Tais maXimova's LJR: Freezing-point my LJ...
"Умные всех стран, объединяйтесь!" ©
Государство изучает блогосферу 
19th-Oct-2009 01:15 pm
А теперь - о том, что может быть интересно в современной русской блогосфере государству. Государство наше - это ведь не только Президент, Главный Блоггер Страны. Блоги теперь имеются у председателей обеих палат парламента, у ряда губернаторов и лидеров партий, а уж чиновников-блоггеров рангом поменьше, наверное, никто не считал. То есть, процесс пошел, по крайней мере, начался. Неудивительно, что Минкомсвязи решило поисследовать блогосферу, на предмет, что же это такое, с чем едят и как может быть полезно в благородном деле продвижения интересов госорганов. Прочитать о новом конкурсе подробнее можно в блоге о госорганах в интернете, а именно здесь и здесь.

Ну, первое, что сразу же приходит тут на ум: кому и зачем вообще это надо? Понятно, что Медведеву. Он - главный двигатель процесса. Дмитрий Анатольевич - наш человек, интернет любит давно и по-настоящему, хочет, чтобы интернет был у всех и приносил всем пользу. Если уж сам Президент ведет ЖЖ и общается через него с людьми - всей армии чиновников сам Бог велел, не так ли? Так-то оно так, да только Бог - не Президент, с работы Бог не снимет. А Президент, который может это сделать, почему-то не вменил чиновникам в обязанность следование своему примеру. В результате, кто - как губернатор Чиркунов - хочет, тот заводит блоги и общается через них с людьми, а кто - как мэр Лужков - как был далек от этой скользкой темы, так и теперь далек, раскрывать ее не торопится. Действительно, тысячу лет жили и правили русским народом безо всяких блогов - теперь-то зачем?! Иные и вовсе надеются, что эта "новомодная блажь" пройдет вместе с нынешним президентом, главное, переждать ее. У Путина-то блога нет! А вдруг не сегодня-завтра выяснится, что блоги - это ересь буржуазная, направленная против русского народа? Чур-чур, заранее такую вероятность исключать нельзя. Чиновник перестраховаться любит.

Итак, зачем? Затем, чтобы люди видели, чем занимается их госслужащий, какие заботы у него, у министерства, ведомства, госкорпорации, губернии, муниципального образования и пр. Затем, чтобы облегчить связь между народом и властью, между управляемыми и управляющими. Попасть на прием к нужному чиновнику - это же целое дело, это время и нервы, это череда мытарств и унижений, а результат всегда непредсказуем. Тут же, в сети, вроде все просто: написал в веб-форму, что тебя интересует - чиновник это получил, прочел и принял меры. Ну, или через помощников, если чиновник слишком высоко и постоянно занят. Так в проекте. Главная проблема - как его добиться.

Здесь целый круг проблем не столько технического и организационного, сколько психологического свойства. Во-первых, наши чиновники в массе своей не воспринимают остальных людей как равных. Как ходотаев, как просителей, как клиентеллу - воспринимают; но не как граждан и не как партнеров. Чтобы среднестатистический чиновник снизошел до прямого - хотя и опосредованного сетью - общения с "обычным человеком", ему нужно многое подправить в собственной чиновничьей консерватории. "Обычному человеку" тоже необходимо многое подправить, прежде всего, перестать относиться к чиновнику как к барину, небожителю и чужому, "иному", не такому, как он сам. Чиновник - такой же человек, как все, только на службе у государстве. И обоим нужно перестать воспринимать интернет как новомодную игрушку; это всего лишь инструмент коммуникации, вроде почты или личного общения - но часто куда более эффективный. Так и стоит более эффективно его использовать! По большому счету, это выгодно всем: люди быстрее и надежнее решат свои проблемы, а чиновник лучше справится с возложенными на него задачами, делает карьеру, получает благодарности и пр.

А что это за задачи, если не секрет? Я работала в сферах образования, консалтинга и творчества и вовсе не имею опыта работы в государственных органах, следовательно, в этой части мои рассуждения будут умозрительными. Но я могу предположить, что всякая задача нуждается в умах, способных предложить ее решение. Интернет может выступать лучшим коммуникационным каналом для аккумулирования, сведения вместе таких умов, для поиска свежих идей и выбора ценнейших зерен истины из массы плевел. Первое же, что приходит тут на ум: например, Минтранс мог быть объявить в блогосфере конкурс(ы) с целью поиска путей оптимизации транспортных потоков. Ведь пробки касаются почти всех, так или иначе, это главный бич не только крупных городов; а поезда, самолеты, корабли - они же тоже нас касаются? У людей всегда есть что сказать на этот счет, и многие идеи - я сама наблюдала такие - могут оказаться полезными.

Другой вопрос - что за печаль гражданам грузиться делами такого далекого от них государства? Когда граждане видят, что государство к ним прислушивается, пускай не через выборы, так через сеть - они начинают воспринимать государство как свое. Для оправдания, легитимации правления это принципиально важно. Легитимация власти через интернет - новый способ укрепления устов общества, даже не снившийся Максу Веберу. А ощущение, что государство слышит его голос, повышает внутренний тонус гражданина. Когда человек не остается наедине со своими заботами и мыслями, когда чувствует свою нужность государству и обществу - он, вместе с тем, чувствует и бОльшую уверенность в собственном завтрашнем дне. Вечная пропасть между народом и властью, вековое наше проклятие, если не исчезает совсем, то сокращается - и это может стать возможным благодаря контактам между ними через интернет.

У меня пока нет ощущения, что государство, проявляя к блогосфере переменный и спонтанный интерес, понимает, какие джунгли вырастают перед ним, по каким законам живут и какие звери могут в них водиться. Но то, что этот интерес возник, что он растет и не пытается от интернета отмахнуться, как от вздорной бабы, внушает мне надежду. Это лишь начало. Возможно, реальная демократия вернется к людям через виртуальные шоссе.
Comments 
19th-Oct-2009 05:31 am
Я, знаешь ли, не строю иллюзий по поводу госслужб, если те по-прежнему занимаются лицензированием «телематических услуг» (слово-то какое) на основании схемы разводки локальной сети в офисе
19th-Oct-2009 05:41 am
Для меня интересней всего тот факт, что вся история с этим исследованием, с возможностью продвижения или не продвижения интересов государства в соцмедиа глубоко безразлична для блогосферы. Ну поговорили слегка не тему "опять распилят" и все. Очень скучно.
19th-Oct-2009 05:53 am
Я думаю, тому три причины.

Первая - состояние самого ЖЖ, см. предыдущий пост.
Вторая - состояние общества в целом, оно по-прежнему не ожидает от госвласти ничего для себя хорошего.
И третья - блоггеры не видят, как это исследование и продвижение отразится на них лично. Вот если государство кинется "стращать и не пущать" - тогда, будь уверена, пойдут ТОПы. А пока...

Все это еще можно изменить.
19th-Oct-2009 06:00 am
Потому что блогеры прекрасно понимают, что этот "интерес к блогосфере" такая же фикция, как нацпрограммы "Здравоохранение", "Комфортное и доступное жилье" и пр. Кто в здравом уме будет верить родному российскому государству, которое сделало ложь своим главным инструментом взаимодействия с народом?
19th-Oct-2009 06:07 am
Иногда то, что люди думают, не является правдой. Я могу сказать, что это не фикция, вернее, может стать не фикцией, если будет энергия и поддержка со стороны общества.

Тоже самое было, когда закон об ЭЦП приняли и налоговая, в принципе, согласилась принимать отчетность через интернет. И закон неважнецкий, и с удостоверяющими центрами непонятная ситуация, но бизнес рискнул - и сейчас пол страны через интернет налоговую сдает, привыкли все уже.

Если вяло на все думать "фикция", то да, так и случится.
19th-Oct-2009 06:11 am
Тут у нас полный консенсус, я даже этим словами обычно и отвечаю. И добавляю: нигилизм - это путь в тупик.
19th-Oct-2009 06:18 am
Это не нигилизм, это здоровый прагматизм. А вот намерение сыграть с шулером еще раз в надежде, что вдруг на этот раз он сыграет честно - смешная наивность.
19th-Oct-2009 06:26 am
Алексей, дорогой, мы френды уже пять лет, я знаю тебя как человека очень умного - ну сделай над собой усилие, представь, хоть на минутку, что это не "шулер" - и сам увидишь, как изменится вся диспозиция!

Ты пойми, с таким настроем, даже когда он в целом справедлив, ничего нельзя достигнуть.
19th-Oct-2009 06:51 am
Да, можно представить, можно поверить и понадеяться. Но, извини меня, Тася, я не верю и не желаю верить российскому государству. Я воспринимаю его как чужую и враждебную силу, как оккупационный режим. Я не собираюсь с ним бороться, но стараюсь держаться от него как можно дальше, избегая соприкосновений. Следует рассчитывать только на собственные силы.
Я в отличие от тебя, Тася, ни разу не лоялист. Я не верю ни в доброго государя, ни в доброе государство. И именно такой подход считаю правильным. Пока люди не избавятся от всех этих иллюзий и надежд, пока не возьмут под свой контроль тех, кто живет на их налоги, - ничего не изменится, а будет сплошное хождение по тем же граблям в надежде, что на этот раз пролетит мимо лба.
19th-Oct-2009 07:38 am
> пока не возьмут под свой контроль тех, кто живет на их налоги

Ааа... я-то думала, у нас серьезный разговор. Ну извини. Когда речь идет о политике, я в фантазии не играю.
19th-Oct-2009 07:55 am
Ага, значит, обращение граждан к чиновникам через блоги - не фантазии, а отчетность чиновников в своих тратах перед обществом - это фантазии? Ну-ну! Только вот публикации в сети информации обо всех государственных тендерах сделали, по-моему, гораздо больше полезного, чем все послания Блогера №1 ;)
А насчет контроля... Не забывай, Тася, что ни один монарх не может отрубить голову народу, а вот народ монарху - запросто ;)
19th-Oct-2009 06:46 am
Не существует единого и однородного игрока под названием государство. Точно также, как нет такой слитной штуки как интернет - есть электронная почта, социальные сети, поисковые системы, множество разных объектов, объединенных технологией. Государство состоит из такого же разнообразного набора отличающихся друг от друга институтов и организаций. Поэтому лучше уточнять, что там в прошлый раз не так сложилось, и точно ли это было государство.

У меня иллюзий, кстати, очень мало - в силу включенности в некоторые государственные дела. Иногда так бывает, что есть шанс на шаг вперед. Если красить все однородным черным цветом, то и этот шанс замазывается.
19th-Oct-2009 07:02 am
Согласен, чем крупнее обобщение, тем дальше оно от действительности.
Но, во-первых, практически все организации и институты, составляющие государство, строят свою работу по сходным принципам, и, полагаю, вам они знакомы еще лучше, чем мне. Вся эта компания, в лучшем случае, выродится в отчеты о приросте количества блогов на душу населения на n процентов в текущем квартале.
Во-вторых, несложно понять, из каких структур "государства" исходит инициатива по "освоению" блогосферы - от той самой пропагандонской машины, которая потчует нас, например, волшебными новостями Первого канала, тщательно следя за соблюдением баланса количества сюжетов "про Путина" и "про Медведева". Вы хотите увидеть те же милые лица и услышать те же чудные голоса в ЖЖ?
19th-Oct-2009 07:32 am
Не хочу, но я их и в телевизоре не вижу, у меня его нет. Правда, и ЖЖ для меня сводится к десяти журналам, которые я читаю, русскоязычную бумажную прессу я не покупаю, фильмы не смотрю, важные для меня новости узнаю до того, как о них сообщат информационные агентства, потому что потом уже бесполезно.

В общем, да, частично это пропагандистская машина, частично - попытка выстроить нечто новое, обойти существующие ограничения системы. Ну и это... делаем, что можем с тем, что есть. Другого государства у нас нет, другой страны нет, других нас тоже нет.
19th-Oct-2009 07:36 am
> делаем, что можем с тем, что есть

Да. Это девиз Теодора Рузвельта: "Делай, что можешь, с тем, что у тебя есть, там, где ты находишься".
19th-Oct-2009 10:39 am
Милые лица и чудные голоса уже давно с нами в лице довольно большого количества "боевых блоггеров", транслирующих очередные пропагандистские мантры, только их никто особо не слушает и не читает, кроме таких же "бойцов информационного фронта". Блоги - это место, где читают тех, кто чем-то интересен. Кто не интересен, того просто не будут читать.
19th-Oct-2009 06:00 am
Вот что мне непонятно, это почему в устах сторонницы просвещенного авторитаризма я слышу:
чтобы люди видели, чем занимается их госслужащий,
Если авторитаризм, то госслужащий не их (людей), а монарха. А когда госслужащий их - это не авторитаризм, а либеральная демократия, каковой на просторах 1/8 части суши не наблюдается.

19th-Oct-2009 06:04 am
Здесь нет противоречия. Чиновник может (и должен) быть монарха, но людям важно думать, что это их чиновник; тогда государство устойчивее. ;-)
19th-Oct-2009 07:43 am
Только вот интернет в таком государстве вряд ли будет работать. Равно как и водопровод и электричество. Потому что для того, чтобы технически сложная инфраструктура работала, люди должны думать об окружающих их вещах то, что эти вещи есть на самом деле, а не то, что кому-то показалось полезным им внушить.
19th-Oct-2009 08:24 am
Я это мнение не разделяю. Чтобы технически сложная система работала, ею должен управлять разум, а одухотворять - миф. Как ни цинично это звучит, такова реальность всякого политического управления.
19th-Oct-2009 09:39 am
Ты, Тась, не путай политическую систему с технической.
Людей, возможно, и должен одухотворять миф. Но железякам одухотворенность не положена. И люди, которые за этой железякой ухаживают, должны это четко понимать. А то взрываться будут не только атомные электростанции, но и гидро.
И автобусы без тормозов на линию выезжать, что мы в окружающей себя реальности и наблюдаем.
19th-Oct-2009 10:31 am
Году, эдак, в 2003-м довелось мне работать в отечественном Пенсионном фонде. Работка - врагу не пожелаешь, так что я отчасти стала снисходительнее относиться к чиновникам некоторых ведомств. Что меня удивило, так это наша начальница, завша, как ее называли. Женщина лет под 50, при этом управлялась со средствами технического прогресса ака интернет ловчее, чем многие ее подчиненные более молодого возраста, которых она всячески приохочивала пользоваться достижением цивилизации :) Забавно, но это шло с большим треском: народ тогда (хотя, вроде прошло всего-то шесть лет!) был опасливее, трусоватее - как бы чего не вышло, как бы чего не поломать, как бы "делов не наделать".
Сейчас вспомнила об этом, потому что уж очень похожая ситуация. Интересно, как теперь поживает моя бывшая начальница? Небось, теперь идет обратная война: как оттащить народ в рабочее время от одноклассников и контактов разных :)
Вообще, это все похоже на синусоиду интересов "верхов и низов", причем два графика почему-то никогда в своих пиках не совпадают...
20th-Oct-2009 04:49 am
Таис, Вы разрешите перепечатать этот пост в газете Blog/off (еженедельник, посвященный обзору блогосферы, распространяется бесплатно)? Ссылку на текст и указание ника, разумеется, гарантируем.
20th-Oct-2009 04:54 am
www.blog-off.info - это? Пожалуйста. Как автора можете указать: "Таис Максимова" (kleo).
20th-Oct-2009 04:57 am
Оно самое. Спасибо!
21st-Oct-2009 07:50 am
"Чиновник - такой же человек, как все, только на службе у государстве."
__________________________________________-
:)) Скажите это чиновнику. В глаза согласится. За спиной... Скорее всего тоже согласится, только чиновник воспринимает себя, как часть государства, а не общества, т.е. не нас с Вами.
Я не могу согласиться с Вашей фразой о том, что отсутствие опыта работы в госорганах делает рассуждения умозрительным. Не в безвоздушном пространстве живем, сталкиваемся с этой публикой так или иначе.
Чиновник - не человек. Это человек-функция. Он в определенном смысле обезличен, живет в установленной системе координат, подчиняется иной логике - логике инструкции и регламентов. Не надо обманываться тем, что чиновника как-то зовут, он одевается, ест, пьет.
Ежедневная работа чиновника - жизнь, формализованная в составление и перекладываение (хранение) документа. Это своего рода математика общественных отношений. 1 гражданин - "а"; возраст гражданина - "в", наличие трудового стажа - "с". Отсюда: если "а"+"в"+"с" = трудовая пенсия ("d").
Как вы сюда втиснете необходимость вести блоги и изучать предложения граждан? Вам для начала нужно ДОКАЗАТЬ, что блоги в принципе нужны.
Блоги, как и граждане, инструкциями и регламентами не предусмотрены, а практика может и пересматриваться.
Нужны доказательства? Пожалуйста, из вашего текста. У Медведева блог есть, но у Путина-то нет!
Еще одно маленькое замечание. Вернусь к началу поста. Как Вы сказали, чиновник - человек на службе у государства?
Хорошо бы на службе у граждан :)
This page was loaded Sep 24th 2025, 10:24 pm GMT.