Наиболее существенное возражение на
вчерашний пост почему-то до сих пор не прозвучало.
А мне могли бы возразить: пусть так, (анти)патриарх Игнатий был заодно с врагами Отечества, но наш-то о. Андрей живет четыре сотни лет спустя, и он совсем не заодно! Во всяком случае, ни в чем подобном до сих пор достоверно уличен не был.
Но и Игнатий не был заодно с врагами, пока служил в составе ортодоксальных патриархатов, сначала Константинопольского (он был грек), затем Московского. Попробовал бы он при Федоре, сыне Ивана Грозного, и Борисе Годунове, заикнуться об унии с еретиками-латинянами. Но грозный царь Иван преставился, а царю Борису зверски не повезло с эпохой. После смерти последнего (апрель 1605) перед Игнатием возникли два альтернативных бизнес-плана:
1) поддержать Федора II Годунова, законного царя, присягнуть ему и сохранять верность;
2) предать законного царя, поддержать самозванца и сыграть на его стороне.
И вот ведь какая загогулина получается. Во главе церкви стоит Иов, всеми уважаемый ученый старец, первый патриарх на Руси, до того на Руси были митрополиты, а их назначали из Царьграда. Игнатий - митрополит, но теперь - один из многих. Ну и, легко ли после Иова самому стать патриархом?
А тут как раз система распогодилась - смута на дворе! Царь Федор Борисович дюже талантливый, но совсем молодой (16 лет), влияния никакого, сын чертовски неудачливого и похоже, что ненастоящего царя. А настоящий царь - вот он, Дмитрий Иванович, спешит к Москве с войсками и с печеньками. Спасибо, что жывой! Спасся, получается, Божьим промыслом, от козней подлого изменщика Бориски. Надо бы его поддержать, истинного-то царя... Чего б не поддержать, поддержим. Годуновых в расход, Дмитрия в цари, пущай нами володеет и пущай по справедливости.
Правда, истинный-то царь не сам по себе идет, а в комплекте с полячкой Мнишек и славным воинством Сигизмунда Ивановича Вазы. Ваза в данном случае - польский король, бывший шведский. Сначала вы немного смущены, вам нелегко принять на веру, что б/у король - это что-то стоящее государственной измены. Наши-то как привыкли? Нашим с варягов иль из греков всегда что-то новое везут! Но раз поляки - а они известны как цивилизованные люди - приобрели поюзанного короля, можно и нам брать: вещь фирменная, своих денег стоит.
Все дело в том, что важные господа со штаб-квартирой в Ватикане (Рим, Италия) расширяют сеть своих региональных представительств и выходят на рынок Московии. К ним поступила информация, что здесь over9000 мужиков и баб, потребляющих неправильную духовную пищу. А где правильная - правильно, в Европе! Они делают вам выгодное предложение: вы платите - кровью выскочек Годуновых - только за своего царя, а царицу и поляков получаете совершенно бесплатно! То есть, совсем бесплатно, нахаляву, в качестве приятного бонуса!
Кроме того, участвуя в их специальной акции, приуроченной к началу Смуты на Руси, вы выигрываете главный приз: патриарший престол. Жезл, шапка и титул Святейшего - прямо из коробки, все рулит! И вы рулите, вы - первый после Бога человек в Москве. Никто не верил, что вы сможете, а вы смогли! Скептики, кто полагает происшедшее враждебным поглощением, посрамлены и уволены из штата, иные - прямо в мир иной. Кто скажет, что это не круто?
Но как быть с патриархом Иовом? Вот вы бы как поступили с Иовом? Нельзя же просто взять и умертвить такого человека! С другой стороны, Иов - какбэ человек Годуновых, был им и остался. Решение найдено: сорвать со старца патриаршье облачение и отослать куда подальше. И не замечать, что он - законный патриарх. Еще пускай благодарит, что не ослепили! Поди, в Московии живем, не в Византии. Войска цивилизованных народов, как могут, курощают русских варваров и помогают навести цивилизованный порядок. Поляк, литвин и прочий немец. Цивилизация-то где - ага, на Западе. Там, только там! Все остальное - лишь культуры...
Но счастье длилось так недолго! Когда Лжедмитрий упал из окна, пал и патриарх Игнатий. И куды теперь бечь? Вот куда бы вы свалили, когда дело проиграно и речь идет о жизни и смерти? Если все ваши самые счастливые моменты связаны с иноземной оккупацией. И сами уже связались с оккупантами теснее некуда, свои обратно не возьмут, да и какие они теперь свои... Деваться некуда - на Запад, где цивилизованные люди, к Сигизмунду.
Такие пироги, ребята.
Параллели и контрапункты можете проводить сами.
Когда человек выбирает церковное служение, его личные качества и убеждения играют в этом выборе решающую роль.
Но как только священник начинает играть в Большую Политику, решения за него принимает та из сторон, на которую он встал. Вольно встал или невольно, в силу обстоятельств, не суть. Суть в том, что он уже не принадлежит ни себе, ни церкви. Он - часть одной из партий, орудие политической бортбы. А кто играет дедушку, тот и заказывает проповеди...
