Однажды, много-много лет тому назад, в интернет-анкете был вопрос: если бы вам предстояло дальнее космическое путешествие, какие три книги фантастики вы взяли бы с собой?
Отвечать было легко и приятно, я и сегодня могу уверенно назвать все те же книги: 1) "Бегство Земли" Фрэнсиса Карсака; 2) "Час Быка" Ивана Ефремова и
"Вселенский Дозор" "Спектр" Сергея Лукьяненко.
Но все чаще сталкиваюсь с людьми, которые слышали о Ефремове, читали Лукьяненко, а вот имя Карсака ничего им не говорит. Между тем, Фрэнсис Карсак - это французский Иван Ефремов: ученый-палеонтолог и писатель-фантаст в одном лице. Для меня его "Бегство Земли" - одно из самых сильных впечатлений детства. Притом, книга очень взрослая, серьезная, красивая, реалистичная и романтичная, о мощи человеческого духа, с потрясающими воображение образами будущего. А ведь написана эта космическая сага в 1960 году, т.е. еще до полета Юрия Гагарина.
Мне часто вспоминаются картины из "Бегства Земли". Когда смотрю фильмы о звездах и их эволюции. Когда вижу, как Венера движется по солнечному диску. Когда, бывает, нападаю на фильмы-катастрофы, нелепые, но очаровательные, вроде "
Сверхновой".
И когда смотрю на киевский Майдан-2014, тоже "Бегство Земли" вспоминаю. Всего один фрагмент романа, совсем короткий, но насколько он красноречив! Все-таки у великих фантастов бывают гениальные предвидения.
Но и провалы у них - гениальные, сокрушительные. На заре буйных 60-х Карсак, наверное, не мог предположить, что всего через полвека на планете не окажется политиков, способных Принимать Решения! Но, может быть, он прав, и эти люди вновь родятся в начале пятого тысячелетия?
Так или иначе, мы этого не узнаем. Нам жить с теми, кто есть, весь краткий остаток времени, которое у нас пока есть.
Если кому интересно - тот самый фрагмент, про лучи Тюлика, под катом. Соответственно, беременным женщинам, лицам с неустойчивой психикой и майдаунам любой ориентации - просьба под кат не заходить.
Дверь распахнул передо мной офицер охраны. Огромный стол представлял собою светящуюся схему Хури-Хольдэ с красными кнопками на каждой улице. Я включил экран и снова увидел Хани.
- Теперь, Орк, беспрекословно выполняйте то, что я вам прикажу! Я говорю от имени Совета, который принял решение, исходя из интересов всего человечества и ради нашего будущего. Нажмите красную кнопку на схеме, на Ракорине!
- И что последует? - спросил я.
- Смерть нескольких сумасшедших и, увы, многих идиотов, которые за ними последовали. Центральную ось улицы зальют лучи Тюлика.
Я побледнел. Лучи Тюлика были дьявольским изобретением, которое никогда еще не использовалось,- эту тайну Совет оберегал особенно тщательно. Лучи Тюлика вызывали распад нервных клеток.
- Неужели нет другого способа? - спросил я.
- Нет, Орк. Поверьте, нам это не менее отвратительно, чем вам. Но мы не можем позволить этим кретинам отнять у человечества единственную возможность выжить ради удовлетворения их мании.
Как завороженный, смотрел я на маленькую красную кнопку. Легкий нажим пальцем - и миллионы человеческих жизней угаснут. Я включил другой экран и снова увидел Ракорину. Теперь черным знаменем размахивала очень красивая молодая женщина. Толпа остановилась. Прислонившись спиной к стене, какой-то человек со значком партии экономистов пытался образумить обступивших его фанатиков. Человеческие существа!.. Одно движение пальца - и от них не останется ничего, кроме холмиков инертной протоплазмы. Меня мутило от бессмысленности всего этого, и на мгновение я даже подумал: а может быть, фаталисты правы? Может быть, человечество и не стоит спасать?
А на экране толпа снова двинулась вперед. Нарастая, за звучала песня:
Все хотим мы умереть,
Все хотим в огне сгореть
Со своей 3емлею!
- Итак, Орк? - прозвучал холодный голос Хани.
Я посмотрел на него с ненавистью. Как он был хладнокровен! Но я взял себя в руки. Под маской невозмутимости угадывалось страшное напряжение всего его существа. Я был только орудием, а он вместе с другими Властителями - волей.
Солнце, всех планет отец,
Примет всех нас наконец
С нашею Землею!
Куплеты были в плясовом ритме, но песня звучала мрачно и грозно. Последний раз взглянув на экран, я нажал кнопку.
Совсем близкий взрыв потряс стены, и обломки посыпались дождем. Я приблизился к окну, взглянул вниз. На верхней террасе вопящая толпа теснилась возле небольшой металлической рамы. Блеснуло пламя, и под крики фанатиков с рамы соскользнул маленький снаряд. Он взмыл вверх и взорвался на уровне моего личного кабинета, разнеся на куски бронированное стекло. Без колебаний я подошел к столу, отыскал на схеме кнопку, соответствовавшую этой террасе. Крики смолкли.
Бунт был подавлен без всякой жалости. Правительство триллов, опомнившись наконец, объявило вне закона экономистов заодно с фаталистами.
Update.
Развернутый комментарий
kavnn@lj, раскрывающий важные моменты сюжета "Бегства Земли".