Принцу Уэльскому Чарльзу, наследнику Британской короны, - 60 лет. Уже шестьдесят! Немногие короли Альбиона доживали до такого возраста.
Кому интересно, у Любови Воропаевой -
множество красивых фотографий принца в разные годы его жизни.
Он ждет короны более полувека - и не факт, что обязательно дождется. Чарльз Виндзор непопулярен в своей стране; еще менее, чем он, популярна его нынешняя жена Камилла Паркер Боулз, сменившая безмерно популярную и до сих пор Диану Спенсер, "принцессу сердец"; а популярность сыновей Чарльза и Дианы - Вильяма и Гарри - с годами только возрастает. У Чарльза нет той благородной консервативной харизмы, которая обеспечивает успех царствования его матери Елизаветы II. А годы, чем дальше, тем больше, отнимают даже то достоинство, какое было. Подумать только, Чарльз стал наследником Британского престола еще в те стародавние времена, когда был жив товарищ И.В.Сталин, а правительством Ее Величества руководил сам сэр Уинстон Черчилль. Вечный, вечный принц, всю жизнь проживший в ожидании... - пожалуй, более ничем не знаменит пока в истории этот такой счастливый и по-своему несчастный человек.
Он уже "обогнал" своего прапрадеда Берти, старшего сына и наследника великой королевы Виктории, и стал самым старым принцем Уэльским, дольше всех своих предшественников дожидающимся короны. Берти сделался королем Эдуардом VII, когда ему еще не было 60 лет, в 1901 году. Выглядел король Эдуард VII очень царственно, но, будучи конституционным монархом, существенного влияния на политику Британии не оказывал. Скорее, он оказал влияние на политику своего родного племянника - Вильгельма II, могущественного кайзера стремительно набиравшей в те времена силу Германии. Вильгельм обожал свою бабушку Викторию, но дядю очень не любил, отношения с Германии с Англией в годы царствования Эдуарда VII быстро ухудшались, Англия заболела германофобией, и все это сыграло далеко не последнюю роль в развязывании I Мировой войны; впрочем, самой войны король Эдуард VII уже не увидел - он умер в 1910, процарствовав чуть более 9 лет.

Итак, Чарльз дольше всех других принцев Уэльских ждет свою корону - но самым старым наследником Британского престола он пока не стал. Эта честь до сих пор принадлежит Вильяму Кларенсу, дяде все той же королевы Виктории. Он вступил на престол Великобритании в 1830 году, будучи 65 лет от роду! Вильяму IV досталось незавидное наследство: его предшественниками на протяжении целого столетия были серые, ограниченные и бездарные люди, сильно подорвавшие авторитет традиционной монархии. Достаточно сказать, что отец Вильяма Георг III царствовал целых шесть десятилетий (1760-1820), успел побывать почти самовластным правителем, потерять богатейшую колонию - Америку! - и закончить жить в глухом безумии (об этом есть красивый, страшный фильм "Безумие короля Георга"). А старший брат - Георг IV (1820-1830), тот самый принц-регент, которому в 1815 году сдался после Ватерлоо Наполеон, - интересовался лишь женщинами и развлечениями, снискав себе сомнительную славу самого развратного и недостойного монарха в истории Британии. Король-Моряк - так Вильяма IV прозвали за былые адмиральские заслуги - сам был со странностями, например, он обожал пешком гулять по Лондону и поражать подданных простецкими манерами. Но монарх этот оказался, не в пример предшественникам, умным и достойным, англичане до сих пор вспоминают его с благодарностью. Не благодаря ему, но при его монаршем благословении и активной поддержке в Британии были проведены важнейшие, как бы мы сейчас сказали, "демократические реформы", фактически определившие облик королевства на два столетия вперед. Именно при этом короле по всей империи было отменено рабство. Король Вильям любил и опекал свою маленькую племянницу Викторию и сделал все, чтобы она благополучно ему наследовала. Семь лет царствования Вильяма IV - поистине золотые годы британского либерализма, тот краткий исторический миг между периодом упадка монархии и эпохой "викторианского" ее расцвета, когда "старая добрая Англия" показывает нам свое самое подлинное и честное лицо.

К слову - послом Франции в Англии, а фактически, могущественным эмиссаром своей страны, в первые годы царствования короля Вильяма IV был наш "добрый" знакомый
Шарль-Морис Талейран, князь Беневентский.
Ценители исторического мистицизма, к которым частично отношусь и я, не могут не заметить здесь, что у нынешнего наследника Британского престола не очень удачное, мягко выражаясь, имя для носителя короны. Предыдущий король с именем Чарльз (Карл) правил давно, в XVII веке (1660-1685), т.е. сразу после буржуазной революции, кромвелевского протектората и монковской реставрации. Как пишет в своей "Истории Англии" Томас Маколей, "он (король) умирал слишком долго и просил за это прощения у тех, кто был вокруг него". А отцом этого Чарльза II был тоже Чарльз (Карл I), тот самый несчастный король (1625-1649), которого, по версии Дюма, пытались спасти отважные мушкетеры Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян, но которому все-таки отрубили голову на эшафоте. И вот после двух таких злополучных монархов наш современник станет - если станет! - королем Чарльзом III-м.
Тем временем в Британии все громче голоса сторонников отречения Чарльза. Многие полагают, что после Елизаветы II царствовать должен не сын ее, а старший внук - Вильям (V). Это имя у британских монархов считается удачным. Первым Вильямом на троне был сам Вильгельм-Завоеватель (1066-1087), великий покоритель Альбиона, основатель Нормандской династии, чья кровь течет в жилах всех последующих королей и королев Британии. Вторым - сын Завоевателя Вильям Руфус, или Рыжий (1087-1100), жестокий и воинственный деспот, страшный для подданных, но вполне успешный как правитель. Третьим - Вильгельм Оранский (1689-1702), приглашенный англичанами на престол после "Славной революции" 1688 года, фактически - первый конституционный монарх Англии. Про четвертого короля, также носившего имя Вильям, смотри выше. Отречется принц Чарльз или не отречется, у его сына Вильяма есть все шансы продолжить этот славный исторический ряд. Сегодня принцу Вильяму 26 - ровно столько же, сколько было его бабушке Елизавете, когда она взошла на свой престол.

Так или иначе, очевидно, что при наследниках Елизаветы II британская монархия уже не будет той, какая она была минувшие двести-триста лет и какая есть сейчас. Она или дискредитирует себя и рухнет, или переродится и предстанет перед нами в новом качестве. В каком - вопрос, конечно, интересный.
А дети Чарлза, по-моему, куда больше на Диану, чем на него, похожи, что еще больше способствует их популярности :)