Wed, Sep. 3rd, 2008, 08:36 pm
[info]tapirr: DEMOLISH SERIOUS CULTURE. 2

мой предуведомление к публикации. Кстати, вот что ещё хотел сказать. То, что они здесь пишут - это чудовищно скушно...

начало здесь

спасибо [info]iiiiiiiiiiiiiia@lj

Александр Бренер, Барбара Шурц

DEMOLISH SERIOUS CULTURE !!!
31.03.2003

или что такое радикально-демократическая культура и кому она служит

Часть 2

Работа и бунт

Однако: для чего мы пишем этот текст? Неужели только ради того, чтобы еще раз проартикулировать и так достаточно хорошо известные представления о локальном сопротивлении, об освобождающем труде, о конституирующем действии?..

Чтобы еще раз произнести слова о радикально-демократической культуре, как тысячи авторов до нас произносили слова об анархизме, анархо-синдикализме, анархо-коммунизме?.. Неужели только для этого?

Слов поистине слишком много. Может быть, нужны уже не слова, а одни только акты - акты раскрепощения...

Пусть даже эти акты будут казаться успокоенному теорией большинству ненужными, обреченными, идиотскими...

Всё равно... Нужно послужить делу интенсивного и бескомпромиссного раздражения, развоплощения, развеществления власти... Пусть даже ценой чудовищной утраты... Амок! Амок!.. Иногда смерть лучше, чем несмерть или чем бессмертие - когда, например, речь идет о вампиризме, о зомбизированности... Критический дискурс сегодня зомбизирован, это точно... И многие-многие его носители... Посмотрите на воскового гнома Эрнесто Лакло, посмотрите на ртутную мамбу Шанталь Муфф, на виртуального пупса Жижека... Посмотрите на франкенштейна Джеймисона... Теория и теоретики барахлят, несомненно... Нужны радикальные практики... Нужен отказ от политической риторики в пользу пронзительного свиста... Ча-ча-ча....

Но что понимать сейчас под бунтом?

У нас в запасе есть только одна идейка, не считая уже упомянутых радикальных практик угнетенных, которые, безусловно, сохраняют все свое значение и в нынешних обстоятельствах. Эта идейка: DEMOLISH SERIOUS CULTURE!!! Что это значит? Нет, под этим вовсе не скрывается очередной проект субверсии... Никакой софистицированной симуляции... Разрушение серьезной культуры следует понимать совершенно буквально: необходимо взорвать, разнести в клочья и руинировать, превратить в пыльное ничто всю структуру современной культуры, всю ее монструозную институцию, всю сеть отношений и коммуникаций, которая и есть теперешняя культура. Это, собственно, и есть та работа, которую мы предлагаем совершить нашему читателю. И одновременно - это бунт.

Необходимо немедленно признаться: с этого момента мы больше не хотим употреблять термин "радикально-демократическая культура". Мы чувствуем, что это понятие изжило себя. Оно слишком отдает засохшей академизированной блевотиной апроприированного институциональной критикой анархизма и, разумеется, марксизма. Довольно! С этого момента наш единственный тезис и единственный лозунг - DEMOLISH SERIOUS CULTURE!!! Разрушим подлую серьезность патриархальной и лицемерной капиталистической культуры!!!

Борьба против гегемониальной мрази!
(Это наш первый лозунг).
Прочь из неолибералистской грязи!
(Это второй наш лозунг).

Мыслить следует радикально!
Действовать необходимо локально!

Ничего не нужно бояться!
(Это наш третий лозунг).
И как следует взяться!
(Это четвертый наш лозунг).

Мыслить следует радикально!
Действовать необходимо локально!

Нужно быть веселее!
(Это наш пятый лозунг).
И даже чуть-чуть наглее!
(Это шестой наш лозунг).

Мыслить следует радикально!
Действовать необходимо локально!

Ну а седьмой наш лозунг:
Не посрамим лица!
Ну а последний наш лозунг:
Не скурвимся до конца!

Мыслить следует радикально!
Действовать необходимо локально!

Серьезность и несерьезность

Нам резонно возразят: а разве современная культура действительно серьезна? Разве не хихикает она и не паясничает, разве не идиотничает и не корчит рожи? Разве не боится, как смерти, трагического? Разве не предпочитает всем жанрам фарс? Ха-ха-ха-ха!

Да, конечно, но ведь это более или менее по принуждению...

Система обязывает, нужно соответствовать требованиям... Правила сегодняшней культурной игры заставляют всех участвующих в ней быть конвенционально и старательно несерьезными, а это нечто другое, чем быть несерьезными просто по собственному желанию. Желания-то как раз во внимание не принимаются. Несмотря на всю свою показную игривость, сегодняшние деятели культуры ходят как по струнке и весьма обязательны: соглашения подписываются с обеих сторон с неизменной корректностью, шоу открываются во-время, публика получает то, за чем она пришла без всякого ропота, произведения пополняют коллекции - бизнес есть бизнес. И в бизнесе шутки в сторону!

Серьезность, пунктуальность и корректность, хозяйничающие в теперешнем культурном праксисе, свидетельствуют о небывалом, просто потрясающем неолибералистском консенсусе. Вы только поглядите: и художники, и критики, и коллекционеры, и кураторы, и публика, и музеи - все заодно, все вместе, все на одной стороне, все слились в демонстративном объятии! Все кружатся в вихляющем танце на премьерах и вернисажах, выполняя, разумеется, каждый свою функцию, приплясывая каждый на своем месте... И не дай Бог перепутать функции!.. Вот скандал-то будет, вот фрустрация!.. Да, серьезность здесь царит не просто бюрократическая, но еще и какая-то психотическая, просто клиническая!

И именно эту-то серьезность и следует разрушить, раздербанить в пыль! Потому что именно эта чисто функциональная, скучная, пошлая, абсолютно мертвеннная серьезность устанавливает свой жесткий закон и канон в современном культурном мире. Потому что именно эта вобщем-то совершенно канцелярская убийственная серьезность творит актуальные иерархии и назначает, кому быть живым и хвалимым, и кто должен быть мертв и хулим. Потому что именно эта полукомпетентная консумеристская серьезность распоряжается выживанием культуры на сегоднешнем розничном рынке химерических суррогатов. И в глубине этой серьезности - тошнотворные переживания фашизоидного капиталиста!

Подлинная же серьезность уничтожает клише серьезности с помощью хаоса. Хаос может оказать хорошую услугу радикально-демократической культуре, ха-ха!.. Не всегда, разумеется, но иногда...

Безумные дети схватили помаду -
И стали бордовыми бледные гады!
Безумные дети схватили крючок -
И бледные гады легли на бочок!

Только не надо бесчинствовать!

Безумные дети схватили напильник -
И сразу исчезло понятье "насильник"!
Безумные дети схватили кровать -
И негде теперь подлецам блядовать!

Только не надо бесчинствовать!

Безумные дети схватили какашку -
И всем капитанам испачкали бляшку!
Безумные дети схватили костыль -
И все превратилось в какую-то пыль!

Только не надо бесчинствовать!

Почему мы все время говорим: культура да культура?

Однако нас могут спросить: почему мы постоянно твердим о культуре? Почему уделяем ей первостепенное внимание и дискриминируем тем самым понятие политического?

Действительно, нынешняя гегемониальная конъюнктура предпочитает культурное политическому и даже делает из этого шик. Как мы уже упоминали, мультикультурализм практикует культурализацию политических различий и борьбы. Хитрость мульти-культи состоит в том, что политические жесты, ставящие под вопрос существующий порядок, трансформируются в локальные культурные проблемы и тем самым делаются абсорбируемыми. Проповедуемая толерантность к другим культурам скрывает под собой экономические, правовые и социальные исключения иммигрантов, заключенных и прочих угнетенных групп. Это так!...

Но наш боевой клич DEMOLISH SERIOUS CULTURE!!! призывает не к культурализации политики, а к радикальной политизации культуры.

Старый концепт Грамши о культурной гегемонии имеет хождение среди сегодняшних "культурных левых", поскольку он рассматривает область культуры как поле политической борьбы. Сам Грамши считал, что оппозиционные (нелегальные, подпольные) движения, которые не участвует в официальной политике, должны создать базис для достижения политической власти в области культуры и ежедневной жизни. Это и есть культурная гегемония. Однако нынешнее использование грамшианского концепта служит лишь дальнейшей дифференциации эстетических значений в культурном поле. Радикальные политические идеи, функционирующие в интеллектуально-артистическом гетто, вырождаются в пассивные символические репрезентации. И в конце концов все это опять превращается в тухлую коммуникацию между художниками и критиками, критиками и кураторами, кураторами и спонсорами... Ха-ха-ха!.. DEMOLISH SERIOUS CULTURE!!! - это значит взорвать стены гетто и отказаться от идеи оккупировать понятие искусства. И - в противопроложность этому - искать союзников снаружи, среди угнетенных, на промозглых улицах, в клоаках мирового рынка.

На самом деле мы никоим образом не дискриминируем понятие политического. Так же как существуют разные варианты демократии, есть и разные концепты политического. Официальная политика - это то, что мы имеем в репрезентативной демократии в виде парламента и политических партий. Но когда мы говорим о политическом, то имеем ввиду как раз разрушение этого идеологического пространства, то есть этаблированного общественного порядка. Политика в нашем понимании - это не частичные требования, которые выдвигаются в ходе переговоров интересов властных групп и разного рода субкультур, а конфликтные акты, которые меняют самые рамки официальной политики. Такие акты направлены на подрыв, а не на нормализацию общественного порядка, как это хотелось бы официальной политике. Да и вообще: официальная политика - это порядок полиции, а мы полицию ни в коем случае не любим. Полицию - в ад!

Из всего это делаем вывод: DEMOLISH SERIOUS CULTURE!!! - это еще как политично... Просто до чрезвычайности. ...Впрочем, бумага все стерпит, а что до конкретных действий, то молодежь, кажется, предпочитает слушать BASEMENT JAXX, а вовсе не наши котячьи вопли...

...Но что такое молодежь? Обработанная экстази дискотека?...

Чо? Чо? Чо?
Клитор в плечо!
Татуированная роза!
И в паху заноза!

Ба-ба-ба!!!
Ба-а-а-а-а-а-а!

Не надо икать
И жопу лизать!
Человек - невидимка!
Пантера - блондинка!

Ба-ба-ба!!!
Ба-а-а-а-а-а-а!

Ляг на диван!
Почитай Коран!
Это ли ложь?!
Да здравствует еж!

Ба-ба-ба!!!
Ба-а-а-а-а-а-а!

Серьезность - это морозильник с трупами, а несерьезность - гниющий цветок

В этой исключительно несерьезной главе нам хотелось бы решительно выступить на стороне упадка и разложения - вот мы и выступаем! Маленькие гниющие туберозы, умирающие гладиолусы, увядающие ромашки, поникшие лилии, смердящие, как помойка, цветы кактусов, изнемогающие орхидеи - вот что вызывает наш неподдельный восторг и сочувствие! Только чтобы все это великолепие действительно гнило и уходило в небытие!!! И чтобы никакой реанимации!!! Вся проблема в том, что серьезная культура помещает гниющие предметы в холодильник! Втискивает их в твердую и холодную рамку, заключает в стерильную тюрьму композиции! О Боже, как же нам убить композицию? Наивная мечта красножопых кроликов! Неужели это и в самом деле невозможно?! Неужели Дюшан с Мондрианом правы и композиция - неуничтожима?! Убить композицию - это значит убить проклятую серьезность!

Вспомним Джека Смита, чей дух витает над этим текстом! О-о-о, его перенасыщенные, выпирающие из всех границ, влюбленные в хаос, перепутанные, гнилостные, растекающиеся, дрожащие, божественные трансформации! О, чистая радость копошения! Вспомним, что говорил Дюшан: жизнь произведений скоротечна - десять-двадцать лет! И это максимум! А потом приходит смерть! Смерть!.. О, смерть!.. Но придти она, как известно, может в двух разных личинах, в двух несхожих вариантах: либо как гниение и растворение, либо как зомбификация и заледенение! Вот она - альтернатива! Между зомбификацией и растворением!.. Между злобным вурдалаком и исчезновением!.. Кем быть хотите, дамы и господа? Вампирическими монстрами или разноцветной слизью? А?.. И дамы и господа, разумеется, вопят: "Монстрами, монстрами, только не слизью! Монстрами!" А почему, спрашивается? Почему такой ужас перед растворением, уходом в землю, в перегной, в навоз говяжий? Почему такой страх перед обнаженным проникновением? Да потому, что вся культура вокруг дает одни лишь примеры монструозности и оледенения! И даже гниение помещается в рамку!!! Вот так гниение! В рамке гниение! В музее гниение! Такое знаменитое, позолоченное, в старой доброй традиции гниение! А мы говорим: необходимо самой рамки гниение! И исчезновение!

Серьезность, безусловно, выдумана профессионалами, и призвана защищать их привелегии. А профессионалы выдуманы властью. А мы исходим из того, что культура делается далеко не только профессионалами, а еще и любителями, и любители эти нисколько не хуже профессионалов, они подчас тоже достигают прямо-таки поразительных результатов. Разные любители: всякие вдовы, деревенские придурки, разные алкоголики, нью-вейверы, заключенные, просто любители, школьники, индейцы, бангладешцы, сомалийские пастухи, разные циркачки, цветочницы, старухи, черт знает кто... И как раз-таки именно этот последний факт и хотят скрыть профессионалы. Их задача состоит в селекции, презентации и презервации культуры, и это-то как раз и кажется нам сомнительным. Ибо сохраняя и презентируя одно, они репрессируют, уничтожают и скрывают другое. А это, попросту говоря, плохо.

Ничего не нужно презентировать и сохранять! Пусть все презентируемое сгниет! Пусть все-все-все исполнится, испарится и наполнит своим душным духом мир! Пусть все-все-все прорастет! Пусть все научится говорить на своем языке! Пусть все языки станут инструментом и оружием против гегемониального тупого бормочущего консенсуса! Пусть лепет превратится в мощный гул языков! Пусть шершавые языки возвестят о новом возмущении и новой борьбе! Пусть языки, напрягаясь, борясь и сплетаясь в восхитительных поцелуях, дадут власти по зубам!

Возлюбленные угнетенные, изнывающие в гигантском чреве белого патриархального капиталистического консенсуса! Не позволяйте, чтобы из ваших рук вырвали вашу собственную культуру! Эту культуру должны делать вы, а не какие-то сомнительные профессионалы и специалисты, какие-то Мадонны, Стивены Спилберги, Мэтью Барни, Алексы Гарланды и банда продюсеров! Культуру должны делать вы, а не индустрии, корпорации и фирмы! Что за чушь, что за морок! Культуру должны делать не элиты, паразитирующие на военно-промышленном комплексе, а вы, дорогие читательницы и читатели этого сочинения! Ведь компьютеры, синтезаторы, ревербераторы, секвенцеры, которые обслуживают сегодняшние кино, музыку и визуальные искусства, выпускаются теми же компаниями, которые производят технические приспособления для ведения войны. Вот так дерьмо!.. Безусловно, война и культура составляют ныне самый доходный в мире бизнес, и мы должны положить этому конец!..

...Легко сказать - трудно сделать!..


Дожди из лягушек прошли в Лиссабоне,
А в Вене - дожди из червей.
Но в каменном городе Каркассоне
Был дождь из мясницких ножей.

Газеты в глубокой печали писали,
Что ранено восемь детей.
А через неделю в далеком Непале
Был дождь из куриных костей.

В Нью-Йорке шел дождь из собачьего кала,
А в Дели - из ржавых гвоздей...
Но публика вскоре немного устала
От всех этих грустных вестей.

Против культурного расизма и ксенофобии

Расизм рождается здесь и сейчас, в движениях и словах каждого из нас - каждого, кто пытается искоренить или хотя бы оспорить единственность другого с помощью каких-либо концептуальных стереотипов и схем.

Расизм есть навязывание другим их идентичности и места в мире.

Беспощадно уничтожайте расизм!

Расизмом проникнуты сейчас не только гегемониальные структуры власти, не только неолибералистские инстанции, но и левые институции.

Мы не хотим здесь говорить о брутальном и монструозном расизме экстремально-правых: об этом снято уже достаточно голливудских фильмов.

Мы не хотим даже говорить здесь о тупом бюрократическом расизме правых популистов типа Хайдера или Ле Пена: этот буржуазно-бюргерский расизм лежит на поверхности, и в эту мишень слишком легко метать дротики.

Сейчас, как нам кажется, следует ударить прежде всего по субтильному и замаскированному расизму либералов, а также тех культурных левых, чья толерантная репрессивность изгоняет отовсюду живой дух самоорганизации и личную сопротивленческую инициативу. Эти левые проповедуют вроде бы правильные и неоспоримые вещи, но как немелодично, как мертвенно, как фарисейски! И какая ксенофобия, какой страх инаковости прячется за стерильными личинами этих левых!

Почему они с такой собачьей одержимостью кидаются на Хайдера и при этом терпят вещи, подобные Шенгенскому занавесу?

Почему так люто ненавидят последних воинствующих анархистов и при этом сами благополучно находятся на содержании у неолибералистской социал-демократии?

Почему брезгливо отворачиваются от любой радикально-демократической инициативы, исходящей снизу, зато сами все более и более превращаются в истаблишированную элиту?

Как раз потому, что эти левые - культурные расисты. Они насаждают всюду свои выхолощенные псевдограмшианские доктрины, одержимо провозглашают необходимость новой консолидации и солидарности, но на самом деле инквизиторски ненавидят любую пришедшую извне мысль, любое неконвенциональное действие. Ради кого они стараются? По их собственным словам, ради людей из третьего мира, ради иммигрантов, ради молодежи... Но почему же тогда они не желают слушать этих иммигрантов? Ха-ха-ха! Мы помним одну конференцию в Вене, посвященную интеграции иностранцев в местное культурное сообщество... На подиуме сидели культурные деятели, и в зале сидели культурные деятели, и перед микрофоном торчали культурные деятели, а иммигрантские дети - мальчишки с напомаженными волосами - курили в вестибюле!.. Вот так солидарность! Вот так "get to attack"!

Культурный расизм - это составная часть и важнейший симптом мультикультуралистской позднекапиталистической политики толерантности. Эта показная и лицемерная толерантность игнорирует реального другого (реального "инородца") в его социальном существовании и в его скандальном наслаждении, зато успешно репрезентирует себя в асептически-культурном порядке. Нынешний расизм - это вежливая европоцентрическая дистанция по отношению к локальным культурам. Сегодняшняя ксенофобия - это фальшивый фрустрированный жест, демонстрирующий уважение к чужой идентичности как к некоей закрытой и аутентичной "сущности". Ха-ха-ха!.. Fuck racism!

От крошечной мухи
До злобной старухи,
От пупсика в маске
До деда в коляске

Все, все, все - расисты!
Все, все, все - сексисты!
Туристы!
Чекисты!

От дочки в панамке
До пухленькой мамки,
От кошки в корзине
До чма в лимузине

Все, все, все - расисты!
Все, все, все - лоббисты!
Пуристы!
Садисты!

От мокрой дворняжки
До хрена в тельняшке,
От пьяного панка
До босса из банка

Все, все, все - расисты!
Все, все, все - фашисты!
Голлисты!
Кубисты!

От гниды под мышкой
До умника с книжкой,
От нищей воровки
До властной тусовки

Все, все, все - расисты!
Все, все, все - дантисты!
Нудисты!
Нацисты!
Гошисты!



Окончание: http://tapirr.livejournal.com/1558771.html

From:
Identity URL: 
имя пользователя:    
Вы должны предварительно войти в LiveJournal.com
 
E-mail для ответов: 
Вы сможете оставлять комментарии, даже если не введете e-mail.
Но вы не сможете получать уведомления об ответах на ваши комментарии!
Внимание: на указанный адрес будет выслано подтверждение.
Username:
Password:
Subject:
No HTML allowed in subject
Message:



Notice! This user has turned on the option that logs your IP address when posting.