Tais maXimova's LJR: Freezing-point my LJ...
"Умные всех стран, объединяйтесь!" ©
Читатели и недочитатели 
31st-Jan-2014 01:44 pm
Если вы видели мой пост "Читайте книги нужные и сложные" и многие другие подобные, то, пожалуйста, пройдите по ссылке, это касается всех читающих людей и стоит вашего внимания.

На своем примере и примерах нескольких моих друзей я убедилась, что все наши призывы, убеждения, рекомендации - глас вопиющих посреди пустыни. Мы точно кричим против ветра, и наших сил, конечно, недостаточно, чтобы изменить его направление. Этот маразм ветер невежества и дурновкусия крепчает, усиливается до урагана и вызывает сели в книжной отрасли. Мы можем только утешать себя, что предсказали катастрофу и назвали ее истинные причины десять и более лет тому назад. Хотя какое уж тут утешение...

Но это - Антон Первушин ([info]apervushin@lj), писатель, которого я очень уважаю. Он вправе выражать свой взгляд на другом статусном уровне. Хочется верить, что со временем его поддержат и коллеги, не менее достойные и именитые, чем он. Но пока что они старательно возводят свой собственный книжный ад. Мы, читатели, в конце концов, всегда можем спрятаться среди развалин мировой литературы - а им, писателям, самим еще писать и писать.

Под катом - текст Антона полностью. И если вы согласны с ним - найдите время, поддержите.

Оригинал взят у [info]apervushin@lj в Читатели и недочитатели
В последние месяцы в мой журнал зачастили странные товарищи, которые радостно сообщают, что недавно впервые узнали о существовании "пейсателя" Первушина, но теперь, узнав, читать не станут даже под страхом смертной казни. Обычно такие высказывания связаны с моими "антипиратскими набросами", которые неизменно выходят в топ и неизбежно привлекают внимание посторонних. Я, конечно, мог бы высокомерно отвечать таким гостям, что давно не завишу от мнения массовой аудитории, от тиражей и расходимости моих книг, ибо научился монетизировать свою сравнительно высокую цитируемость, однако подобный разговор не имеет смысла по ряду причин.

Прежде всего, я не могу считать читателем того, кто делает выводы о писателе на основании публичных высказываний последнего, а не на основе прочитанных текстов. Еще меня очень веселят рассуждения "недочитателей" о качествах книг по обложкам и названиям. И ладно бы это касалось только нас, ныне живущих (мы всякое привыкли терпеть), но ведь и признанным классикам периодически достается. Кроме того, "недочитатели" зачастую пишут свои комментарии и рецензии столь безграмотно с позиций русского языка, что заставляют усомниться в том, закончили ли они начальную школу (одна-две очепятки не в счет -- я говорю о полном наборе грамматических, пунктуационных и стилистических ошибок). Вообще-то мне всегда казалось, что активное чтение нарабатывает интуитивную грамотность, и тут возможны два варианта: либо я ошибаюсь, ожидая слишком многого, либо "недочитатели" привыкли глотать текст, не вникая в написанное и не обращая внимания на его структуру. А глотать можно только чтиво.

Однако удручает даже не сетевой разгул "недочитателей", которые по наивности полагают, что их малограмотное мнение имеет хоть какую-то ценность (то есть даже самоутверждение за счет наездов на публичную фигуру давно в этих наших интернетах не катит -- слишком много стало высказываний в духе "кто все эти люди?" от персон, которые сами по себе нули без палочки). Удручает желание большинства издателей потакать невзыскательной аудитории. Наблюдая за нескончаемым потоком романов о попаданцах, реваншистской и боевой фантастики, сталкерятины во всех формах и оттенках серости, фэнтези а-ля Варкрафт-на-прогулке, невольно приходишь к выводу, что мы попали в дурной замкнутый круг: безграмотный "недочитатель" готов потреблять только безграмотное чтиво; издатель, видя спрос на безграмотное чтиво, всячески способствует его появлению на прилавках; "недочитатель" не может подняться над своим уровнем безграмотности, потому что его продолжают пичкать всё тем же чтивом. Как разорвать этот круг? Как выйти на перспективу? Старый рецепт "писать надо лучше" уже не работает, в чем легко убедиться, сравнив "проектные" и "авторские" тиражи...

Тут есть еще один нюанс. Некоторые из писателей (в основном те, которые пришли в жанр недавно)  прямо заявляют, что занимаются исключительно увеселением скучающей публики, что литература и фантастика как часть ее служат лишь одной цели -- бездумному развлечению. Отчасти они правы, но когда увеселению подчинена вся литература - это перебор, который обернется именно против писателей. Мало того, что из "властителей дум" нас превратили в "официантов-чего-изволите-кушать-подано", так и составить реальную конкуренцию телевидению, кино, компьютерным играм мы не в состоянии.

Пожалуй, профессиональному сообществу писателей пора понять и принять, что стратегия потакания низменным интересам "недочитателей" порочна по сути. Всё равно от них не дождешься ни внимания, ни слов благодарности (о гонорарах печально промолчим). Давайте зафиксируем: у нас есть читатели. Их меньше, но только с ними имеет смысл вести диалог через тексты и на публичных площадках. Только с ними. Хватит тратить свои силы и жизнь на чтиво. А если "недочитатели" захотят присоединиться к нашему диалогу, то пусть сначала хотя бы грамматику подучат...

Антон Первушин

P.S. Поскольку постоянно поступают вопросы о моей политической позиции в связи с последними событиями, а влезать в свару нет желания, то отвечу кратко. Украинский мятеж не одобряю, хотя и некоторый позитив от него вижу. Канал "Дождь" пусть живет, если у него есть зрители. Все олимпиады я запретил бы на веки вечные, а освободившиеся деньги отдал бы пилотируемой космонавтике. Шумахеру и Фриске желаю скорейшего излечения с последующим выздоровлением.

Comments 
31st-Jan-2014 08:32 am
Насколько я могу судить, всплеск "генитальной литературы" был лет семь-десять тому назад. Сорокин и еще какой-то хуй... забыла; но они тогда всех на уши подняли.

А в целом - да, согласна: после серии конфузов и обломов перестаешь искать. И, слава Богу, классику никто не отменял.
31st-Jan-2014 09:38 am
Я обычно в историческую литературу убегаю, и в юности, и сейчас. :-)

ps. Вспомнила, что еще за хуй: Баян Ширянов! Вот ведь... а какой скандал был. И ничего не осталось, кроме энтропии.
31st-Jan-2014 06:37 am
Издатели в РФ - это тупые скоты, которые убили литературу в самой читающей стране, издательский бизнес, как и медицина и образование, такие сферы жизни общества, которые не "живут" от прибыли, они от этого загибаются. Литературу в РФ можно "оживить", но это серьезная работа на уровне государства, ибо других игроков кроме государства у нас в стране сейчас нет. Но как и кого они "оживят", если возьмутся за дело, примерно понятно.
31st-Jan-2014 07:15 am
Если покойника оживить, получится зомби, который будет ходить всем есть мозг.
Осиновый кол в спину и закопать.
31st-Jan-2014 08:44 am
Да, это и к вопросу о советском опыте организации литературы.
Закопали буржуазных писателей? Закопали. Появились новые, пролетарские, соцреалисты, и не хуже, а лучше буржуазных. И лучшие из закопанных также выжили, их книги до сих пор читаем.
31st-Jan-2014 09:11 am
Закопать надо издательский бизнес. А писатели-то никуда не денутся. Ни современные, ни классики, ни наши, ни зарубежные. Рукописи не горят, а файлы так тем более. Они-то как раз будут продолжать есть наш мозг.

31st-Jan-2014 09:32 am
Необходимо четко сознавать, что субстанция, которую ты называешь издательским бизнесом, питает очень многих и очень разных. Пускай копейками питает и поюзанными медными трубами, но все-таки. Закопать его - значит ударить по интересам основной массы...
1st-Feb-2014 02:44 am
Ну что поделать, система выращивания хлопка на рабском труде тоже питала очень много самых разных людей. некоторые из которых сами кнутом никого не били. Более того она и рабам-то обеспечивала более-менее гарантированный кусок хлеба.

Современные издательский бизнес - это такое рабовладение.
31st-Jan-2014 08:37 am
Я не совсем в материале, могу судить только со стороны, причем с одной стороны прилавка. И мне совсем не кажется, что они тупы. По-моему, умны и работают вполне продуманно. А что литературу убивают, так кого теперь ебут высокие материи? Only business.

Только государство, да. Но совершенно иначе устроенное государство, тут я согласная.
31st-Jan-2014 09:15 am
Я могу судить с несколько большего количества сторон. Все-таки мой отец с разными издательствами имел дело. И с такими, которые при переиздании в другой серии ленятся опечатку исправить, и с такими которые работают чуть ли не как Сытин с Сойкиным во времена оны.

Вторые - не удерживаются в бизнесе. Отбором издателей занимаются не кто-то умный, работающий продуманно, а рыночная конкурентная среда.

Методы конкуренции вида "застрелить в подъезде" встречаются только на некоторых, очень узких секторах рынка, где речь идет о миллионных тиражах. Например, в области школьных учебников. А там где тиражи измеряются тысячами и десятками тысяч, работает закон Акерлофа. Тупые выживают, умные - разоряются.
31st-Jan-2014 09:34 am
Вот ты знаешь, а чем дальше, тем больше... мне не кажется, что это именно "рыночная конкурентная среда" их отбирает, похоже, тут есть немалый элемент самообмана, с нашей стороны.
31st-Jan-2014 07:33 am
""Читайте книги нужные и сложные"
А где список книг?!
31st-Jan-2014 08:38 am
Я не даю инструкции - я предлагаю МЕТОД.
31st-Jan-2014 09:47 am
Вы бредите? Чем метод отличается от инструкции?! Без обид. Наверное просто списка у вас нет?
31st-Jan-2014 12:54 pm
У меня дохуя различных списков, только книжных - с десяток. Кто ищет - тот всегда найдет. Удачи!

Кстати! В один из этих списков вы можете попасть. Но никак не книжных.
31st-Jan-2014 01:02 pm
Доктор, тогда последняя просьба. http://samlib.ru/editors/g/gazeta_r_r/interwxjusbogom.shtml

Мне лучше не позориться?
31st-Jan-2014 08:59 am
не понимаю, почему это подается как узко отраслевая проблема.
вот ровно то же самое происходит с ТВ, газетами, кино, на эстраде, да и в производственной сфере - извлечение максимума прибыли при минимуме издержками.

собственно, в советских учебниках это все многократно описано, ничего нового.
31st-Jan-2014 09:18 am
Статья Акерлофа "The Market for Lemons" конечно, имела шансы попасть в советские учебники - она в 1970 году вышла. Но что-то мне сомнительно это.

Потому что максимум прибыли и минимум издержек - это хорошо. Но следует объяснить, почему на данном конкретном рынке снижение качества не приводит к снижению прибыли.
А это сделал только Акерлоф.
31st-Jan-2014 09:29 am
данную конкретную статью сама не читала, но буржуазная массовая культура у нас описывалась довольно-таки подробно, со всеми ее косяками, так что добро пожаловать.

что характерно - оно касается не только условно гуманитарного рынка.


31st-Jan-2014 09:26 am
Да, ты права - по сути. Но тут слишком много личного, я все-таки в книжном мире всю жизнь вращаюсь, мне "за державу обидно".
31st-Jan-2014 09:44 am
ну что я могу тебе сказать.

мне тоже обидно, за книги в меньшей степени - их в конце концов можно писать в стол или для узкого круга, можно выкладывать на каком-нибудь продпажном сервисе и даже иметь свой скромный гешефт.

а вот хорошую газету или хорошее ТВ в стол не сделаешь, увы.

вот лично я проектные книги не читаю от слова совсем.

и мне несколько странно, когда писатели из числа кориефеев и защитников интеллектуальной собственности запускают "проекты" по своим мирам (хотя чем оно обернется, в общем-то понятно уже на старте) или запускают проекты на основе идей еще более древних корифеев и не стесняются за эти деньги брать.

я понимаю, что когда выбор между персональной морковкой и качеством литературы - выбор-то делается в пользу морковки, мало кто готов ею пожертвовать.
ну что тут скажешь. других писателей у меня для вас нет. других читателей, впрочем тоже...
31st-Jan-2014 01:01 pm
Катя, я разделяю это мнение не в полной мере.

Есть проекты и проекты. Проектные книги, которые навязываются читателю, буквально впариваются, даже вопреки здравому смыслу. И книжные проекты, которые читатели ждут годами, а они - и также вопреки здравому смыслу - все никак не состоятся.

И насчет других читателей: они - есть. Мы - есть. Пока.
31st-Jan-2014 10:51 pm
Старушки всё падают и падают, Блюхеров и глупых милордов всё несут и несут, а литература всё жива и жива...
Как ни печально, но советское издательство и советское же чтение - это флюктуация на теле мировой культуры. И пока не общество не поменяется, вряд ли ситуация кардинально изменится.

http://sanchos-f.livejournal.com/102952.html
This page was loaded Sep 11th 2025, 10:08 pm GMT.