| Блистательный и гениальный langobard@lj дает совет старым блогерам: В 2008 году фейсбука еще как бы "не было". Ежели у кого в августе 2008 года (во время конфликта с Грузией и обострившихся отношений с Западом) был блог со, скажем так, немалым числом активных читателей, загляните в блоговый архив августа 2008 года - почитайте, что писали вы, что писали вам. Посравнивайте с... (молчу). Вас ждет неописуемое удовольствие.Хоть я и не считаю себя "блогером" (а тем более - старым! Таис не стареет), воспользуюсь советом. Сергей плохого не подскажет, да и на самом деле интересно, столько ж лет прошло. Чтобы далеко не ходить, смотрю 8 августа, напомню, первый день "Пятидневной войны" (08.08.08). Читаю и сама охуеваю... Весь этот пост, эту статью, не меняя в ней ни знака, можно хоть сегодня давать в любое СМИ, претендующее на аналитичность. Хоть запутинское, хоть антипутинское. Маты убрать, а новизны добавить - и вперед. Хотя, конечно, ни одно сегодня не возьмет. Теперь иные времена, то, что тогда цвело - издохло. Вы можете прочесть ее прямо здесь, также не меняю в ней ни знака. А после будет небольшой постскриптум, который лучше пропустить: вам не понравится. Я внимательно читала разные отзывы жжистов по Осетии, но так до конца и не разобралась, что это сегодня было: Праздник Пикейных ЖЖилетов или День Пробуждения Гражданского Общества.
Видимо, и то, и другое - смотря для кого. Для одних - горячий повод попиздеть. Для других - ощущение сопричастности: что Родина им не чужая и они не чужие в ней.
Но здесь-то и кроется мина-ловушка.
Открытое информационное общество спотыкается там, где ни за что бы не споткнулось общество традиционное - на своих главных достоинствах, именно на открытости, на чувстве сопричастности граждан событиям, которые их прямо не касаются.
Еще какой-то век-другой тому назад проблема решилась бы быстро и однозначно: более сильная держава присоединила бы к себе территории, которые входят в зону ее интересов, где живут ее граждане и чьи правители горят желанием вступить под ее сюзеренитет. Кстати, именно так и никак иначе Россия "завладела" в свое время Грузией - грузинские цари попросили, местное население поддержало, российские самодержцы согласились, и люди русские - приняли; жаль, что сегодня забывают этот исторический факт.
Но в информационном обществе условности сильнее интересов. Уже издохший в цивилизованных европах миф о "нерушимости послевоенных границ" еще умудряется держать за яйца горячих горцев. Не только малые князьки, но и властители великих стран скованы липким страхом перед "общественным мнением". Никто не хочет прослыть "агрессором", и все работают на публику больше, охотнее, чем на свои государственные интересы. Войну сегодня ведут не военные и даже не политики - а мемы, рождающиеся в горниле "общественого мнения". Война в XXI веке превратилась в медийный проект общего авторства. Поэтому так трудно отыскать в ней начало и конец, выявить зоны ответственности и уловить перспективы завершения.
Саакашвили ведет войну не только (и не столько!) потому, что охуел - а потому, что сам народ Грузии вручил ему такой мандат на недавних президентских выборах. Штаты помогают и потворствуют Саакашивили не потому, что обожают душку Мишико и люто, бешенно ненавидят нас, темных запутинских медведов, а потому, что само американское общество насквозь пропитало себя иллюзорной картинкой кавказских и российских реалий, и всякая администрация, сколько бы умных кондолиз в ней ни было, вынуждена подстраиваться под эту картинку; в болоте информационного самообмана тонут и собственные американские интересы. Наконец, наш молодой Медвед послал войска спасать Осетию не потому, что он крутой медвед, гарант и все такое - а потому, что иначе общественное мнение России уронило бы его кудрявой головой о кремлевскую брусчатку.
Итак, общественное мнение, как коллективный кукловод, дергает за ниточки политиков-марионеток и понуждает их вести войну во имя мира - так что же в том плохого? Прямая демократия, разве нет? Сбылись, блять, мечты древних эллинов, когда те уже не ждали...
А плохо то, что общественное мнение легкомысленно, ветрено, склонно к измене, в час острого кризиса оно подобно морю во время шторма, и никогда нельзя сказать заранее, куда это море качнет корабль государства. Коллективный разум общества далеко не всегда осознаёт государственные интересы во всей их цветущей сложности. Общественное мнение живет эмоциями, все теми же летучими, изменчивыми мемами, а не рассудком. Петр I выиграл войну с могучей Швецией, модернизировал Русь-матушку и сделался Великим, поскольку не считался с мнениями своих подданных. Сегодня хуй бы у него что получилось. Общественное мнение его бы сдуло, как пылинку.
Я очень опасаюсь, что в нынешнем конфликте общественное мнение с разных сторон будет и дальше подталкивать эти стороны к миру (каждое, разумеется, на своих условиях), но так и не даст этот мир заключить. Чтобы выиграть мир всерьез и надолго, лидерам необходимо оторваться от телевизоров и мониторов, перестать слушать кухарок с публицистами, запереться в Ситуационной Комнате с надежным Мозговым Штабом, где и принять наконец Гениальный План, а потом найти силы провести его в жизнь.
Да, я - авторитаристка, я за проверенные дедовские методы, они работают наверняка. ps. Теперь я очень сожалею, что писала это здесь. Теперь я понимаю, что писала зря. Что говорила - не услышали, что объясняла - просто отмахнулись. Сама виновата. В очередной раз подтвердилась старая как мир истина, что люди в сытости не ищут верный выход, а запасаются попкорном и спешат в диванные войска. Зато потом, в нужде, они пытаются отвоевать, что прежде растеряли-проебали. С гораздо большими потерями, искушениями и рисками. И с несоизмеримо более высокой вероятностью все потерять, на этот раз - необратимо, навсегда. pps. Хотя у нас, у русских, именно таков обычай: сначала все про$рать, потом ВНЕЗАПНО это осознать, поставить на кон собственное будущее - и, вопреки самой судьбе, выиграть всё, выиграть у всех! |
Глядя на происходящее, кажется, что кто-то именно так и сделал.
Так что кому надо - те услышали.
PS: Ближайшие полгода-год очень многим людям будет очень стыдно, за то, что они делали предыдущие месяцы.