КТО ТЕРРОРИСТЫ – САПАТИСТЫ ИЛИ БЕЛЫЕ ГВАРДИИ? Часть 2.
Список "белых гвардий" Чиапаса
"Белые гвардии" – так в Мексике называют "эскадроны смерти", которые действуют в сельской местности и находятся на содержании у местных латифундистов или политиков. Основная задача "белых гвардий" – держать в покорности местное индейское население (подробнее о "Белых гвардиях" мною было упомянуто в этом посте. Об "эскадронах смерти" в соседней в Мексикой Гватемале можно посмотреть тут (русские националисты любят Белые гвардии Латинской Америки), тут(последователи Белого дела якшаются с диссидентами Гватемалы) и тут (Carlos Sabino как идеолог отрицания геноцида индейцев майя) ).
На первом этапе появления на политической арене индейцев-сапатистов (EZLN) в 1994 году, правительство Мексики, и в частности тогда еще действующий президент Карлос Салинас-де-Гортари изначально пытались (и весьма безуспешно и нелогично) сочетать политику устрашения повстанцев с уступками их требованиям (политика кнута и пряника). Со вступлением Мексики в НАФТА в 1994 году, слишком много местных и иностранных финансовых интересов было инвестировано в Чиапас. В деклассифицированном докладе ЦРУ за май 1994 г. было отмечено, что местная элита выражала недовольство политикой Карлоса Салинаса по отношению к восставшим индейцам, считая ее слишком "мягкой": "Согласно наблюдениям ЦРУ, ранчеро и другие "заинтересованные лица" в регионе считали тактику администрации Салинаса "заигрыванием с повстанцами" (цитируется по: Julie Mazzei "Death Squads or Self-Defense Forces?", p.52)
Согласно вышецитируемому источнику (и согласно общедоступной информации), в Чиапасе известно не менее девяти (9) вооруженных группировок, имеющих непосредственное отношение а ПРИ (Революционно-институционной партии - политического лидера Мексики) – либо через финансирование, через партийных руководителей, чиновников или организаций, аффилированных с ПРИ. Эти "Белые гвардии" - которые можно, не сомневаясь, назвать "эскадронами смерти" – традиционно занимаются тем, что беспокоят местные сапатистские деревни: убивают индейцев, разрушают хозяйства, запугивают активистов, и даже устраивают откровенную резню – как это случилось в деревушке Актеаль в 1997 году, где погибло около сорока мирных жителей, женщин и детей.
Среди "Белых гвардий" Чиапаса выделяются следующие:
- Лос-Чинчулинес (Los Chinchulines), базирующиеся в Бачахоне, муниципалитет Чилон. Эта группа находится на финансировании ПРИ, и "прославилась" тем, что во время мирных переговоров в Сан-Андрес, между сапатистами и правительством, напало на местных прихожан, сочувствующих сапатистам - разрушило их дома, причем несколько человек были убиты. Эта группа боевиков (PMG – paramilitary group) была основана в период губернаторства Эльмара Зетцера-Марселя (1993-1994) лично им самим.
- Группа под названием "Развитие, мир и справедливость" ("Desarollo, pas y justicia"). Одиозный факт - бывший конгрессмен Самюэль Санчес-Санчес, в звании "полковника" был непосредственным руководителем этой организации (т.н."президентом"), а бывший член местного муниципального совета – Марко Альбино-Торрес, был ее "майором".
- MIRA была основана федеральным депутатом от Окосинго Норберто Сантис-Лопесом, а боевики группы получали ежемесячную выплату "от правительства" в размере 1.250 песо. –
- Cан-Бартоломе-де-лос-Льянос (San-Bartolome de los Llanos) ассоциирована с федеральным депутатом Эукарио Орантесом.
- Лос-Пуньялес (Los Punales) и Лос-ПлAтанос (Los Platanos) – букв. "Кулаки" и "Бананы" –традиционно связаны с местными лидерами ПРИ.
- "Красная маска", как предполагается, была ответственна за печально известную резню в Актеале 1997 года, где погибли безвинные женщины и дети, а сама резня была инициирована местным муниципальным президентом в Ченало (Chenalho). Известно, что предыдущий муниципальный президент Хасинто Ариас Крус лично просил президента Седильо (который в конце девяностых занимал президентское кресло Мексики) право на ношение оружия для местных жителей, дабы "обороняться от сапатистов". Он лично раздал местным крестьянам-кампесинос оружие, и вскоре последовала серия нападений на сапатистов и местных сторонников ПРД (Революционно-демократической партии – единственной институционной левой партии Мексики), в результате чего были убиты несколько крестьян, а другие бежали с насиженных мест. Эту группу также поддерживал бывший федеральный депутат Антонио Перес-Эрнандес.
Согласно установившейся схеме, для достижения своих целей местные и федеральные политики от ПРИ предпочитают использовать не политические рычаги, а грубую вооруженную силу. Они напрямую занимались созданием военизированных группировок: набирали боевиков, создавали особую идеологию для каждой группы, а именно – создавали для группы образ "врага", задавали идеологическую цель, и определяли методы. Партийная принадлежность каждой группы, как правило, была совершенно прозрачной и очевидной, но вместе с тем убирала персональные идентификаторы, и таким образом – группа становилась "невидимой" местному правосудию, и неподвластной ему.
Во время переговоров в Сан-Андрес (1996), индейцы из сапатистского командования, которые прекрасно знают обстановку и тонкости местной жизни на селе, наряду с другими предложениями подали правительству требование о том, чтобы "Белые гвардии" были либо упразднены, либо наделены юридическим статусом, и им была бы выдана особая униформа – в таком случае, "Белые гвардии" становились бы субъектом государственного права, и как следствие – стали бы отчитываться по закону за свои действия, и потеряли бы право на безнаказанность или неподсудность ("impunidad", impunity). (см. комюнике сапатистов по поводу выхода из переговоров Сан-Андрес, от 3 сентября 1996 г.)
Однако, это требование до сих пор так и осталось без ответа. Переговоры Сан-Андрес закончились безрезультатно в 1996 году. Сапатисты прекратили все отношения с правительством и ушли в свои поселки.
А в 1997 году, в качестве устрашающей акции для сапатистов, случилась резня в Актеале – науськиваемые местными приистами, такие же индейские крестьяне из Ченало устроили резню в поселке местных индейцев-пафицистов, которые сочувствовали сапатистам называли себя "Пчелами". Местные боевики (да какие они боевики? Такие же крестьяне, но озлобленные и науськанные) –дождались, пока все мужчины из поселка уйдут в поле, а женщины и дети пойдут в церковь. Вот там, в местной церкви – скорее, напоминающей бедный сарайчик – и произошла страшная резня, бойня беззащитных женщин и детей.
Представьте себе похожую сцену из Части Второй фильма "Убить Билла" – "Резня в Эль-Пасо". Только Актеаль был страшнее – дети прятались за мебелью, выбегали на улицу, женщины пытались убежать в лес – но везде их настигал нож или мачете. Кругом валялись трупы, куски тел, умирающие и стонущие дети – не щадили даже беременных женщин. Трупы вокруг церкви и по всему поселку – вот такую сцену застали местные индейцы-мужчины, вернувшиеся домой. Массовые похороны. Десятки гробов, вокруг которых стояли обездоленные мужья, отцы, братья. Никто не плакал.
Стоит отметить, что во время резни, неподалеку от поселка стояло местное подразделение федеральной полиции, и наблюдало за ходом событий. Забегая вперед – да, виновные потом были наказаны, но не сильно. За них не стоит переживать.
Так кто же террористы в Чиапасе?