запретите им любить и испытывать агрессию, а также танцевать, пить и курить. Поскольку сами они всего этого не бросят, придётся каждое утро приказать вкатывать им транквилизаторы и поливитамины.
3) Сожгите и запретите как можно больше книг. Пусть граждане ничего не знают.
4) Не давайте им выбирать себе профессию. Пусть за них выбирают специалисты.
4) Поселите всех в одинаковых домах и раздайте одинаковые пайки. Пусть никто никому не завидует.
5) Не забывайте убивать стариков и всяких бесполезных больных.
Вот как-то так.
…Конечно, у этого плана есть недостатки. Главный из них — в невозможности найти хотя бы одного идиота, которому захотелось бы построить такое общество.
Но именно такие идиотские антиутопии раз за разом пишут и снимают в Свободном Мире.
Я сегодня смотрел фильм "Посвящённый" (Giver). Всё на месте — и серые костюмы, и запрет целоваться, и эмоции нельзя испытывать, и транки по утрам, и никакой истории, и всюду сауронистое око Большого Брата, и всё по канонам всех предыдущих антиутопий-клонов замятинского "Мы".
Вопрос: почему творцы Свободного Мира раз за разом пугают аудиторию таким убогим списком антиутопий?
Если вдуматься, дозволенные к пуганию граждан антиутопии в Свободном Мире производятся только в двух комплектациях.
Тип 1. Карикатурная латиноамериканская диктатура, где на дне ползают отбросы жизни, а над ними иногда пролетают во флаерах все в белом хозяева жизни. Но однажды появляется мальчик/девочка/шварценеггер, который всё изменит. "Бегущий человек", "Вспомнить всё", "Голодные игры", "Элизиум", "Смертельная гонка", "Петля времени".
Тип 2. Карикатурное КНДР, где все ходят в тусклом и почему-то запрещено целоваться и читать томик Мандельштама. Но однажды появляется девочка/мальчик/Кристиан Бэйл, который всё изменит. "Мы", "1984", "День Совершенства", "Эквилибриум", "Дивергент", "В значит вендетта".
Почему только эти два вида Неправильных Устройств Общества? Почему редкие исключения, вроде "Бразилии" и "Идиократии", в обязательном порядке отправляются на полку, подвергаются резьбе и выходят в итоге припудренными и кастрированными? Почему не пугать современников обществом, построенным из их собственного нелюбопытства, самовлюблённости и легкомыслия?
Думается — потому что нелюбопытство, самовлюблённость и легкомыслие породили бы антиутопию, слишком похожую на идеал, в который так старательно пытаются превратить себя передовые общества.
...Я не устаю повторять: когда у меня дойдут руки до строительства по-настоящему тоталитарного общества, я для начала законом запрещу надевать одинаковое. Все должны будут даже зимой ходить в пёстреньких шубах-гавайках.
Я велю принудительно озвучивать жизнь граждан умц-умцами, фокстротами, пасадоблями и капоэйрами. Я даже в метро не дам им отключиться и буду крутить занимательные викторины "Итак, где живут пингвины: австрия, альпы, альбукерк или антарктика?" Я завалю их внимание таким количеством культпродукта, не содержащего смысла, что им будет не до осмысленности. Я даже знаю, как справлюсь с классикой без всякого её запрета: по каждому опасному произведению будет снято по потрясающему боевику и молодёжной драме. В итоге подумают ли юноши с девушками о Прометее или Безухове, о Дракуле или Часе Быка — они будут помнить только каких-то атлетов, обнимающих красоток на фоне дымящихся дворцов.
Я, разумеется, ни в коем случае не буду отнимать у граждан никакой гласности. Напротив — чем больше средств громко кричать будет у всех, тем больше средств громко кричать будет у идиотов. А поскольку идиотам, в отличие от нормальных людей, больше всех надо — они будут кричать громче других и превратят любое пространство публичной гласности в горький балаган и верховну раду.
И конечно же, я не стану колоть людей транквилизаторами и отнимать у них неравенство. Переживая из-за последнего, они сами начнут ломиться за первыми.
Думаю, что время от времени я буду позволять им с грохотом менять одного президента на другого — они всё равно не будут замечать, что у меня все президенты из одной тусовки.
И главное — я буду постоянно из всех утюгов втулять гражданам, что они Свободны, что любовь к Свободе есть их генетическое свойство, отличающее их от остальных народов мира, и что враги жестоко завидуют их Свободе. Если я при этом буду постоянно снимать антиутопии про чуваков в одинаковом — никому так в голову и не придёт уточнить, что же такое свобода практически.