Аффтар печально известного "сценария" про 7 января Эндрю Качинс вертится, как уж на сковородке, но в конце концов сознаётся в программе Венедиктова и Асадовой:
Это не предупреждение. Это просто иллюстрация. Это фикшн, это нереально, это просто фантастика.
Все улавливают мессидж? То, о чем ваша покорная слуга твердит уже который год. "Экспертно-аналитическое сообщество" - такая же фикция, как, скажем, Приорат Сиона. Его не существует. На самом деле это корпорация фантастов, специализирующихся на политике. Ну вот как, например, Перумов специализируется на фентези, Громов - на твердой фантастике, Громыко - на юмористической, Латынина - на экономической, и т.п., так и этот Качинс специализируется на фантастике политической. В беседе с Качинсом Веник не зря поминает Клэнси как ближайшего предтечу; но тут даже не Клэнси, а Крайтон с его "Государством страха"; правда, в отличие от обоих мэтров, владеющих материалом и создающих крепкие, реалистичные сюжеты, Качинс - всего лишь фантазер, любитель, сам испугавшийся своих неумных построений, неспособный додумать их до конца.
Фатальная проблема Качинса и ряда ему подобных - в том, что они, как правило, не обременены профильным гуманитарным (точнее, обществоведческим) образованием, не владеют историко-теоретической базой и не обладают научным видением мира. Их знания поверхностны, мышление бессистемно, а мнение ангажировано - но у них достаточно фантазии, чтобы выстраивать свои песочные замки, апломба, чтобы рекламировать их, и хитрости, чтобы выдавать эти фантастические построения за научные прогнозы; причем многие оналитеги, в отличие от циничных предсказамусов "Оракула", "Тайной власти" и иже, сами верят в свои умозрительные пророчества. А общество и власть слишком ленивы и легкомысленны, чтобы каждый раз тыкать этих горе-фантастов в лужи их несбывшихся "прогнозов". Удивительно, на первый взгляд, но в современном супер-пупер-просвещенном информационном обществе политолухи выполняют совершенно ту же роль, что и астролухи при дворе какого-нибудь средневекового Хосрова или Мануила.
На самом деле - нет, не удивительно, тут чистая психология: неуверенная власть и нестабильное общество постоянно нуждаются во все новых и новых подтверждениях истинности проводимого курса. А значит, в подобном обществе и при подобной власти особенно востребованы жрецы, - гадатели, прорицатели, толкователи, - способные компенсировать общую неуверенность и навязчивый страх перед будущим неким ведомым им одним "тайным знанием", либо, на худой конец, имитировать его. И власть, и общество охотно играют в имитации. Апокалиптические откровения таких жрецов - питательная почва для брожения плохо консолидированной элиты и пересудов "пикейных жжилетов", озабоченных палитегой мещан.
Но чем увереннее власть и чем стабильнее обществе, тем менее оно нуждается в их сомнительных услугах и тем реже ведется на высосанные из пальца "сценарии".