Мк 11.27 – 12.37 СПОРЫ В ИЕРУСАЛИМЕ
Этот раздел споров с религиозными лидерами Иерусалима отчасти напоминает собрание 2.1 – 3.6, но если там ставится под вопрос деятельность Иисуса, то здесь оспаривается Его учение.
Мк 11.27-33 ПРАВА ИИСУСА
(Мф 21.23-27; Лк 20.1-8)
27 Вот они снова приходят в Иерусалим. Когда Иисус прохаживался по двору Храма, к Нему подошли старшие священники, учителя Закона и старейшины.
28 – По какому праву Ты так поступаешь? – спросили они. – Кто Тебе дал право так поступать?
29 – Я вам задам один вопрос, – ответил Иисус. – Если вы Мне ответите, то и Я скажу вам, по какому праву так поступаю. 30 Омовение Иоанна от кого было? От Бога или от людей? Отвечайте!
31 Они стали рассуждать между собой так: «Если скажем "от Бога", тогда Он спросит: "А почему вы ему не поверили?" 32 Сказать "от людей"?..» Но они боялись народа, потому что все считали Иоанна настоящим пророком.
33 Поэтому они ответили Иисусу:
– Не знаем.
– Тогда и Я не скажу вам, по какому праву так поступаю, – ответил Иисус.
Комментарий ВК
Ст. 27 – Марк сообщает, что на следующее утро после очищения Храма Иисус прохаживался по двору Храма. Двор язычников был тем местом, где авторитетные еврейские учителя наставляли своих учеников, сидя или прогуливаясь под колоннами портика. К Иисусу подходит целая депутация представителей власти. Это члены Синедриона, состоявшего из старших священников, старейшин и учителей Закона, то есть из фарисеев и саддукеев (см. ком. на 14.55-56). То, что явились представители всех трех групп, свидетельствует о серьезности проблемы.
Ст. 28 – Они задают Иисусу вопрос о том, есть ли у Него право так поступать (имеется в виду очищение Храма) и кто Ему его предоставил. Сам вопрос говорит о том, что смысл входа в Иерусалим и очищения Храма остался для них непонятным.
Ст. 29-30 – Иисус отвечает встречным вопросом.
Если они на него ответят, тогда даст ответ и Он. Его вопрос об Иоанне Крестителе. Признают ли они, что Иоанн был послан Богом совершить очистительное омовение перед приходом Мессии, или не признают и считают Иоанна самозванцем? От Бога – в греческом дословно: «от Неба»; стремясь избегать употребления слова «Бог», благочестивые люди часто заменяли его словами «Небеса, Небо, Имя» и др.
Ст. 31-32 – Власти поставлены в трудное положение. Если они ответят, что Иоанн исполнял волю Бога, они сами дадут против себя свидетельство – они воспротивились Богу. Конечно, они отвергли весть Иоанна (см. Мф 21.32; Лк 7.29-30), но открыто признать это боялись, потому что народ почитал Иоанна как пророка, то есть вестника Божьего. Тем самым изобличена их неискренность и лицемерие, ими движет не стремление узнать истину, а желание сохранить и упрочить свое положение.
Ст. 33 – Так как они сказали, что не знают, то есть не ответили, то Иисус тоже не отвечает. Может создаться впечатление, что таким способом Он ушел от ответа. Но ответ всё же был дан, хотя и в завуалированной форме: те, кто не признал Иоанна, не признают и Того, чей приход Иоанн подготовлял и возвещал. Это еще одно предсказание о смерти Иисуса, потому что Ему предстоит разделить судьбу Своего предтечи.
12.1-12 ПРИТЧА О ВИНОГРАДНИКЕ
(Мф 21.33-46; Лк 20.9-19)
Landowner plants a vineyard, and hires caretakers, A
Artist: UNKNOWN; Illustrator of Jerome Nadal's 'Evangelicae Historiae Imagines', 1593
From "Evangelicae Historiae Imagines ", published 1593, planned by Jerome Nadal (1507-80),
produced by Bernardino Passeri, Marten de Vos, and Jerome and Anton Wierix. Republished in 1594 and 1595 entitled "Adnotationes et Meditationes in Evangelia".
Иисус начал говорить им притчами:
- Насадил человек виноградник,
обнес его оградой,
вырыл яму для давильни,
выстроил сторожевую башню
и отдал его внаем виноградарям.
А сам уехал в чужие края.
2 Вот настала пора -
послал он слугу к виноградарям
получить свой доход с виноградника.
3 Но те схватили его, избили и отправили ни с чем.
4 Снова послал к ним другого слугу,
но тому разбили голову и выгнали с позором.
5 Послал еще одного – того убили.
Много других посылал -
одних избивали, других убивали.
6 Был у него еще сын, любимый единственный сын.
И последним послал к ним его, думая:
«Сына моего постыдятся».
7 Но виноградари те стали говорить друг другу:
«Это наследник!
Давайте убьем его, и нашим будет наследство!»
8 Они схватили его, убили и выбросили из виноградника.
Son is killed outside the vineyard, The
Artist: UNKNOWN; Illustrator of Jerome Nadal's 'Evangelicae Historiae Imagines', 1593
9 Что же сделает хозяин виноградника?
Он вернется и казнит виноградарей,
а виноградник отдаст другим.
10 Разве вы не читали в Писании:
«Камень, который отбросили строители,
стал краеугольным камнем.
11 Это сделано Господом -
диво, которое было на наших глазах»?
12 Они поняли, что притча направлена против них, и хотели было схватить Его, но побоялись народа. Поэтому они оставили Его и ушли.
Примечания
WEIGEL, Johann Christoph
Date: Published 1695
Technique: Woodcut
Ст. 1 – Этой притчей Иисус продолжает ответ тем, кто усомнился в Его праве действовать от имени Бога. Притча о винограднике была хорошо известна слушателям, все они или слышали, или читали пророка Исайю и помнили, что виноградник – это Израиль, а хозяин виноградника – Бог (Ис 5.1-7). Рассказывая Свою притчу, Иисус использует эти образы и даже цитирует начало притчи Исайи. Но Он расширяет тему, используя реалии Своего времени.
Итак, хозяин посадил и обустроил виноградник: окружил его оградой, поставил сторожевую вышку для защиты от воров, вырыл яму для давильни. Но сам он не занимался виноградником, отдав его арендаторам. В I веке много земель принадлежало богачам, жившим за границей, так что слушателям Иисуса была знакома подобная ситуация.
Ст. 2-5 – Когда настало время сбора арендной платы, хозяин послал слугу, но арендаторы отказались платить. Он посылал одного слугу за другим, но безрезультатно.
Ст. 6 – И в конце концов он решил послать своего сына. Хозяин, вероятно, думал, что арендаторы отказывались иметь дело с его слугами, считая их самозванцами. В полномочиях же сына они не должны были усомниться.
Ст. 7-9 – Арендаторы, увидев сына, решили, что старый хозяин умер и сын явился, чтобы в качестве наследника вступить во владение имением. По закону права на выморочное имение мог заявить первый, кто объявит его своим и обнесет оградой. Поэтому они убивают его. То, что они выбросили тело из виноградника, не похоронив его, было высшим оскорблением (ср. Евр 13.12). Арендаторы ослеплены жадностью и ведут себя нелепо, не предполагая, что им придется отвечать за содеянное. Но в этом как раз и таится разгадка притчи.
В ней, в отличие от большинства притч Иисуса, содержатся некоторые элементы аллегории, как и в притче Исайи.
Несомненно, слуги – это пророки, которых неоднократно посылал Бог, чтобы призвать народ измениться и возвратиться к Богу, но судьба пророков тоже была трагичной: над ними издевались, их преследовали, некоторые пророки погибли мученической смертью. В притче Иисус открыто называет себя Сыном, а не одним из пророков, как Его называли в народе (6.15; 8.28). Своему любимому и единственному Сыну Иисусу Бог доверил особую миссию – еще раз попытаться обратить народ к Богу и в случае отказа возвестить наступление Божьего Суда. Он знает, что Его Вести от Бога суждена та же участь, что и вести пророков, то есть она будет отвергнута, и этой притчей Он еще раз предупреждает вождей народа о трагических последствиях такого отвержения: наследие будет отнято, религиозный статус народа Божьего будет передан другим.
Ст. 10-11 – Иисус завершает притчу цитатой из Пс 118(117).22-23, темой которого также является отвержение людьми Божьей воли. Строители отвергли камень, который символизирует Иисуса, но Он стал краеугольным камнем, то есть самым важным в здании. Есть предположение, что Иисус цитирует текст о камне из-за игры слов («бен» – сын; «`эбен» – камень). Несмотря на то, что Иисус будет убит, Бог не оставит Его, но поднимет из мертвых. Тема страдания неразрывно связана с торжеством воскресения. Образ камня станет любимым образом раннехристианской литературы (Деян 4.11; 1 Петр 2.7; Еф 2.20; Рим 9.32-33).
Ст. 12 – Саддукеи, игравшие самую важную роль в Синедрионе, не могли простить Иисусу Его резкой и уничтожающей критики Храма и его священства, выразившейся в беспрецедентном событии – очищении Храма. С их точки зрения, Иисус окончательно порвал с Заветом. Представители Синедриона поняли, что притча предсказывает их грядущую гибель, но вместо того, чтобы одуматься, хотят арестовать Иисуса, не понимая, что они будут отвергнуты Богом за то, что отвергли посланного Им Сына. Как и в предыдущем случае, арест не состоялся, потому что они побоялись народа.
Parable of the vineyard
Artist: UNKNOWN; Illustrator of 'Speculum humanae salvationis', Cologne, c. 1450